Файл: Система защиты информации в банковских системах(направления обеспечения безопасности 6 банка россии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. направления обеспечения безопасности банка россии

1.2. Утечка информации из компьютерных сетей

1.3. Защита платежных документов

1.4. Внутренняя безопасность. Личная безопасность сотрудников

2. Службы банка россии, обеспечивающие безопасность банковской деятельности

3. Виды электронных банковских технологий

3.1. Отечественные автоматизированные системы банковских технологий

3.2. Зарубежные системы автоматизации банковской деятельности

3.3. Системы защиты информации от утечки по техническим каналам

3.4. Классификация, кодирование и контроль  технико-экономической информации

4. Организация службы внутренней безопасности

4.1. Порядок организации охраны, пропускного режима

4.2. Порядок организации противопожарной охраны

4.3. Видеоохранные устройства

5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

приложения

Приложение 2

Криптографическое закрытие информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По мнению специали­стов, службам обеспечения защиты информации осо­бое внимание сегодня следует уделять тем видам компьютерных манипуляций в банковской сфере, ко­торые трудно обнаружить, используя традиционные методы.

К этим видам пресечения компьютерных преступ­лений следует отнести:

борьбу с мошенничеством в области электронного перевода вкладов;

выявление махинаций с предоставлением займов;

меры безопасности по обеспечению сохранности вкладов.

По данным экспертов по вопросам безопасности банковских операций, в зависимости от видов банков­ских счетов и способов передачи указаний о переводах вкладов, можно выделить, по крайней мере, 18 раз­новидностей противозаконных операций.

Методы первичной обработки данных.

Коман­ды пользователя на перевод вклада банк может полу­чать по телефону, телексу, в записи на дискете, компакт-диске или другом носителе. Поэтому в случае обнаружения факта мо­шенничества лицо, производящее расследование, должно в первую очередь и незамедлительно выяс­нить, от кого поступила команда.

Анализируются все ранее поступившие команды от владельца банковского счета, их формат и язык. Особое внимание следует обращать на отсутствие или частичное изменение в файлах данных пользо­вателя при сравнении с аналогичными записями в мас­сиве данных банка. Проводится сверка ключевых слов и кода.

Кроме того, подвергается проверке и личность са­мого вкладчика. В случае сомнений, возникающих в подлинности его команд, необходимо выяснить, по­чему для мошенничества был выбран именно этот счет, какое лицо имело информацию о его существова­нии, денежных суммах, находящихся на нем, и т. д.

Важно также установить способ передачи ложных команд и введения в заблуждение средств идентифи­кации пользователя. При расследовании должны по­лучить объяснение все факты задержек выплат по чекам клиента. Необходимо также проверить аппара­туру, по которой его указания поступают в банки и передается обратная информация, а также носители, с которых команда поступает к оператору, и все по­метки на них.

Аналитические методы выявления мошенниче­ства с использованием электронных средств связи.

После первоначальной обработки оператор вводит в компьютер команду клиента для учета и подготовки даль­нейших команд банку-получателю. На этой стадии важно внимательно изучать способ подготовки данных и ввода их в компьютер, обращая особое внимание при этом на возможность замены оригинала фальшивкой.


Большинство систем содержит комплекс про­граммных и аппаратных средств, позволяющих иден­тифицировать пользователя. При расследовании изу­чаются и фиксируются также все изменения, отклоне­ния, пометки к имеющимся на носителях и введенным в ЭВМ ключевым словам и другим ча­стям программы.

Аналогичные мероприятия проводятся и при про­верке линий связи, по которым команда передается из банка-отправителя в банк-получатель.

Обычно последний подтверждает получение посла­ния по проводной или компьютерной линии связи. Поступившее подтверждение также должно быть тща­тельно изучено уполномоченным сотрудником банка, службой безопасности. На заметку бе­рутся малейшие отклонения в процедуре передачи дан­ных, незначительные изменения в языке, способе передачи команд и их записи.

На заключительном этапе перемещенные средства проходят через ряд операций, прежде чем будут выда­ны наличными. Здесь, по возможности, необходимо проверить личность получателя, в случае подозрения задержать выдачу вклада и принять меры к задержа­нию мошенника.

Методики выявления махинаций со ссудами.

Невозвращение банковских ссуд возможно в результате махинаций ссудополучателей, служащих банков или других лиц. Весьма вероятны случаи обмана бан­ковского служащего, дачи ему взятки, фальсификации документов самим служащим и т. п.

При раскрытии мошенничества такого рода внима­ние сотрудников службы безопасности банка должно быть сосредоточено на поиске доказательств проти­воправных действий подобных лиц и реализации мер по возмещению ущерба, нанесенного финансовому учреждению.

При этом сотрудникам службы безопасности необ­ходимо:

выяснить, поддерживал ли «потерпевший» банк не­посредственный контакт с получателем или являлся одним из посредников;

определить пути и способы поступления в банк запроса о выдаче ссуды;

изучить всю документацию, связанную с получени­ем денег, обращая внимание на возможные изменения и искажения в ней;

получить все сведения о ссудополучателе и всех компаниях, с которыми он когда-либо сотрудничал, их директорах и рядовых работниках;

пресечь возможные попытки ссудополучателя изба­виться от полученных средств, растратить их и т. д.;

осмотреть все материалы, составленные банков­ским служащим, оформившим ссуду;

получить о нем характеризующие сведения, вклю­чая данные о его возможных отношениях со ссудопо­лучателями;

ознакомиться с поступлениями на его личный теку­щий счет, регистрационными номерами транспортных средств, принадлежащих ему и членам его семьи;


установить основные источники доходов (возмож­но, с привлечением частных сыскных агентств);

опросить указанного служащего по вопросам, свя­занным с выдачей ссуды, сравнив его ответы с дан­ными, полученными при анализе содержания телефон­ных переговоров, личного дневника, текущего счета.

Все перечисленные мероприятия должны быть на­правлены на то, чтобы обеспечить возмещение утра­ченные средств пострадавшим лицам или финансовым учреждениям.

Меры безопасности по обеспечению сохранно­сти вкладов.

Так, для снятия с текущего счета вкладчика или перевода в другой банк определенной денежной суммы преступники применяют такой прием, как инсцениро­вание ошибки или сбоев в ходе выполнения программы. Сигнал о подобных ошибках обычно поступает от самого вкладчика.

В таких случаях также проводятся тщательное изучение всей документации, сравнение массивов данных, хранящихся в банке. Следует отметить то, что если совершено хищение в небольших размерах, вероят­ность его раскрытия мала. В подобных случаях, как правило, приходится ждать повторения подобных случаев, в результате анализа которых может быть установлен преступник.

1.3. Защита платежных документов

В целях повышения эффективности контроля за прохождением рас­четных документов, обеспечения их сохранности и исключения несанкцио­нированного доступа к банковской информации при экспедировании между подразделениями расчетной сети и другими учреждениями Банка России на территории Российской Федерации введено Положение № 15-П от 13.01.98 «О порядке экспедирования, оформления и регистрации расчет­ных документов подразделениями расчетной сети ЦБ РФ, расположенными на территории Российской Федерации».

Кредитные организации (филиалы), бюджетные и другие организации представляют (получают) расчетные документы на бумажном носителе учетно-операционным работникам РКЦ ЦБ РФ через собственных курьеров или представителей специализированных служб доставки расчетных документов (Федерального управления Фельдъегерской связи, территориального подраз­деления Главного центра Специальной связи или Российского объединения инкассации) на основании доверенностей и документов, подтверждающих личность доверенного лица.

ГРКЦ и РКЦ все исходящие расчетные документы на бумажных носи­телях сортируют и вкладывают в отдельные конверты (пакеты) для отправки в ГРКЦ, РКЦ-получателям, кредитным и бюджетным организациям.


В конверты с расчетными документами вкладываются описи отправ­ляемых документов (описи вложений в конверт), в которых указываются но­мер конверта, наименование получателя и отправителя и БИК (БИК - бан­ковский идентификационный код), дата составления описи и отправки рас­четных документов, номер, дата и сумма самого документа, фамилия и ини­циалы ответственного за отправку конверта. Опись вложений в конверт со­ставляется в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с расчетными до­кументами вкладываются в конверт. Второй экземпляр остается в ГРКЦ, РКЦ-отправителя, где хранятся в подразделении, осуществляющем экспеди­рование расчетных документов, и передается в архив в установленном по­рядке.

Затем конверты запечатываются клеем и на всех местах склейки про­ставляется оттиск штампа ГРКЦ, РКЦ-отправителя, содержащий наименова­ние и БИК.

На всех этапах экспедирования сотрудники экспедиций участников расчетной сети проверяют целостность упаковки и правильность адресования пакетов в присутствии представителя службы доставки расчетных докумен­тов или курьеров.

В целях предотвращения проникновения в документооборот фиктив­ных и подложных расчетных документов, доступ посторонних лиц в поме­щение, в котором работники экспедиции осуществляют прием, выдачу и ре­гистрацию входящих и исходящих расчетных документов должен быть огра­ничен. При этом помещение должно быть изолировано и оборудовано кодо­выми замками.

Не допускается прием подразделениями Банка России от кредитных организаций (филиалов) в адрес других кредитных организаций (филиалов) документов, не связанных с расчетными операциями, осуществляемыми рас­четной сетью Банка России.

1.4. Внутренняя безопасность. Личная безопасность сотрудников

Обеспечение внутренней безопасности банка включает широкий круг вопросов. Сюда входит и правильное проектирование и строительство банковских помещений и оптимальное размещение различных банковских служб и обеспечение личной безопасности сотрудников и клиентов банка, сюда же входит и изучение оперативной обстановки вокруг банка, кроме того служба безопасности банка должна оперативно реагировать на все случаи возникновения угроз сотрудникам банка и членам их семей.

Современная концепция проектирования и строительства банковских помещений с точки зрения обеспечения безопасности включает:


установку современных средств защиты от проник­новения грабителей;

создание просторных холлов, удобных для раз­мещения клиентов и выполнения мелких денежных операций (переводы, перечисления и т. п.);

выделение специально защищенных кабин для проведения операций с крупными наличными сред­ствами;

разделение банковских операций, проводимых в интересах организаций и частных лиц;

создание отделенных от общего холла зон для бесед с клиентами, имеющих конфиденциальный характер;

использование современной мебели и оборудова­ния, которые создавали бы уютную обстановку для клиентов и в случае необходимости могли бы легко переоборудоваться;

выделение и строительство специальных помеще­ний для самообслуживания.

Безопасность банковских служа­щих, работающих в этих помещениях, обеспе­чивается с помощью современной техники. Каждый из сотрудников имеет радиотрансмиттер, работаю­щий на определенной частоте и включающийся в слу­чае угрозы.

Зона клиентского зала просматривается с помощью телевизионных камер, сигналы с которых регулярно передаются на контрольное табло службы безопасно­сти банка и позволяют сотрудникам постоянно наблюдать за обста­новкой в основном зале.

Зоны, в которых содержатся наличные деньги, в це­лях безопасности располагаются как можно дальше от входа в банк. Вход в эти зоны хорошо просматривает­ся из общего холла.

В банках, строящихся в соответствии с новой кон­цепцией, уже не используют традиционных хранилищ наличных денег, выполненных из бетона. Современная промышленность изготавливает самые разнообразные готовые конструкции и модули для хранения налич­ности и ценных бумаг. Модули различны по размерам и конфигурации, легко монтируются и демонтируются в соответствии с потребностями банка.

Вдоль периметра банка новой конструкции устана­вливается сигнальная аппаратура. Вводится более сложная система доступа для лиц, обслуживающих технические средства охраны.

Охрана денег осуществ­ляется автоматически. В залах самообслуживания монтируются фото- или телекамеры для фотографи­рования и видеозаписи входящих лиц или для конт­роля за обстановкой в зале во время выполнения операций с наличностью.

Большое внимание при организации охраны банков уделяется работе, свя­занной с вопросами оценки безопасности прилегаю­щих территорий, зон, объектов. Служба безопасности банка должна иметь четкие представления по следующим вопросам:

Кто проживает по соседству с банком? Имеются ли в этой части города другие охраня­емые коммерческие учреждения? Могут ли грабители незаметно покинуть банк в дневное и ночное время (например, влившись в боль­шой поток транспорта или пешеходов)? Останавливают ли сотрудники патрульно-постовой службы подозрительных лиц, появляющихся в зо­не банка в ночное время? Как далеко расположен пост милиции и ско­лько времени потребуется его сотрудникам, чтобы прибыть в банк в случае получения сигнала тревоги или телефонного звонка, содержащего определенные условности или срочные просьбы?