Файл: Система защиты информации в банковских системах(направления обеспечения безопасности 6 банка россии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. направления обеспечения безопасности банка россии

1.2. Утечка информации из компьютерных сетей

1.3. Защита платежных документов

1.4. Внутренняя безопасность. Личная безопасность сотрудников

2. Службы банка россии, обеспечивающие безопасность банковской деятельности

3. Виды электронных банковских технологий

3.1. Отечественные автоматизированные системы банковских технологий

3.2. Зарубежные системы автоматизации банковской деятельности

3.3. Системы защиты информации от утечки по техническим каналам

3.4. Классификация, кодирование и контроль  технико-экономической информации

4. Организация службы внутренней безопасности

4.1. Порядок организации охраны, пропускного режима

4.2. Порядок организации противопожарной охраны

4.3. Видеоохранные устройства

5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

приложения

Приложение 2

Криптографическое закрытие информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Подсистема автоматизации расчетов с использованием специ­альных карточек "Карт-банк" рассчитана на многофилиальный банк (или объединение банков), обслуживающий торговую сеть и операции по вкладам физических и юридических лиц. Система имеет программно-аппаратные модули: фронт-офис, бэк-офис, мо­дули магазина. Фронт-офис ориентирован на работу с клиентами банка. Модуль фронт-офис используется при открытии и закры­тии счетов, обслуживании клиентов, формировании отчетности для клиентов и бухгалтерии. Бэк-офис поддерживает работу бухгалте­рии и взаимодействие со всей банковской системой. В модуле бэк-офис имеются списки участников платежей и их счетов для отра­жения операций. К функциям модуля магазина относится автома­тизация обработки данных пластиковых карточек и проверки платежеспособности клиентов. В частности, осуществляются опе­рации ввода, оплаты и печать чека, составление отчетов о прода­жах и выручке. Обмен данными между банком и магазином обес­печивается специальными программными модулями. В них обра­батываются платежные поручения валютных операций, перевод средств за границу и др.

Подсистема электронных межбанковских расчетов обслуживает банки, уменьшая время выполнения операций и контролируя их прохождение. В нее входят банки-пользователи и обслуживающий их центр. Каждый банк имеет в центре, как правило, несколько корреспондентских счетов. Центр, в свою очередь, имеет свои сче­та в РКЦ ЦБ и в других центрах и банках России и других стран СНГ. Все межбанковские расчеты сводятся к модификации кор­респондентских счетов и выполнению безбумажного документо­оборота. Технология позволяет вести обслуживание банков, не яв­ляющихся пользователями подсистемы. В этом случае применяет­ся схема взаимных расчетов. Возможна автоматизация как клиринговых операций, так и работа с коррсчетами банков. Кроме безопасности и конфиденциальности расчетов предусмотрено вза­имодействие с внутрибанковскими расчетами операционного дня.

Одним из основных направлений деятельности фирмы "Rstyle" является комплексная автоматизация деятельности банков, полу­чившая название — система "RS-Bank". Система "RS-Bank" непре­рывно развивается, она опирается на базовую подсистему ОДБ, в которой выполняются все необходимые операции. В частности, организована работа с валютой, формируются балансы по каждой валюте и сводный рублевый баланс. Для эффективного использо­вания кредитных ресурсов автоматизированы работы по кредит­ным договорам, ссудным и расчетным счетам клиентов, произво­дится обслуживание физических лиц. В подсистеме "Учет акций банка" ведется реестр акционеров, расчет дивидендов, учитывают­ся платежи по акциям и налогам. Подсистема электронных расче­тов работает с межбанковскими документами, возможна автомати­ческая квитовка документов. Система "RS-Bank" подготавливает файлы балансов и отчетностей по любому количеству филиалов и выдает сводный баланс. Организована система в виде набора авто­матизированных рабочих мест, каждое из которых может включать одну или несколько ПЭВМ с общедоступной базой данных.


Разработки фирмы "Асофт" для коммерческих банков дают воз­можность автоматизировать ведение операционно-учетных работ и бухгалтерского учета, межбанковских расчетов, кассовых операций; решение кредитных задач, информационное обеспечение руковод­ства банка. Кроме того, с их помощью реализуются телекоммуни­кационная связь клиент—банк с использованием электронной поч­ты и электронной подписи, система безналичных расчетов банков­скими пластиковыми карточками, ведение компьютерной технологии обработки вкладов населения, работа обменных пунк­тов и др.

В основу рассмотрения технологии решения функциональных задач банковских систем в данном учебном пособии положены ма­териалы ряда фирм, занимающихся в настоящее время созданием и реализацией на рынке программных продуктов, и, прежде всего разработки научно-производственной фирмы "Инверсия". Эта фирма, основанная в 1990 г., накопила достаточный опыт в созда­нии и внедрении новых информационных технологий .банковской деятельности. Причем фирма ведет работу в тесном сотрудничест­ве со специалистами управления автоматизации обработки банков­ской информации "Кредобанка", который является основным полигоном апробации новых проектных решений и программных продуктов. Разработки фирмы "Инверсия" открыты для расшире­ний, действуют в сети "Novell NetWare" в режиме файл-сервер; программное обеспечение базируется на средствах Clipper и языка С: коммуникационная часть подсистемы "Клиент-банк" ориен­тирована на ОС UNIX. В процессе эксплуатации число одновре­менно работающих, может достигать 80 человек, а число обрабаты­ваемых за день документов - 5000. В функциональном плане система предусматривает получение баланса в любой момент вре­мени, возможность работы в нескольких одновременно открытых операционных днях, наличие в качестве основной единицы систе­мы документа; для нее характерна высокая степень интегрирован­ности всех информационных, технических и технологических эле­ментов.

3.2. Зарубежные системы автоматизации банковской деятельности

Первые автоматизированные банковские системы появились за рубежом в 50-х годах. Первоначально это были автономные систе­мы, обеспечивающие подсчеты балансов и подготовку отчетной до­кументации.

В 60-х годах ЭВМ применялись преимущественно для реше­ния задач моделирования, оптимизации и планирования, а также для создания автоматизированных архивов. Дальнейшее развитие электронной вычислительной техники и, в частности, появление возможностей телеобработки, привело к формированию в сфере банковской деятельности системы коллективного пользования, в которой доступ к вычислительным ресурсам наряду с аналитиками получали служащие банков, выполняющие работы рутинного характера или занятые непосредственно обслуживанием клиентов. К концу 70-х годов главной целью банков стало увеличение объ­емов банковских услуг, поэтому типичная банковская система представляла собой мощную обрабатывающую ЭВМ, к которой через относительно медленные каналы связи подключались регио­нальные концентраторы и групповые терминальные контролеры, обеспечивавшие распределение информации на местах. На рынке банковских систем доминировали такие фирмы как IBM, "Univac", в то же время появились первые системы телеобработки дан­ных, позволившие связать центральные конторы банков с удален­ными филиалами, создавая тем самым системы электронных меж­банковских расчетов (SWIFT и др.).


Для сложившейся в то время системы централизованной обра­ботки характерны высокая стоимость средств телекоммуникации, значительные накладные расходы, связанные с управлением связью и организацией вычислительных процессов, а также слож­ность настройки системного и разработки и отладки прикладного программного обеспечения.

В начале 80-х годов появились высокопроизводительные мини-ЭВМ, их использование позволило улучшить качество банковс­ких услуг за счет автоматизации обработки информации на рабо­чих местах, т.е. в учреждениях, где непосредственно выполнялись банковские операции и велось обслуживание клиентов. Именно в это время многие банки, имеющие разветвленные структуры, об­ратили внимание на ЭВМ фирмы DЕС (США), для которых было создано сетевое программное обеспечение, позволяющее поддер­живать связи практически с любыми, имеющимися на рынке ЭВМ. На базе вычислительных машин этой фирмы стали создавать не­большие системы автоматизации банковских офисов, которые мог­ли интегрироваться в более крупные, а сама фирма стала одной из лидирующих компаний на рынке банковских и деловых систем.

Ускоренное развитие финансового сектора рынка, характерное для 90-х годов, потребовало от банков дальнейшего повышения эф­фективности обслуживания клиентов, гибкого экономического ма­неврирования, предотвращения снижения прибылей за счет приня­тия правильных, с точки зрения минимизации рисков, решений. Поэтому чрезвычайно актуальной стала проблема интеграции и обес­печения целостности оперативно используемой информации, что можно было достичь только при условии применения эффективных средств распределенной обработки данных и связи.

Для обеспечения деятельности финансовых организаций в но­вых условиях нужны были интегрированные системы, в которых результаты всех банковских транзакций могли бы незамедлитель­но отражаться и учитываться в операциях всех входящих в них подразделений. Только такая автоматизированная обработка бан­ковской информации могла обеспечивать руководству банков со­гласованное управление рисками, ликвидностью, активами и обя­зательствами. Однако перестройка действующих автоматизирован­ных систем обработки данных оказывалась очень дорогой, требовался новый подход к созданию систем, который был найден в сотрудничестве крупнейших банков и организаций, специализи­рующихся в области банковских технологий и способных предло­жить комплексное решение проблемы.

В результате на рынке появился новый вид программно-техни­ческой и интеллектуальной продукции, получивший название "банковская платформа". "Банковские платформы" от систем ста­рого типа отличает то, что они, с одной стороны, реализуются на базе новейших информационных технологий и технических средств, а с другой — концентрируют опыт и знания большого количества банковских специалистов (экспертов) высшей квали­фикации. Таким образом, "банковские платформы" — продукты совместной деятельности банков и компьютерных фирм, в кото­рых нельзя отдать предпочтение какой-либо одной из участвую­щих в их создании сторон. "Банковские платформы" строятся по модульному принципу и обеспечивают использование единой уни­фицированной функциональной базы для решения всех банковс­ких задач.


По данным независимого аналитического обзора "Компьютери­зация банковской деятельности", наибольших успехов в качестве партнеров банков и других финансовых организаций в разработ­ках банковских платформ достигли фирмы IBM (США), DEC (США), "Siemens" (Германия), "Oliwetti" (Италия), "Bull" (Фран­ция).

Являясь мировым лидером в производстве оборудования ши­рокой номенклатуры и производительности, фирма IBM для обес­печения оперативного и экономически эффективного функциони­рования финансово-кредитных учреждений предлагает несколько программных пакетов, построенных на модульном принципе и ориентированных на плат­форму.

Пакет программ IBIS/AS "International Banking Informational Systems" предназначен для всестороннего управления финансовы­ми и деловыми отношениями кредитно-финансового учреждения. Его использование отвечает интересам всего персонала банковс­кой системы; создает единую интегрированную базу данных, предоставляет гибкие средства обработки операций, возможность подключения новых модулей без нарушения целостности сущес­твующей системы; обеспечивает пользователей всех уровней об­ширными стандартными отчетами и справками, необходимыми им для эффективной деятельности.

Программный пакет "Midas ABC" английской фирмы "BIS Ban­king System", также рекомендуемый фирмой IBM, обеспечивает комплексное решение традиционных задач банковской деятельнос­ти и основывается на использовании передовых архитектурных ре­шений, содействующих дальнейшему развитию аппаратной и про­граммной частей. Его применение расширяет возможности защи­ты данных от несанкционированного доступа в операционной системе; восстановления информации; удовлетворения сетевых и коммуникационных потребностей (представляются возможности взаимодействия фактически с любыми другими системами).

Полный пакет "Midas ABC" обеспечивает полную автоматиза­цию деятельности банка. Он построен на модульном принципе и включает 40 стандартных подсистем, каждая из которых служит для решения конкретной банковской задачи. В частности, предос­тавляется возможность коммуникации с внешними сетями ("Te­lex SWIFT") и взаимодействие с другими финансовыми пакетами фирмы "BIS Banking System"; поддержки и проведения рознич­ных и оптовых торговых операций; решения кредитных и бухгал­терских задач; ведения единой информационной базы; формиро­вания баланса; управления риском и т.п.

Значительное распространение получили банковские платфор­мы фирмы DEC (США). С участием этой фирмы головным разра­ботчиком международной компании "Werter Pertners" была созда­на международная банковская система 90-х годов IBS-90 ("Inter­national Banking System for 1990). Компания "Werter Pertners" в течение двух десятилетий является одним из лидирующих постав­щиков систем для мирового финансового сообщества, активно ра­ботает в США, Германии, Великобритании, Гонконге и Сингапу­ре, Австралии, Индонезии, Кувейте и других странах. Продукция компании установлена более чем в 400 точках в 35 странах, а за­казчиками помимо прочих являются 50 финансовых организаций мира. IBM-90 полностью интегрированная, работающая в реаль­ном масштабе времени банковская система, обеспечивает в режи­ме обработки транзакций одновременные операции с множеством разных валют в множестве географически удаленных регионов, ав­томатизирует оптовые банковские услуги, казначейские операции, инвестиционную деятельность, международные банковские расче­ты и пр.


Совместно с разработчиками "Citidak of Amerika" и специали­зированной компанией ITB ("Information Technology for Banks") фирма DEC разработала банковскую платформу будущего. Она получила название FSA (Foundation Software Architecture) и пре­доставляет в распоряжение разработчиков программного обес­печения конкретных банковских систем все необходимые струк­турные элементы, оформленные в виде проверенных и оптими­зированных с точки зрения производительности модулей Разработанные на базе FSA системы в настоящее время установ­лены в 10 крупнейших мировых финансовых центрах, включая Лондон, Нью-Йорк, Гонконг.

Для универсального банка фирмой DEC ("Sancher Computer Associates") создана еще одна банковская платформа, которая по­лучила название "Profile". Она допускает генерацию и настройку трех типов систем под конкретные требования заказчиков:

собственно интегрированной банковской системы ("Profile/ IBM"), автоматизирующей все виды розничных услуг, т.е. реали­зует операции с вкладами, займами, управления финансами, об­служивания клиентов и интеграции информации;

интегрированной системы управления финансами ("Profile/ FMS"), решающей задачи общего характера - бухгалтерского уче­та, учета платежей, подведения балансов, подготовки финансовых отчетов;

системы автоматизации деятельности банка на вторичных рын­ках ("Profile/M"), обеспечивающей выполнение вкладных опера­ций на заемных средствах и отслеживающей прохождение и под­готовку всех документов и отчетов, имеющих отношение к исполь­зованию займов.

В настоящее время реализованные на основе "Profile" системы работают в США, Канаде, Ирландии, Норвегии, Венгрии. Значи­тельная часть разработок находится в названных и других странах в стадии внедрения. Общее количество финансовых организаций, использующих "Profile" — более двухсот.

Фирма "Siemens" (Германия), являясь крупнейшим произво­дителем в Европе вычислительной техники и поставщиком средств новых информационных технологий, решает в частности и про­блему оптимизации организационной внутренней структуры фи­нансово-кредитных учреждений и повышения сервисных возмож­ностей при работе с клиентами. При этом фирма "Siemens" пред­лагает многопользовательскую операционную систему "Sinix" (это UNIX производства "Siemens"), обеспечивающую распределенную обработку данных и реализующую эффективную и экономичную технологию объединения рабочих мест (компьютеров) в единую локальную сеть.

Для обеспечения работы финансовых учреждений фирма пред­лагает диалоговую систему KORDOBA. Это специальное банков­ское программное обеспечение реализует все банковские операции во всех отделениях с одного рабочего места. Система представля­ет собой пакет программ модульной структуры, включающий на­логовую, информационную и организационную части. Система со­держит все стандартные функции основных отделов универсаль­ных кредитных учреждений и реализует денежные и валютные операции, кредит в рассрочку, печать выписок и счетов, компен­сации процентов, работу с ценными бумагами, операции с инос­транными банками и ряд других функций. Системы, поставляе­мые фирмой "Siemens" гибки и могут быть настроены на потреб­ности конкретного банковского учреждения. Особое внимание в реализуемых пакетом функциях уделено достоверности информа­ции и надежности принимаемых решений. Достоверность инфор­мации обеспечивается проведением формального и содержатель­ного контроля вводимой информации, а надежность принимаемых решений повышается за счет современной обработки данных о клиентах и счетах дня.