Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные виды невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные виды невербальной коммуникации

1.1 Кинесика

1.2. Тактильное поведение

1.3. Сенсорика

1.4. Проксемика

1.5. Хронемика

1.6. Паравербальная коммуникация

2. Кинесика

3. Тактильное поведение

3.1 Виды тактильной коммуникации:

3.1.1 Функциональное/профессиональное осязание

3.1.2 Социальное/вежливое осязание

3.1.3 Дружеское/теплое осязание

3.1.3 Любовное осязание

3.1.4 Насилие

3.1.5 Сексуальное/ возбуждающее

3.1.6 Значения прикосновений

3.1.7 Прикосновения, имеющие позитивное воздействие

3.1.8 Контролирующие прикосновения [30]

3.1.9 Культура и прикосновения

4. Сенсорика

5. Проксемика

6. Хронемика

6.1 Монохронная система времени [47]

6.2 Полихронная система времени [48]

6.3 Со-культурные перспективы времени.

6.4 Ориентация во времени

6.5 Хронемика: культура и дипломатия [61]

6.5 Хронемика и власть на работе [66].

7. Паравербальная коммуникация

Заключение

Список использованных источников

Очень важно уметь правильно оценить личное пространство других людей и держать нужную дистанцию. То, что кажется нам абсолютно нормальным, может причинить им дискомфорт. Скажем, вы привыкли при встрече целовать всех, даже «шапочных» знакомых, в щеку, а кому-то такое приветствие кажется, мягко говоря, слишком эмоциональным [44].

Часто проблемы с личным испытывает пара, начавшая жить вместе. У них все общее — территория, хобби, друзья, даже шкафы и посуда. Сначала это кажется милым, а потом начинает раздражать. Поэтому у каждого должен быть свой личный уголок в квартире — рабочее место или зона отдыха — свои друзья, свое хобби, время, которое он сможет уделить только себе — пусть даже это будут полчаса, проведенные в пенной ванной или на диване с книжкой. Никто не говорит, что не должно быть общих друзей или общих хобби. Но личное пространство все равно отнимать нельзя.

Личное пространство дарит нам чувство защищенности и избавляет от многих стрессов. Поэтому оберегайте его и не нарушайте границы личного пространства других людей.

Размеры личностного пространства, вторже­ние в которое других людей нами не допускается, как показали исследования Холла, культурно детерминированы и для людей различных культур (национальностей) различаются. Восточные культуры допускают меньшее расстояние при общении, нежели западные [45].

6. Хронемика

Хроне́мика — это использование времени в невербальном коммуникационном процессе [46]. Она исследует реакцию человека на временные рамки, а также то, каким образом при невербальной коммуникации происходит оценка времени и его распределение. Во всех культурах восприятие времени играет большую роль в процессе невербальной коммуникации. Восприятие времени включает в себя такие понятия, как пунктуальность, готовность ждать и взаимодействие. Использование времени влияет на стиль жизни, распорядок дня, темп речи, манеру передвигаться и готовность людей слушать. Время является статусным индикатором. Например, в большинстве компаний начальник может прервать рабочий процесс в разгаре рабочего дня и провести незапланированную встречу, в то время как рядовому сотруднику фирмы о любых встречах необходимо договариваться с боссом заранее. Представители разных культур и цивилизаций по-разному воспринимают время, что отражается на способах осуществления коммуникации. Все культуры могут быть разделены на монохронные и полихронные.


6.1 Монохронная система времени [47]

Монохронная система времени – это система времени, свойственная монохронным культурам. Она означает, что все дела делаются по очереди в течение определенного времени. Время четко сегментировано и разделено на мелкие блоки. Все происходит по расписанию, что делает управление временем максимально простым и понятным. Время – это прямолинейный путь, который ведет из прошлого в будущее. «Монохронный» человек может заниматься только одним видом деятельности в определенный отрезок времени.

6.2 Полихронная система времени [48]

Полихронная система времени – это система, в которой несколько вещей можно делать одновременно [49]. Время не разделено четко на мелкие блоки и формирование расписания носит более свободный характер. В эти культурах гораздо меньше внимание уделяется небольшим временным единицам. Представители этих культур придают большее значение отношениям, чем тому отрезку времени, который они занимают. Если они с друзьями или с родственниками, то для них не существует понятие «поздно». Они обладают менее формальным восприятием времени [50]. Они живут не по расписанию. Представители культур, которые живут по полихронному времени, планируют многочисленные дела одновременно, поэтому они не могут придерживаться расписания. К полихронным культурам можно отнести Россию, Италию, Саудовскую Аравию, Египет, Мексику, Индию и другие.

Основные различия между монохронными и полихронными культурами [51]

«Монохронные» люди

«Полихронные» люди

Делают все дела по очереди

Делают несколько дел одновременно

Сконцентрированы на работе

Часто отвлекаются

Серьезно относятся к срокам выполнения работы

Достигнуть цель важнее, чем соблюсти временные рамки

Преданы работе

Преданы людям, отношениям

Четко соблюдают план

Легко отходят от плана

Боятся кого-либо побеспокоить или оторвать от дела, соблюдают дистанцию

Больше беспокоятся о своих близких

Редко одалживают или занимают

Часто одалживают или занимают


6.3 Со-культурные перспективы времени.

Столкновение между монохронным и полихронным восприятиями времени может происходить при взаимодействии представителей разных культур [52]. Однако подобные проблемы могут возникнуть и внутри единой культуры. Гавайская культура представляет собой пример того, как со-культуры могут столкнуться. Существуют две системы времени на Гавайях. Полинезийцы пользуются обеими: системой хаоли и гавайской системой [53]. Когда вы слышите, что кто-то говорит «Увидимся в 2:00 по времени хаоли», это означает, что они вас ждут точно 2:00. Но если кто-то сказал «Я буду там в 2:00 по гавайскому времени», то сообщение имеет совершенно другое значение. Это связано с тем, что гавайское время является необязательным и в основном означает «когда я туда попаду». Среди коренных народов США такое же расслабленное отношение к пунктуальности является доминирующим. Фразу «Мы работаем по индейскому время, как обычно», можно услышать на многих общественных мероприятиях. Представители старших поколений успокаивают и с уверенностью говорят, что всему своё время, как бы намекая, что для всего есть причина, даже если она не является очевидной на данный момент. Кроме того, для людей, родившихся в Индии (полихронной стране), но живущих в монохромной (например, США), является нормальным шутить о своих вольных полихронных привычках.

6.4 Ориентация во времени

Восприятие индивидом времени и осознание роли времени – это то, чему можно научиться. По мнению А.Гонсалеса и Ф.Зимбардо, «каждый ребенок изучает ту временную перспективу, которая соответствует ценностям и нуждам общества, в котором он находится» [54]. Есть четыре базовых психологических направления во времени:

Прошлое

Временная шкала/график

Настоящее

Будущее

Каждое направление влияет на структуру, содержание и актуальность коммуникации [55]. Люди, ориентирующиеся на прошлое, имеют проблемы с определением времени. Они часто путают прошедшие и текущие события. Люди, чья когнитивность характеризуется следованием определенному временному графику, обычно ориентируются на детали и мыслят линейно. Они испытывают трудности в процессе осмысления нескольких событий, происходящих одновременно. Люди с временной ориентацией на настоящее в основном характеризуются как искатели удовольствий. Они живут сегодняшним днем и имеют очень высокую склонность к риску. Людей, нацеленных на будущее, обычно характеризуют как целеустремленных личностей, которые видят любую ситуацию намного лучше, чем человек с любой другой временной ориентацией. Использование времени как канала коммуникации может быть действенным, очень изощренным инструментом в процессе межличностных взаимодействий. Время активно используется в следующих типах взаимодействия:


Регулирующее взаимодействие – применяется во время процесса коммуникации, в частности при определении того, чей коммуникативный ход будет следующим . Если спикер открывает пространство для того, чтобы услышать реакцию на сообщение, он останавливается. Если ему это не нужно, то он продолжает говорить быстро с минимальными паузами [56].

Выражение более тесного контакта – когда отношения становятся более близкими, происходят определенные изменения, чтобы показать статус новой фазы отношений. Увеличивается время, которое тратится на взгляды друг на друга, на планирование будущего, в котором они буду проводить много времени вместе, да и вообще люди проводят больше времени друг с другом и тратят больше времени, делая что-то друг для друга [57].

Управление эмоциями – эмоциональная вспышка может стать причиной более сильной эмоциональной реакции, начиная радостью и заканчивая горем или даже нарушением духовного равновесия. Например, негативным эффектом обладают уменьшение зрительного контакта между людьми и неловкие паузы во время беседы. Когда это происходит, люди пытаются ослабить любую негативную эмоцию, а затем сфокусироваться на позитивной [58].

Вызов эмоций – время может использоваться для вызова эмоций в процессе межличностного общения как передатчик ценности отношений. Например, если человек, с которым у вас близкие отношения, опаздывает, то вы это не примете на свой счет. Однако если это незнакомый вам человек, то его неуважение к вашему времени может вызвать негативную эмоцию, когда этот человек придет [59].

Установка целей и фасилитация – профессиональные установки иногда проявляются в процессе межличностной коммуникации. Например, социальные нормы, которые говорят о том, чтобы соприкосновения с незнакомцем должны быть минимальными, являются абсолютно противоположными, если один из пары – доктор, а все это происходит в больнице.

Ориентация во времени и потребители

Ориентация во времени также показывает, как люди реагируют на рекламу. Мартин, Гнот и Стронг (2009) обнаружили, что потребители, ориентированные на будущее, наиболее благоприятно реагируют на рекламу продуктов, которые будут выпущены в далеком будущем и на рекламу, в которой описываются первичные характеристики товара. Напротив, люди с ориентацией на настоящее время предпочитают рекламу товаров, которые уже скоро поступят в продажу, а также вторичные характеристики товара первичным. Отношение потребителей измерялось степенью полезности воспринятой информации о характеристиках продукта [60].


6.5 Хронемика: культура и дипломатия [61]

Как влияет принадлежность к определенной культуре на ориентацию во времени

Так как монохранная и полихронная культуры имеют разные системы восприятия времени, понимание временной системы конкретной страны помогает во время дипломатических переговоров. Например, для американцев завтра является более важным. Они целиком и полностью смотрят в будущее. Ориентация на будущее связана с постоянным решением неотложных вопросов и поиском ответов на новые вызовы. Не все полихронные культуры ориентированы на будущее, есть и те, которые ориентируются на прошлое. Согласно Э.Холлу, время является важным показателем темпа жизни и ритма деятельности, которые характерны для различных культур [62]. Культура использования времени является одним из главных организующих факторов жизни и коммуникации. Именно с помощью времени люди выражают свои чувства, делают акцент на значении своих поступков и действий. Восприятие времени часто является источником разногласий в дипломатических ситуациях. Торговые переговорщики отмечают, что американцы обычно больше волнуются в процессе заключения договора, потому что они всегда спешат и ориентированы на решение проблем. Другими словами, они нацелены на скорейшее решение проблемы - «какое-то решение лучше никакого» (Кохен, 2004, стр.114). Подобные наблюдения можно сделать и в ходе американско-японских отношений. Отмечая разницу в восприятии времени между двумя странами, бывший посол США в Японии говорит: «Мы слишком быстрые, они слишком медленные» [63].

Влияние хронемики на глобальные процессы коммуникации. Существуют разные часовые пояса, и существует разное восприятие времени. И первое, и второе влияет на международную коммуникационную ситуацию. Гонсалес и Зимбардо в работах о восприятии времени отмечают: «Ничто не влияет на то, как мы думаем, и на то, как взаимодействуют между собой представители разных культур, так сильно, как разный подход к восприятию времени, то есть то, как мы делим время на прошлое, настоящее и будущее [64]. Происхождение человека определяет, правят ли временем часы или жизнь идет по правилу «всему своё время». Для достижения успеха необходимо понимать культурные различия, традициии коммуникационные стили. Монохронный подход к переговорам – прямой, линейный, характерен для низкоконтекстуальных культур. Подход низкоконтекстуальных культур к дипломатии заключается в использовании свойственного юристам подхода, основанного на аргументах, четких идее и миссии, а также плану развития процесса. Представители монохронных культур уделяют больше внимания времени, срокам и расписанию, быстро выходят из себя и хотят максимально быстро решить все вопросы. Полихронные культуры подходят к дипломатическим ситуациям, не уделяя большого внимания времени. Им не важно, сколько времени будет потрачено, важнее – построить крепкие отношения. Коллективистская культура является высококонтекстуальной. Представители высококонтекстуальной культуры уделяют большое значение невербальной коммуникации. Хронемика является одним из невербальных каналов коммуникации, и их отношение ко времени демонстрирует их восприятие времени. Они не смотрят на время, а обсуждают широкомасштабные темы до того, как перейти к деталям переговоров. Для них не является важным приход к соглашению до определенного времени. Важнее, каким будет результат, то, как он будет выглядеть, чтобы не ударить лицом в грязь. Это является нормой для коллективистской культуры. Понимание этих различий способствуют улучшению процесса межкультурной коммуникации [65].