Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные виды невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 334

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные виды невербальной коммуникации

1.1 Кинесика

1.2. Тактильное поведение

1.3. Сенсорика

1.4. Проксемика

1.5. Хронемика

1.6. Паравербальная коммуникация

2. Кинесика

3. Тактильное поведение

3.1 Виды тактильной коммуникации:

3.1.1 Функциональное/профессиональное осязание

3.1.2 Социальное/вежливое осязание

3.1.3 Дружеское/теплое осязание

3.1.3 Любовное осязание

3.1.4 Насилие

3.1.5 Сексуальное/ возбуждающее

3.1.6 Значения прикосновений

3.1.7 Прикосновения, имеющие позитивное воздействие

3.1.8 Контролирующие прикосновения [30]

3.1.9 Культура и прикосновения

4. Сенсорика

5. Проксемика

6. Хронемика

6.1 Монохронная система времени [47]

6.2 Полихронная система времени [48]

6.3 Со-культурные перспективы времени.

6.4 Ориентация во времени

6.5 Хронемика: культура и дипломатия [61]

6.5 Хронемика и власть на работе [66].

7. Паравербальная коммуникация

Заключение

Список использованных источников

6.5 Хронемика и власть на работе [66].

Время имеет прямое отношение к власти. Хотя обычно власть характеризуют как возможность влиять на людей, власть также связана с превосходством и статусом. На работе управляющий персонал очень ценит время. Их отношение ко времени в корне отличается от тех, кто находится ниже по карьерной лестнице. Андерсон и Боумен привели 3 примера того, как хронемика и власть связаны на работе [67].

Время ожидания

Исследователи Инсел и Линдгрен [68] утверждают, что если человек заставляет ждать того, кто находится на более низкой позиции, это является примером демонстрации превосходства. Если же человек ждет другого, то значит, у того есть над ним власть. Это показывает, что время ожидающего менее ценно, чем время ожидаемого. Если ты опаздываешь на встречу к боссу, то это может быть невербальным показателем того, что ты его не уважаешь.

Время на разговоры

Существует прямая связь между властью индивида в компании и процессом общения. Процесс общения [69] подразумевает его длину, последовательность «выступлений», определение того, кто начинает и заканчивает диалог. Те, кто обладает большей властью, обычно говорят чаще и больше. Встреча руководства с сотрудниками это подтверждает. Руководство ведет собрание, задает вопросы и обладает правом говорить долго без остановки. Последовательность обмена фразами во время общения также связана с властью. Социолог Нэнси Хенлей отмечает, что подчиненные обычно соглашаются с начальством, именно поэтому они его не перебивают[4]. Время, которое занимает ответ, тоже связано с этим. Если руководитель говорит, сколько хочет, то ответ подчиненного во времени ограничен. Альберт Мехрабиан отмечает, что девиантная форма этого явления может привести к негативному восприятию начальством подчиненных. Начало и конец коммуникативного процесса на работе также определяется стоящими выше по должности.

Рабочее время

Вряд ли вы увидите президента или менеджера высшего звена, нажимающего на кнопку будильника. Их время настолько ценно, что оно контролируется ими самими, в то время как время подчиненных часто контролируется руководителями. Если у подчиненного есть четко определенный график, то график начальника является гибким. Это не значит, что он работает меньше. График является менее структурированным, поэтому он отличается от традиционного рабочего дня. Согласно исследованию, опубликованному Баллардом [70] и Шейболдом [71], расписание показывает, на сколько формализованы последовательность и длительность мероприятий. Индивиды с более высоким статусом имеют очень четкое и формальное расписание, которое показывает, что их время разделено на конкретные блоки [72]. В расписании четко указаны время, место и специфика каждого события.


7. Паравербальная коммуникация

Под паравербальной коммуникацией понимают совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь с их физическими и количественными характеристиками [73]. Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его передачи.

Паравербальные средства — совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Иными словами, при межкультурной коммуникации определенная часть информации передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл [74].

К паравербальным средствам общения относятся:

Просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса.

Экстралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).

Средствами достижения эффективной коммуникации при паравербальной коммуникации служат следующие характеристики человеческого голоса [75]:

1. Скорость речи, которая может быть очень медленной, не­много замедленной, быстрой и очень быстрой. От скорости речи зависит степень восприятия говорящего партнерами по коммуникации.

2. Громкость речи, которая является выразителем чувств чело­века. Заметные изменения в громкости свидетельствует об эмоциональности и волнении собеседника.

3. Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, вялости воли.

4. Высота голоса. Высота голоса зависит от возрастных, полов индивидуально личностных особенностей человека.

Заключение

Рассмотрев различные виды невербальной коммуникации, я пришла к выводу, что каждый вид позволяет лучше понять способы выражения коммуникаций, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.

Мне кажется, чтобы лучше понять поведение людей, необходимо рассматривать эти виды в совокупности.


Кинесика – данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства;

Тактильное поведение – было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения;

Сенсорика – является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;

Проксемика – вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную;

Хронемика – данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации;

Паравербальная коммуникация – смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания.

Из вышеизложенного я могу сделать вывод, что каждый вид невербальных проявлений эмоциональных состояний человека позволяет лучше понять природу его поступков и основ поведения.


Список использованных источников

1. Галунов В. И. О возможности определения эмоционального состояния говорящего по речи / Речевые технологии. - 2008. - № 1 - С. 60с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с. 

3. Жабин Д. В. Признаки речи в ситуации стресса: монография. - Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008. - 158 с. 

4. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

5. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 783 с. 

6. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - 2-е изд., доп. - М.: КомКнига, 2005. - 96 с. 

7. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с. 

8. Потапова Р. К. Восприятие эмоционального поведения иноязычных и инокультурных коммуникантов / Р. К. Потапова, В. В. Потапов / Фонетика и нефонетика. К 70-летию В. Кодзасова. - М.: Языки славянских культур, 2008. - 602-616с. 

9. Потапова Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика: учебное пособие. - 3-е изд. стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 568 с. 

10. Потапова Р. К. Язык, речь, личность / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. -М.: Языки славянской культуры, 2006. - 496 с. 

11. Румянцева И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. -М.: ПЕРСЭ: Логос, 2004. - 319 с. 

12. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с. 

13. Экман П. Узнай лжеца по выражению лица: пер. с англ. / П. Экман, У. Фризен - СПб.: Питер, 2010. - 272 с.

14. Гранская Ю. В. Распознавание эмоций по выражению лица - СПб.: Питер, 2008. - 166 с. 

15. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии: в 2-х т. - М.: Педагогика, 2009. Т. 1. 486 с.; Т. 2. 323 с

16. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2010. - 311 с. 

17. Boll H. Mein trauriges Gesicht. Erzahlungen. - Moskau: Raduga-Verlag, 2014. - 276 S. 

18. Fischer H. Lampenfiebrig. Hamburg, 2006. - 128 S.

19. Moderne Kurzprosa. Eine Textsammlung. - Munchen - Wien - Zurich, 2008. - 107 S. 

20. Аверкина Л.А. Невербальная коммуникация - важный аспект межкультурной коммуникации / Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 554. - 123-133с.

21. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

22. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

23. Ахьямова И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - 31-38с.

24. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2009. - № 7. - С. 122-130с.


25. Байкулова А.Н. Дружеское общение в парадигме обыденного общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2010. - № 4. - 12-16с.

26. Бестужева Е. Невербальные средства коммуникации // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - 62-67с.

27. Белякова Н.В. Генезис невербальных средств общения // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2009. - № 21. - 155-162с.

28. Ковалев Г.А. Психология познания людьми друг друга // Вопросы психологии, - 2003. -№1. 118с.

29. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.:2006. - 224с.

30. Лисина М.И Проблемы онтогенеза общения. - М.: 2006. – 145с.

31. Лубовский В.И. На XX Международном психологическом конгрессе / Дефектология. - 2003. - №2. - 90-95с.

32. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - М.: 2009. - 350с.

33. Лабунская В.А. Условия опознания эмоциональных состояний по выражению лица /Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Тез. доклад - М., 2009. - 52с.

34. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов на Дону: 2006. - 36с.

35. Лабунская В.А., Нитченко А.Х. Вербальный анализ экспрессии как один из уровней ее распознавания // Теоретические и прикладные проблемы психоло­гии познания людьми друг друга /Тез. доклад. Краснодар: 2005. - 84 – 87с.

36. Коломинский Я.Л. Познание человека человеком в свете проблем межличностных отношений // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Тез. доклад - Краснодар: 2005. - 33-35с.

37. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. - М.-2009. – 133с.

38. Леонтьев Л.А. Психология общения. - М.,2008.– 221с.

39. Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.: Акалис, 2006. – 436с.

40. Реформатский А.А. Введение в языкознание. - М.: БЕК, 2007. – 324с.

41. Добрович А. Общение: наука и искусство. - М.: Инфра-М, 2007. – 326с.

42. Речевые секреты / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Инфра-М, 2007. – 234с.

43. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник МГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55-67.

44. Валиахметова Д. Р. Письменная разговорная речь в контексте особенностей интернет-дискурса - Казань: Изд-во Казан. ун-та - 2010. - 126с.

45. Tidwell L. C., Walther J. B. Computer-Mediated Communication Effects on Disclosure, Impressions, and Interpersonal Evaluations: Getting to Know One Another a Bit at a Time // Human Communication Research. - 2007г. – 344с.

46. Skovholt K., Gronning A., Kankaanranta A. The Communicative Functions of Emoticons in Workplace E-Mails -2007. – 78с.