Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные виды невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные виды невербальной коммуникации

1.1 Кинесика

1.2. Тактильное поведение

1.3. Сенсорика

1.4. Проксемика

1.5. Хронемика

1.6. Паравербальная коммуникация

2. Кинесика

3. Тактильное поведение

3.1 Виды тактильной коммуникации:

3.1.1 Функциональное/профессиональное осязание

3.1.2 Социальное/вежливое осязание

3.1.3 Дружеское/теплое осязание

3.1.3 Любовное осязание

3.1.4 Насилие

3.1.5 Сексуальное/ возбуждающее

3.1.6 Значения прикосновений

3.1.7 Прикосновения, имеющие позитивное воздействие

3.1.8 Контролирующие прикосновения [30]

3.1.9 Культура и прикосновения

4. Сенсорика

5. Проксемика

6. Хронемика

6.1 Монохронная система времени [47]

6.2 Полихронная система времени [48]

6.3 Со-культурные перспективы времени.

6.4 Ориентация во времени

6.5 Хронемика: культура и дипломатия [61]

6.5 Хронемика и власть на работе [66].

7. Паравербальная коммуникация

Заключение

Список использованных источников

3.1.5 Сексуальное/ возбуждающее

Согласно Гивенсу (исследование 1999 года), процесс невербальной коммуникации и переговоров заключается в отправлении и получении сообщений в попытке получить чье-либо одобрение или любовь [23]. Ухаживание, которое может породить любовь, определяется как невербальное сообщение, нацеленное на привлечение сексуального партнера. Во время ухаживаний, мы обмениваемся жестами невербальной коммуникации, чтобы сообщить друг другу, что нужно стать ближе. Основными сигналами на пути к интимности являются поцелуи и ласки.

Период ухаживания можно разделить на 5 этапов, которые включают фазу внимания, фазу знакомства ближе, фазу общения, фазу прикосновений и фазу занятий любовью. Тактильные чувства проявляются на последних двух фазах. Фаза прикосновений Первое прикосновение как правило может быть «случайным», чем преднамеренным, сделанным посредством прикосновения к нейтральной части тела. На этой фазе реципиент либо принимает прикосновение либо отвергает его движением тела. Объятия – это стандартный способ сказать кому-либо, что вы любите его и возможно также нуждаетесь в нем [24]. Намерение дотронуться: тактильный код или намек в невербальной коммуникации – это скрытое намерение. Поцелуи - это финальная стадия четвертой фазы ухаживания. Последняя фаза, занятие любовью, которое включает тактильную стимуляцию, известную как легкие или протопатические прикосновения. Любое чувство страха или тревоги может быть смягчено другими прикосновениями, такими как поцелуи или массаж [26].

3.1.6 Значения прикосновений

Исследование прикосновений, проведенное в 1985 года Джонсоном и Ярбороу, выявило 18 различных значений прикосновений, которые сгруппированы в 7 типов: имеющие позитивное (эмоциональное) воздействие, игры, контроль, ритуал, смешанные, с определенной целью и случайные [27].

3.1.7 Прикосновения, имеющие позитивное воздействие

Эти прикосновения передают позитивные эмоции и происходят в основном между людьми, которые находятся в близких отношениях. Эти прикосновения могут быть подвергнуты дальнейшей классификации, будучи подразделенными на прикосновения поддержки, одобрения, присоединения, влечения или привязанности.


Прикосновения поддержки: служат для проявления заботы, утешения, защиты человека. Эти прикосновения обычно уместны в ситуациях, когда человек находится в состоянии тревоги [28].

Прикосновения одобрения: служат для выражения благодарности.

Прикосновения присоединения: обращают внимание на то, что какая-либо деятельность осуществляется совместно, предполагают психологическую близость.

Сексуальные прикосновения: выражает физическую привлекательность или сексуальное влечение.

Прикосновения привязанности: выражают общее позитивное отношение человека, но большее чем простое признание.

"Прикосновения игры": эти прикосновения служат для смягчения общения. "Прикосновения игры" передают двойное сообщение, так как всегда подразумевают сигнал игры, как вербальный так и невербальный, который указывает на то, что поведение нельзя воспринимать серьезно. Эти прикосновения могут быть также подразделены на воздействующие и агрессивные:

Воздействующее: служит для смягчение общения. Серьезность позитивного сообщения нейтрализуется игривым сигналом [29].

Агрессивное воздействие: как и воздействующие, эти прикосновения используются для смягчения напряжения в общении, но игривый сигнал указывает на агрессию. Эти прикосновения исходят только от одной стороны, не от обеих.

3.1.8 Контролирующие прикосновения [30]

Эти прикосновения нужны для того, что бы направить в нужное русло поведение, отношение или состояние реципиента. Основной чертой этих прикосновения является то, что почти все они исходят от человека, который пытается оказать влияние. Эти прикосновения можно также подразделить на: уступчивые, привлекающие внимание и вызывающие реакцию. Уступчивые: попытки направить в нужное русло поведение другого человека и, как правило, посредством оказания влияния на отношение или чувства другого человека.

Привлекающие внимание: нужны для того, чтобы перенаправить фокус восприятия реципиента на что-либо.

Вызывающие реакцию: используются для привлечения внимания, чтобы косвенно запрашивать реакцию другого.

Ритуальные прикосновения: к этой группе относятся прикосновения при приветствии и прощании. Они помогают сделать переход к сфокусированному общению и от него.


Случайные прикосновения: эти прикосновения воспринимаются как ненамеренные и не несут за собой никакого смысла. Они в основном состоят из легких прикосновений [31].

3.1.9 Культура и прикосновения

Высокая культура распространена в восточных странах. Средневосточная, Азиатская, Африканская и Южно-американская культуры являются образцами высокой культуры [32]. Традиции играют значительную роль, укореняются и почти не меняются со временем. Представители данного типа культуры точно знают, когда можно использовать тактильную коммуникацию, основываясь на строгом невербальном, всеми используемом законе.

По результатам исследований, в одних видах культуры прикосновения довольно распространено (контактная культура), а в других может отсутствовать (дистантная культура). К низкоконтактым культурам принадлежат североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы [33]. Представители этих культур при общении находятся на определенном расстоянии друг от друга, причем азиаты используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы. К контактным культурам принадлежат латиноамериканские, южно-европейские культуры.

4. Сенсорика

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуника­ции, основывающийся на чувственном восприятии представите­лей других культур [34]. Наряду со всеми другими сторонами невер­бальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы стро­им наше общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инст­рументами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, мо­гут казаться отвратительными в другой. Так, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются. Представьте себе, что вам нужно будет общаться с таки­ми людьми, и каким будет ваше отношение к ним [35].


Особенности национальной кухни также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иност­ранец воспринимает как необычные или отталкивающие, пред­ставителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными [36]. Так, в американских домах обычен запах яиц, сва­ренных вкрутую, У американцев этот запах не вызывает никаких неприятных ощущений, но для некоторых азиатов этот запах столь же невыносим, как запах гниющей рыбы: они не едят вареных яиц и не имеют возможности принюхаться к ним. Русскому чело­веку придется с осторожностью пробовать блюла индийской или индонезийской кухни из-за большого количества специй, исполь­зуемых при их приготовлении. Индусу же, очевидно, наша кухня покажется слишком пресной. Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться эти сочетания, узо­ры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.

Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культу­ры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных на­родов [37]. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой.

Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, ко­торую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа при­ятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощу­щений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.

5. Проксемика

Проксемика  — область социальной психологиии семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения [38].

Выступая в качестве особой знаковой системы, пространство и время организации процесса общения несут смысловую нагрузку, являясь компонентами коммуникативной ситуации.

Антрополог Эдвард Холл (Edward T. Hall) в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, обозначал этим термином «анализ того, как человек осу­ществляет спонтанное структурирование микропространства — межсубъектное про­странство, организация пространства в своем жилище, планировка городской среды» [39]. Он пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.


Холл выделял четыре межсубъектные зоны [40]:

1. интимная (0-0,5м)

2. персональная (личностная) (0,5м-1,2м)

3. социальная (1,2м-3,65м)

4. общественная (3,65 м и более)

В интимную зону мы пускаем только самых близких людей, именно она олицетворяет собой наше личное пространство. В персональную зону мы допускаем людей для личных доверительных бесед. Можно сказать, что это зона для хороших друзей и знакомых.Социальная зона — это область для общения с посторонними людьми. Публичная зона — это, скажем, зона между оратором и аудиторией. То, что находится вне публичной зоны, человек обычно не воспринимает как нечто, имеющее к нему отношение. Именно поэтому, кстати, многие так не любят очереди и забитый общественный транспорт. Дело не только в чисто физическом дискомфорте, когда нам приходится долго стоять и даже висеть в неудобной позе, а в том, что наша личная зона в такой ситуации заполнена людьми, которых мы в других обстоятельствах допустили бы разве что в социальную.

Понятно, что цифры эти весьма условны. Многое зависит от специфики культуры определенного региона [41]. Скажем, у южных народов персональная зона меньше, чем у северных, поэтому то, что они считают проявлением дружелюбия, сдержанным северным народам может показаться агрессией. У западных народов персональная зона больше, чем у восточных, поэтому европеец, соблюдающий комфортную для себя дистанцию, восточному человеку может показаться недружелюбным. Многое, конечно, зависит еще и от конкретного человека. Скажем, интроверты обычно более ревностно оберегают свое личное пространство, чем экстраверты [42].

Но личное пространство — это не только расстояние для общения, которое мы выбираем при контакте с различными людьми. Это еще и определенные вещи, которые мы считаем своими. На самом деле эти вещи могут и не принадлежать нам официально. Скажем, рабочее место (стол, стул, компьютер) принадлежит работодателю, но пока мы на нем работаем, оно — наша личная зона. В личное пространство входит ваше жилье — квартира, комната или хотя бы кровать в общежитии.

Еще есть эмоциональное и информационное личное пространство. Это та информация, те эмоции и переживания, которыми мы предпочитаем не делиться с другими. Часто с нарушением этого личного пространства сталкиваются подростки, чьи родители находят их личный дневник. К личному пространству можно отнести также право проводить свободное время так, как захочется, ни перед кем не отчитываться о своих хобби и увлечениях [43].