Файл: Планирование эксплуатационной программы гостиничного хозяйства (Планирование эксплуатационной программы гостиницы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Обоснование развития туризма с экономических, экологических и социокультурных позиций (определены потенциальные выгоды).
  • Выбор целесообразных форм развития и соответствующих типов международных и внутренних рынков туризма, которые следует привлекать.
  • Обоснование принятия решения «Следует ли туризму «ориентироваться на рынок», развивая такие формы туризма, которые будут привлекать широкий рынок независимо от воздействия его развития; или «ориентироваться на продукт», развивая те формы туризма, которые наиболее совместимы с окружающей средой и обществом». Обычно выбирается сочетание этих двух подходов.
  • Определение допустимой степени развития – следует ли ограничивать развитие туризма, поддерживать его на среднем уровне или стимулировать его для того, чтобы туристский сектор стал приоритетным сектором экономики. Большая страна или регион могут принимать решения о развитии туризма на разных уровнях в различных районах и в различные сезоны, исходя из условий экологического, социокультурного и инфраструктурного развития.
  • Выбор темпов развития: медленного, среднего или ускоренного. Даже если имеется потенциал для быстрого роста, вполне возможно следует сдерживать его темпы по причинам: социального характера (привыкания местного населения к туризму); необходимости увязки строительства туристских объектов с развитием инфраструктуры; планирования людских ресурсов (подготовки кадров); экономического характера (увязка туризма с другими секторами без искажений в экономике).
  • Выработка соответствующих функций правительства и частного сектора в развитии и управлении туризмом.
  • Рассмотрение вопросов охраны окружающей среды, сохранения культурного наследия и необходимость устойчивого развития.
  • Указание районов предполагаемого развития и его этапов, которые затем уточняются в планах.

Другие типы политик в туризме могут, например, относиться к многоцелевому использованию туристской инфраструктуры, взаимосвязям между внутренним и международным туризмом, программам образования и профессиональной подготовки, социальной интеграции туризма и вопросам, связанным с инвестициями и занятостью.

На первом этапе работники плановых органов (плановики) должны учесть возможные тенденции развития проблем и потенциальных состояний, которые могут быть заранее предусмотрены с помощью следующих сценариев:

  • «вероятностный сценарий» может дать основу для укрепления стратегических решений, стабильного развития туризма;
  • «пессимистический сценарий» способствует обоснованию для возможных планов управления кризисом;
  • «оптимистический сценарий» предусматривает минимальную степень активности при особо благоприятной комбинации возможных тенденций развития. [4; с. 39]

Анализ актуальных проблем развития туризма осуществляется на основе системного подхода последующей технологии: описание проб­лемы; установление причин, вызывающих проблему; выявление и про­верка вероятностных причин; подтверждение вероятностных причин.

Под сценарием в данном контексте подразумевается предполагаемый или возможный ход событий и описание ведущих к ним путей. Прогнозы и предположения, на которых он строится, включают в себя, насколько это возможно, все факторы, относящиеся к изучаемому будущему данной сферы деятельности.

Наличие нескольких путей для достижения доминирующих целей развития туризма диктует требование к построению сценария по прин­ципу альтернативности с проигрыванием различных возможных ситуа­ций и с последующим выбором наиболее оптимальной из них.

Целью сценарных и аналитических расчетов в общем случае явля­ется прогнозирование последствий и параметров развития туризма при определенном наборе доминирующих целей перспективного экономи­ческого и социального развития, в частном случае – выработка в этих условиях линии поведения органов управления.

Сценарии позволяют получить ответы на следующие вопросы:

  • Что можно изменить в ходе развития?
  • Какие условия необходимо соблюдать?
  • Как можно предугадать дальнейшее развитие?

Сценарии допускают различные картины развития туризма, что по­зволяет подготовить альтернативные планы и оценить, насколько они отвечают достижению целей туризма, обеспечивают максимальные эко­номические выгоды, минимизируют негативные последствия для окру­жающей природной и социокультурной среды и обеспечивают устойчи­вое развитие. Так, например, если высокие показатели плановых заданий по количеству туристских прибытий приводят к неприемлемым уровням экологических и социальных издержек, рыночные ориентиры и масшта­бы туризма должны быть пересмотрены в сторону снижения.

Рекомендации. План, выбранный в результате анализа, дополненный деталями, является основой для выработки каталога мероприятий и проектов в форме полного описания рабочих, а иногда и принятых в работу проектов и программ развития отдельных секторов туризма.

Комплекс мероприятий должен включать в себя рекомендации по следующим направлениям:

  • по организации работы с инвесторами;
  • по созданию и продвижению имиджа туристского центра или региона;
  • по поддержке приоритетных секторов;
  • по продолжению работ над концепцией туристского развития. [4; с. 40]

Осуществление плана. Методы реализации плана должны рассматриваться

на стадиях его становления, с тем чтобы к моменту окончания разработки плана ввести в действие необходимый механизм его реали­зации и контроля.

Необходимым условием является поддержка политики и планов выборными органами законодательной власти, а также правительством, содействие всех групп заинтересованных лиц и организаций.

Для успешной реализации плана необходим комплекс организаци­онных мероприятий, включающий:

  • создание Координационного совета из представителей всех сек­торов и областей экономики;
  • изменения в системе управления отраслью для реализации пла­новых мероприятий.

Мониторинг. При осуществлении плана его необходимо контро­лировать для того, чтобы вовремя заметить любые отклонения, кото­рые могут случиться на запланированном пути развития. Контроль слу­жит для сравнения теоретических данных с фактическими, анализа и последующего использования в области планирования и управления. [4; с. 41]

Анализ выявленных отклонений важен для того, чтобы определить степень их влияния на развитие плана, реализацию его целей и задач. Когда этот вторичный анализ завершен, исследовательская группа должна выработать рекомендации по корректировке плана для дости­жения его окончательных целей.

Контроль результатов должен быть организован в форме проверок в трех областях: управление, инструменты, результаты; и может прово­диться консультантами со стороны или Координационным советом с це­лью определения достигнутой степени рыночной ориентации.

Во многих гостиничных предприятиях существует система планирова­ния, в которой маркетинговое планирование занимает свое достойное место и оценивается как необходимый процесс, обеспечивающий успешную деятельность гостиницы. Это отражает общую культуру предприятия, поддержку и понимание маркетинга со стороны руководства. Сильная общая культура ведения бизнеса акцентирует и поощряет планирование на всех уровнях управления гостиничным предприятием, что в итоге при­носит свои результаты. В случае, когда рыночная ситуация ухудшается, падает загрузка номеров и новый конкурент угрожает снижением доли на рынке, планирование обеспечивает стабильность и уверенность в целях и направлениях. [1; с. 88]

Некоторые полагают, что деятельность по плану только сдерживает предпринимательство. В небольших и начинающих фирмах руководи­тели настолько заняты, что у них просто не остается времени на подго­товку формальных планов. Они склонны считать, что в планировании нуждаются только большие корпорации. Даже в солидных организаци­ях бытует мнение, что руководители отлично обходятся без формаль­ных планов и им не стоит придавать большого значения. Обычно на­чальники служб гостиницы противятся составлению письменного плана, поскольку это требует усилий самоанализа и времени. Кроме того, они выдвигают еще один довод − рынок меняется слишком бы­стро, поэтому от планов нет никакой пользы.


В реальности планирование необходимо для управления любой де­ятельностью любого предприятия. План маркетинга − один из не­скольких деловых планов, который является частью общего стратеги­ческого планирования фирмы или организации. [1; с. 89]

Стратегический план определяет направление деловой активности

предприятия и его политику на данный период времени и ближайшую перспективу.

Долгосрочный план описывает основные факторы и силы, которые будут влиять на предприятие на протяжении последующих лет.

Годовой план представляет собой краткосрочный план, описывающий текущую ситуацию, цели гостиничного предприятия, стратегию на предстоящий год, программу действий, бюджет и формы контроля.

Деловые планы управленческого уровня превращают стратегию гостиницы в деловую практику. Руководство гостиничного предпри­ятия только обогатится знаниями из стратегического плана и будет его использовать как основу для развития компании в правильном направ­лении. Каждый деловой план хотя и является самостоятельным, но вместе с тем он сочетается с другими деловыми планами предприятия

2. Планирование затрат гостиничного хозяйства

Функционирование гостиничного хозяйства связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма. Финансовые отношения гостиничных предприятий возникают при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Заданием финансов гостиницы является формирование денежных фондов и использование их в целях осуществления своей производственно – обслуживающей и финансовой деятельности, извлечение прибыли, обеспечение финансовой стойкости. [3; с. 142]

Финансовые отношения в гостиничном хозяйстве имеют свои особенности и регулируются системой финансовых планов. Финансовые планы составляются на основе основных финансовых документов, таких как:

  • годовая балансовая ведомость,
  • ежемесячное движение наличных,
  • прогноз объемов продаж,
  • оценка прибыли и затрат,
  • прогноз ключевых финансовых показателей.

Балансовая ведомость – это сведенная таблица, которая указывает источники капитала и стоимость их на начало и конец расчетного периода. [3; с. 143]

Анализ наличных проводится в два этапа. На первом исследуется движение наличных, а на втором составляется прогноз бюджета наличных.


Прогноз бюджета наличных состоит из таких показателей:

  1. Объем продаж рассчитывается соответственно к цене и объему реализованной продукции.
  2. Общее использование наличных включает затраты на:
  • материалы;
  • оплата труда;
  • амортизацию;
  • энергию технологическую;
  • эксплуатацию, ремонт машин и механизмов;
  • капитальные затраты;
  • платежи в бюджет;
  • дивиденды и другие общевыборочные и вневыборочные затраты.
  1. «Кеш флоу» или чистый поток наличных – разница денег на счету, которые приходят, и идут на оплату затрат.
  2. Начальный баланс наличных – это количество наличных, которыми владела гостиница на начало расчетного периода.
  3. Конечный баланс наличных – это сумма третьего и четвертого рядов.
  4. Минимальный необходимый резерв гостиницы. [3; с. 144]

Планирование разницы между прибылью и затратами предприятия осуществляется по средствам таблицы. В таблице размещается девять рядов, а сама она имеет цель показать необходимость в инвестициях:

  1. Объем продаж.
  2. НДС.
  3. Разница между объемом продаж и НДС – валовая прибыль.
  4. Сумма всех валовых затрат и амортизации всех основных производственных фондов – общие затраты.
  5. Разница между валовой прибылью и валовыми затратами – балансовая прибыль.
  6. Налог на прибыль.
  7. Разница между балансовой прибылью и суммой налога на прибыль – чистая прибыль.
  8. Дивиденды и резервный фонд. [3; с. 145]

Для выявления финансового состояния гостиницы недостаточно только сведения баланса, прогнозирования движения наличных, прибыли и затрат. Необходимо просчитать интегральные финансовые показатели деятельности гостиницы:

  • Показатель ликвидности.
  • Показатель активности.
  • Показатель прибыльности.

Особенным вниманием эти показатели пользуются у инвесторов, банкиров, а также фирм-партнеров.

Ликвидность – это способность отдавать свои краткосрочные кредиты. Выделяют два основных вида показателя ликвидности:

  • Общий коэффициент покрытия.
  • Коэффициент абсолютной ликвидности.

Минимальное соотношение составляет единицу, в противном случае фирму признают неплатежеспособной. Оптимальное значение ликвидности составляет от 2 до 2,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соответствие между наиболее ликвидной частью текущих активов (денег в кассе, на банковском счету, ценных бумаг) и текущими пассивами: