Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Основные виды невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основные виды невербальной коммуникации

1.1 Кинесика

1.2. Тактильное поведение

1.3. Сенсорика

1.4. Проксемика

1.5. Хронемика

1.6. Паравербальная коммуникация

2. Кинесика

3. Тактильное поведение

3.1 Виды тактильной коммуникации:

3.1.1 Функциональное/профессиональное осязание

3.1.2 Социальное/вежливое осязание

3.1.3 Дружеское/теплое осязание

3.1.3 Любовное осязание

3.1.4 Насилие

3.1.5 Сексуальное/ возбуждающее

3.1.6 Значения прикосновений

3.1.7 Прикосновения, имеющие позитивное воздействие

3.1.8 Контролирующие прикосновения [30]

3.1.9 Культура и прикосновения

4. Сенсорика

5. Проксемика

6. Хронемика

6.1 Монохронная система времени [47]

6.2 Полихронная система времени [48]

6.3 Со-культурные перспективы времени.

6.4 Ориентация во времени

6.5 Хронемика: культура и дипломатия [61]

6.5 Хронемика и власть на работе [66].

7. Паравербальная коммуникация

Заключение

Список использованных источников

Введение

Как показали проведенные исследования, современный человек за день произносит более 30 тысяч слов, сопровождая их несловесными действиями. Кроме языка существует огромное множество способов общения, служащих средством получения и сообщения информации. В каждой культуре за каждым знаком и символом закреплено собственное обозначение, которое понятно окружающим, либо группе посвященных лиц.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. В частности это может касаться и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, симптомы и движения.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Однако невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении. Как говорится, от правды не уйдешь.

Невербальные средства коммуникации усваиваются людьми только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они имеют следующие источники: врожденный или приобретенный при социальном развитии человека, биологический и социальный.

Невербальная коммуникация может быть разделена на три условных типа:

1. Поведенческие знаки – имеют физиологические реакции, такие как покраснение, побледнение, волнение, дрожь и т.д.

2. Ненамеренные знаки – использование подобных знаков связано непосредственно с привычками человека, такими как покусывание губ, качание ногой без явных на то причин, почесывание носа.

3. Собственно коммуникативные знаки – представляют собой конкретные сигналы, способные передавать конкретную информацию о событиях, объектах или состоянии человека.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика и последующее углубленное изучение видов невербальных проявлений эмоциональных состояний человека


Для реализации данной цели мною были выделены такие задачи, как изучение видов невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, их углубленной характеристики, способов их выражения.

Предметом исследования выступают виды невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Для своей работы мною были использованы компетентные источники, написанные в последние годы и изданные при институтах и в крупных издательствах, специализирующихся на области психофизиологии.

1. Основные виды невербальной коммуникации

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный канал.
Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации [1]:

1.1 Кинесика

– данный элемент представляет совокупность телодвижений, жестов и поз, применяющийся для дополнения выразительных средств коммуникации. Главными элементами кинесики являются мимика, позы, жесты и взгляды, имеющие физиологическое или социокультурное происхождение. Применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства [2];

1.2. Тактильное поведение

– было установлено, что при общении все люди используют разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют различную, отличную от прочих эффективность и значимость. Тактильное поведение условно может делиться на следующие типы: профессиональные, ритуальные, дружеские и любовные. Каждый тип прикосновения необходим человеку для ослабления или усиления процесса коммуникативной связи. Однако имеется ряд факторов, которые несомненно стоит учитывать, поскольку в разнообразных культурах невербальные элементы имеют различные обозначения [3];

1.3. Сенсорика

– является одним из видов невербальной коммуникации, в основе которого лежит чувственное восприятие всеми культурами. Отношение к партнеру складывается на ощущении органов чувств: запахов, ощущения вкуса, восприятия звуковых и цветовых сочетаний, ощущения тела собеседника и тепла, исходящего от него. Благодаря всему этому и сроится невербальная коммуникация с данным партнером;


1.4. Проксемика

– вид невербальной коммуникации, основанный на использовании пространственных отношений. Данный вид коммуникации подразумевает непосредственное влияние расстояний и территорий на проявление межличностных отношений между людьми. В результате проведения некоторых исследований были выявлены четыре зоны невербальной коммуникации пространственного типа: интимную, личную, социальную и публичную [4];

1.5. Хронемика

– данный вид подразумевает использование времени при невербальной коммуникации [5];

1.6. Паравербальная коммуникация

– смысл коммуникации зависит от проявления уровня ритма, интонации и тембра голоса, которые используются для непосредственной передачи высказывания [6].

2. Кинесика

Кинесика — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата) [7]. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

Является одним из подразделов паралингвистики [8].

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов [9].

3. Тактильное поведение

Тактильное общение — это способ общения и взаимодействия людей и животных посредством чувства осязания [10]. Тактильно – кинестетические данные поступают от сенсорных рецепторов, которые находятся в коже, суставах, мышцах, сухожилиях и во внутреннем ухе. Тактильное чувство предоставляет информацию о внешнем мире, формирует представления о положении тела в пространстве. Помимо предоставления информации о поверхностях и текстурах, осязание, или тактильное чувство, является составной частью в межличностной коммуникации, называемой также невербальной или не визуальной. Осязание крайне важно для людей и является необходимым для выражения физической близости [11]. С помощью коммуникации человек может привлечь внимание, выразить своё отношение к собеседнику, наладить контакт, но также может вызвать отрицательные эмоции: сокращение психологической дистанции создает неудобство у некоторых людей. Осязание по своему значению может быть позитивным, игривым, обрядным, намеренным и нечаянным. Оно может быть как сексуальным (поцелуй), так и отвлеченным (например, щекотки). Осязание – это первое чувство, которое развивается в эмбрионе. Развитие осязательных чувств у эмбриона и соотношение их к развитию других чувств, таких как зрение, стало предметом большого количества исследований. По данным ученых, у младенцев наблюдались большие проблемы с выживанием в случае, если у них не было развито чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать. Не следует забывать, что отношение к прикосновениям различается у людей в разных странах [12]. Также социально-приемлемый уровень прикосновений отличается в разных культурах.


3.1 Виды тактильной коммуникации:

Richard Heslin выделяет 5 категорий осязания:

1. Функциональное/профессиональное – выражает намеренность действий;

2. Социальное/вежливое – применяется при ритуальном общении;

3. Дружеское/теплое – выражает специфическое отношение;

4. Любовное/интимное – выражает эмоциональную привязанность;

5. Сексуальное/возбуждающее – выражает сексуальное намерение.

Намерение прикоснуться не всегда попадает под какую-либо определенную категорию и может относиться к каждой из категорий в классификации Richard Heslin [13].

3.1.1 Функциональное/профессиональное осязание

Руководителям следует знать об эффективности использования прикосновений при взаимодействии со своими подчиненными, но при этом быть осмотрительными и понимать, что прикосновение можно неправильно понять. Рука на плече для одного человека может означать жест поддержки, а для другого – жест сексуального характера. В процессе работы с другими людьми, используя прикосновения как средство коммуникации, руководителю необходимо знать о том, как каждый человек относится к прикосновениям. Henley в своем исследовании (1977 года) обнаружил, что человек, обладающий властными полномочиями, более склонен прикасаться к подчиненным, в том время как подчиненный не ощущает возможность прикасаться к руководителю [14]. Прикосновение – это сильный инструмент невербальной коммуникации. Согласно Borisoff и Victor, столь разные стандарты между руководителями и подчиненными могут привести к недопониманию, является ли прикосновение намерением повлиять на человека или носит интимный характер.

Walton в своей книге отметил, что прикосновения подчеркивает, насколько важно сообщение, посылаемое отправителем [15]. Прикосновение, предельное выражение близости или доверия между двумя людьми, но не часто замечаемое в деловых или формальных взаимоотношениях.

3.1.2 Социальное/вежливое осязание

Момент перехода от одной категории тактильного чувства к другой может быть расплывчатым из-за особенностей культуры. К примеру, существует множество мест в США, где касание предплечья считается социально корректным и вежливым. Однако на Среднем Западе этот вид коммуникации не всегда является приемлемым [16]. Самый первый контакт с человеком в деловой сфере обычно начинается с прикосновения, а именно с рукопожатия. То, как человек пожимает руку, может многое сказать о нем и его личности. Jones [17] раскрывает суть тактильной коммуникации как наиболее близкую и вовлекающую форму общения, которая помогает людям поддерживать хорошие взаимоотношения друг с другом. Jones совместно с Yarbrough исследовал частоту прикосновений и прикосновения, возникающие между отдельными личностями. По частоте прикосновения можно разделить на два разных вида, а именно повторяющиеся и стратегические. Повторяющиеся прикосновения – это такой вид прикосновений, когда один человек дотрагивается, а второй отвечает ему тем же жестом. Большинство таких прикосновений считаются позитивными. Стратегические прикосновения – это серия прикосновений, обычно со скрытым мотивом, используемые с целью заставить человека делать то, что нужно другому [18]. Обычно повторяющиеся прикосновения являются личными или единичными прикосновениями. Они должны быть интерпретированы в контексте того, что было сказано, и обусловлены набором социальных обстоятельств на момент касания человека. "Civil inattention" определяется как вежливый способ поддержания взаимодействия с незнакомцами, без вовлечения в межличностные взаимоотношения и без необходимости реагирования на прикосновения незнакомца. Goffman для объяснения данного феномена представляет исследование «в лифте»: для людей является непривычным смотреть, разговаривать или дотрагиваться до человека, стоящего рядом. Но в случае, когда помещение в лифте настолько переполнено, что люди прикасаются» друг к другу, они сохраняют своё безразличие для того, чтобы не оказать воздействие окружающих на людей.


3.1.3 Дружеское/теплое осязание

В дружественной обстановке прикосновения более привычны для женщин, чем для мужчин. Whitcher и Fisher провели исследование, чтобы выяснить, различается ли у обоих полов прикосновения психотерапевтического характера с целью уменьшить беспокойство [19]. Медсестрам было предписано дотрагиваться до своих пациентов в течение минуты, в то время как пациенты изучали брошюру во время рутинной предоперационной процедуры. Женщины восприняли это позитивно, в то время как мужчины – нет. Было высказано предположение, что мужчины приравнивали прикосновения к тому, что к ним относятся как к подчинённым или зависимым. Прикосновения среди членов семьи, как выяснилось, влияют на их поведение. В семейных взаимоотношения действуют множество факторов. Зачастую, по мере того, как ребенок растет, количество родительских прикосновений уменьшается [20].

3.1.3 Любовное осязание

Первостепенный невербальный способ коммуникации, который оказывает наибольший эффект на межличностные отношения – это прикосновения. Количество прикосновений увеличивается, когда безличные отношения становятся личными. Прикосновение в обществе может послужить «сигналом привязанности» (когда пара держится за руки, обнимаются), который показывает личный характер отношений. Использование «сигналов привязанности» происходит чаще на стадии свиданий и ухаживаний, чем у женатых пар, согласно Бургуну, Булеру и Вудалу [21].

3.1.4 Насилие

Прикосновения в близких взаимоотношениях могу временами иметь насильственный характер. МакЭван и Джонсон подразделили насильственные прикосновения на две категории: интимный терроризм и насилие в парах. Интимный терроризм характеризуется как нужда контроля и доминирования в отношениях, который со временем набирает частоту и обостряется. Обычное насилие у пар, с другой стороны, часто является результатом мелкого конфликта. Такое насилие встречается реже и является менее жестким, не набирает обороты со временем. Существует два главных отличия между интимным терроризмом и насилием в парах. Обычное насилие в парах случается от случая к случаю и не обостряется со временем. Одно исследование, проведенное Гайзером в 1990 году, представило дополнительное подтверждение, что фактически мужчины в большей степени склонны к невербальной агрессии и насилию [22].