Файл: Система защиты информации в банковских системах(направления обеспечения безопасности 6 банка россии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. направления обеспечения безопасности банка россии

1.2. Утечка информации из компьютерных сетей

1.3. Защита платежных документов

1.4. Внутренняя безопасность. Личная безопасность сотрудников

2. Службы банка россии, обеспечивающие безопасность банковской деятельности

3. Виды электронных банковских технологий

3.1. Отечественные автоматизированные системы банковских технологий

3.2. Зарубежные системы автоматизации банковской деятельности

3.3. Системы защиты информации от утечки по техническим каналам

3.4. Классификация, кодирование и контроль  технико-экономической информации

4. Организация службы внутренней безопасности

4.1. Порядок организации охраны, пропускного режима

4.2. Порядок организации противопожарной охраны

4.3. Видеоохранные устройства

5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

приложения

Приложение 2

Криптографическое закрытие информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем функционирования банка как такового является проблема его безопасности. Данная проблема очень многообразна, крупнейшими сферами банковской безопасности являются: обеспечение безопасности банковской информации (банковской тайны) и обеспечение безопасности банка как такового, то есть личной безопасности сотрудников и сохранности материальных и финансовых активов (имущества). Именно эту часть проблемы безопасности осуществляет, в первую очередь, служба безопасности банка.

Таким образом, в условиях рыночных отношений в России, в условиях развития (и довольно бурного, во многом стихийно-хаотичного, когда законодательная база очень часто отстает от развития новых для России экономических отношений) первой фазы рынка – периода первоначального накопления капитала, когда яростная конкурентная борьба за выживание, рост, процветание сопровождается всеми атрибутами этой борьбы, вплоть до криминальных, вызывает к жизни и остро ставят вышеперечисленные проблемы безопасности банковской системы в целом и Банка России, в частности, важнейшим элементом банковской безопасности является оберегание, сохранение "банковской тайны". Понятие "банковской тайны" традиционно трактуется в двух основных значениях:

1) в широком смысле банковская тайна понимается как разновидность коммерческой тайны, то есть конфиденциальные сведения, принадлежащие самому банку;

2) в узком смысле под ней подразумевают обязанность сохранять тайну по операциям клиентов, их вкладам и счетам.

Таким образом, видно, что банковская тайна по сущности является разновидностью тайны профессиональной, ибо она отличается от коммерческой тем, что ее носитель не имеет личной заинтересованности в ее конфиденциальности при производном характере его прав на эти сведения. Например, банку безразлично, станет ли известно об операциях по счетам его клиентов их конкурентам и т.д., в силу чего, такую заинтересованность устанавливает законодатель, налагая на банковских служащих обязанность соблюдения банковской тайны и превращая банки в гарантов исполнения этих обязанностей. Понимание действительной сущности "банковской тайны" служащими банка позволяет последним сохранять ее на уровне внутренне морального убеждения в действительной (а не мнимой, по принуждению) ее сохранности для поддержания репутации банка как надежного и ответственного учреждения.

С бурным развитием банковской системы России, развитием Банка России большое значение уделяется правовой (законодательной) охране банковских клиентов. В силу специфических особенностей деятельности банков этому вопросу огромное внимание уделяется не только в России, но и за рубежом. Например, общефедеральным законом в Германии установлено, что сотрудники Федерального банковского контроля и Немецкого Федерального банка, контролеры и аудиторы, которые в ходе своей деятельности или из официальных отчетов узнали факты, составляющие банковскую тайну, либо тайну третьих лиц (торговые и бизнес секреты), не имеют право передавать данные сведения кому бы то ни было или использовать их не для служебных целей, даже если они покинули службу и их деятельность закончена. В дореволюционной России в образцовых (примерных) Уставах Азовско-Донецкого коммерческого банка, Варшавского учетного банка, Тифлисского коммерческого банка, утвержденных в 1871 г. понятие банковской тайны определялось тем, что члены Совета и Правления и все служащие в банке были обязаны хранить тайну во всем, что касается вверяемых банку частных вкладов, коммерческих дел и расчетов. В послереволюционный период, в результате ликвидации частной собственности, централизации всей финансово-кредитной системы в руках государства, банковская тайна распространялась лишь на вклады граждан в сберегательных учреждениях. После качественных социальных, коренным образом затронувших как политику, так и экономику, преобразований в России (была ликвидирована государственная монополия на собственность, получила право на жизнь частная собственность и т.д.), что повлекло, в частности, образование и бурный рост частных, коммерческих банков, расширились и усилились требования, как к безопасности самих банков, так и к банковской тайне, носителями которой они являются.


Понятие и содержание банковской тайны было закреплено в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности в РСФСР". В главе III, ст. 26 "Банковская тайна" определено, что: кредитная организация, Банк России гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией. Передача сведений, составляющих банковскую тайну возможна, согласно данной статье Закона, строго определенному кругу государственных организаций в основном для проведения проверок, связанных с нарушением установленного Законодательства. Особо оговаривается роль и место Центрального Банка России в сохранении банковской тайны: он не вправе разглашать сведения не только о счетах, вкладах а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными Законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученных в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом. Четко в законе сформулирована и ответственность: за разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном Федеральным Законом. Таким образом, являясь центральным пунктом, в системе банковской безопасности, банковская тайна является предметом постоянной защиты со стороны государства, банков, с одной стороны и постоянных попыток ее незаконного раскрытия в целях корысти, хищений, подрыва конкурентов и т.д.

1. направления обеспечения безопасности банка россии

В Банке России интенсивно развиваются системы информатизации и телекоммуникаций. К сожалению, этот процесс проходит на фоне обострения криминогенной ситуации в сфере банковской деятельности, и поэтому боль­шое значение приобретают проблемы развития и совершенствования систе­мы обеспечения информационной безопасности.


Преступные посягательства в сфере банковской деятельности приоб­ретают все более интеллектуальный характер. Большой ценностью для пре­ступных элементов становится информация о системах организации банков­ских платежных и информационных технологий, а также о системах обеспе­чения их безопасности. Поэтому служба безопасности и защиты информации использует комплекс мер защиты по целому ряду направлений:

- техническая защита информации;

- защита платежных документов;

- внутренняя безопасность;

- личная безопасность и т.д.

1.1. Банковский шпионаж

Защита банковской информации становится все более актуальной, выдвинувшись на первое место относительно физической охраны и средств технической защиты помещения банков. Одним из главных методов овладения банковской информацией, является банковский шпионаж.

Под банковским шпионажем понимается незаконное, скрытое, тайное добывание банковской информации с целью ее противозаконного использования. Основными каналами утечки информации являются:

  1. Перехват электроакустических преобразований в аппаратуре, имеющей линии связи, путем подключения к этим линиям аппаратуры.
  2. Перехват информативных побочных электромагнитных излучений и наводок, возникающих при работе технических средств.
  3. Перехват разговоров, ведущихся в служебных помещениях с помощью чувствительных микрофонов, лазерных систем, реагирующих на колебание стекол окон (где ведется разговор).
  4. Перехват визуальной информации из распечаток, полученных с использованием ЭВМ и других служебных документов путем использования высокочувствительных оптических и фотосредств.

Кроме данных паразитных (побочных) технических каналов утечки могут создаваться и утечки информации с помощью миниатюрных закладных устройств-приборов для несанкционированного сбора и передачи информации на расстояния до нескольких сот метров, "клопы" на одежде, "жучки" в остальных случаях. К техническим каналам утечки информации относится также непосредственный перехват информационных сигналов, передаваемых по линиям связи, путем гальванического и бесконтактного подключения к этим линиям специальной аппаратуры. Банком России, другими банками проводятся работы по блокировке систем на договорной основе со специализированными организациями.

В настоящее время создается и в некоторых сферах уже реально су­ществует рынок сертифицированных средств защиты информации и банки, в том числе Банк России, заинтересованы в его дальнейшем развитии.


Защитные меры от утечки информации по техническим каналам носят различный характер в зависимости от сложности, стоимости и времени их реализации, которые определяются при создании конкретной вычислитель­ной системы или программы. Такими мерами могут быть: доработка аппара­туры с целью уменьшения уровня сигналов, установка специальных фильт­ров, параллельно работающих аппаратных генераторов шума, специальных экранов и другие меры.

Выбор спецсредств очень широк - это приемники, сканеры, уст­ройства для контроля телефонных линий, переносные автомобильные радиостанции, устройства акустического контроля, блокираторы «жучков», устройства для обнаружения радио-закладок и защиты от прослушивания, системы видео-наблюдения, видео-домофоны и т.д., всего более 300 уст­ройств. Например, шумогенератор, размером с пачку сигарет, обеспечивает конфиденциальность переговоров в помещении. Включенный шумогенера­тор с выдвинутой антенной оставляет на внешних подслушивающих устрой­ствах только сплошной шум.

В числе мер защиты большие надежды возлагаются на применение в линиях и каналах связи волоконно-оптических кабелей, кото­рые обладают следующими преимуществами: отсутствием электромагнитно­го излучения во внешнюю среду, устойчивостью к внешним электромагнит­ным излучениям, большой помехозащищенностью, скрытностью передачи, малыми габаритами (что позволяет прокладывать их рядом с уже сущест­вующими кабельными линиями), устойчивостью к воздействиям агрессивной среды.

С точки зрения защиты информации волоконно-оптические кабели имеют еще одно преимущество: подключение к ним с целью перехвата пере­даваемых данных представляет собой значительно более сложную задачу, чем подключение к обычному проводу или кабелю с помощью индуктивных датчиков и прямого подключения.

Специалисты фирмы IBM в Цюрихе продемонстрировали новый ме­тод передачи данных между различными устройствах в пределах одного ре­гионального центра информатизации с использованием ИК-систем. Беспро­водная передача данных с помощью ИК-системы может быть особенно по­лезна в учреждениях с большим общим рабочим залом. Среди главных пре­имуществ такой системы отмечается невосприимчивость ИК-каналов пере­дачи данных к электромагнитным и другим различным излучениям.

1.2. Утечка информации из компьютерных сетей


Распространенными способами незаконного использования банковской информации стали многочисленные способы организации утечки информации из компьютерных сетей. Истории с фальшивыми авизо, мемориальными ордерами, ложными телетайпами являются следствием отсутствия надежной защиты каналов передачи банковской информации, программных и аппаратных средств вычислительной техники. Как показывает зарубежный опыт, например в США, убытки, понесенные фирмами от данного вида преступлений, составляет 4-6 млрд. долларов ежегодно. Основными источниками угроз безопасности информации в компьютерных системах являются – мошенничество, саботаж персонала, действия профессиональных хакеров (взломщиков), ошибки в деятельности человека и сбои самого оборудования. Перехватывание паролей, ключей, информации с магнитных носителей – все это современные виды компьютерной преступности.

В качестве основных факторов, способствующих расширению масштабов компьютерной преступности, можно назвать следующие: использование компьютеров без тщательного анализа с позиций защищенности информации; недостаточное выделение средств на меры защиты; отсутствие плана мероприятий по защите компьютерных сетей; отсутствие взаимосвязанности принимаемых мер (программного, организационно-технического, законодательного характера). Международный банковский опыт показывает, что отдельные, разрозненные усилия банков по защите информации оказываются малоэффективными перед лицом преступных группировок и лиц, активно использующих объединенный опыт технического компьютерного прогресса и достижений электроники. Понимая это, крупные американские и европейские банки решали вопросы информационной безопасности сообща, наряду со стандартизацией систем кодирования банковских операций и финансовых сообщений. В 1973 году они создали общество SWIFT, члены которого перешли на международные стандарты использования ЭВМ и средств телекоммуникаций в банковском деле, обеспечив тем самым надежную, стандартизированную, шифрованную передачу информации. Организация программных средств банков общества SWIFT контролируют процедуры подключения терминалов к сети, обеспечивают регистрацию и шифрование сообщений, контролируют достоверность сообщений и источник информации. Западные банки защищают свои главные ЭВМ, их сети специальными устройствами. Они выполняют, как правило, роль сетевых контролеров, управляют модемами, проверяют номера телефонов абонентов, подключающихся к сети, регистрируют успешные и безуспешные попытки соединиться с центральной ЭВМ. Все эти меры, в совокупности, во-первых, ускоряют оборот информации и, во-вторых, надежно защищают его от несанкционированного проникновения.