Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В реальной практике происходят процессы увеличения или уменьшения числа его агентов, изменяющие уровень концентрации на этом рынке производителей и вызывающие определенную реакцию со стороны функционирующих здесь фирм. Возникающие в этой связи вопросы в теории отражены как проблема «входных и выходных барьеров», выступающих еще одной существенной характеристикой структуры отраслевого рынка.

Если барьеры вхождения в рынок отсутствуют или они низкие, то хозяйствующий субъект даже с большой долей рынка может не оказывать воздействия на конкуренцию. Если иные субъекты (то есть потенциальные конкуренты) существуют и могут войти быстро в рынок и с малыми потерями, то хозяйствующие субъекты на этом рынке не могут быть доминирующими.

Цель курсовой работы – исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка табачных изделий.

Задачи работы:

  • исследовать понятие барьеров входа на рынок;
  • рассмотреть классификацию барьеров входа на рынок;
  • рассмотреть статистические показатели, характеризующие барьеры входа на рынок;
  • провести анализ рынка табачных изделий;
  • выявить барьеры входа на рынок табачных изделий;
  • оценить предпочтения потребителей табачных изделий на примере рынка г. Севастополя;
  • разработать рекомендации по преодолению барьеров входа на рынок табачных изделий.

Предмет исследования – барьеры входа на рынок.

Объект исследования – рынок табачных изделий.

Теоретической основой исследования являются труды ученых в области отраслевых рынков, экономики, государственного регулирования экономики.

Информационная база исследования: публикации в экономических изданиях, результаты исследования рынка табачных изделий.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты барьеров входа на рынок

1.1. Понятие барьеров входа на рынок

Термин «барьеры входа» впервые был введен Д. Бэйном в 1956 г. Предвестником же постановки вопроса о барьерах считается Р. Харрод, предложивший различение фирм-«рвачей» и фирм-«работяг», из которого вытекала идея временности нахождения части фирм на отраслевом рынке, а, значит, и изменения числа его участников[1].


В настоящее время под барьерами «входа-выхода» (отраслевыми барьерами) следует понимать совокупность факторов объективного или субъективного характера, которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь (затраты на перепрофилирование производства) [2].

Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки следующим образом:

1) с легким входом;

2) со слабозатрудненным (предоставляемым) входом;

3) с сильно затрудненным (сдерживаемым) входом;

4) с блокированным входом[3].

Первый из перечисленных типов рынков характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной (функционирующие на нем фирмы фактически индифферентны (безразличны) к возможности появления новых конкурентов), высокой мобильностью капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат (издержек производства) [4].

На рынках второго типа отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен в сравнении с издержками. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, нежели нести затраты по возведению входных барьеров[5].

В противоположность этому на рынках третьего типа укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков. Здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма).

Что касается рынков четвертого типа, то на каждом из них обычно функционирует фирма-естественный монополист; число их участников, разумеется, стабильно[6].

В «чистом виде» рынки первого и четвертого типа встречаются крайне редко и представляют теоретическую абстракцию. В связи с этим, главным объектами анализа экономики отраслевых рынков являются рынки второго и третьего типа.

1.2. Классификация барьеров входа на рынок

Барьеры принято также делить на следующие две группы: 1) стратегические (формируемые как следствие поведения фирм); 2) нестратегические (выступающие как воздействие внешней среды) барьеры.


К стратегическим (их также называют субъективными) барьерам относят стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов.

К нестратегическим относят барьеры, которые порождены объективными характеристикам отраслевого рынка, связанные с характером предпочтений потребителей, динамикой спроса, иностранной конкуренцией.

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль[7]. К ним можно отнести такие мероприятия фирм, как: сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли – увеличение издержек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы[8].

Стратегические барьеры могут также проявляться в ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых связей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют создавать резервные мощности, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов[9].

Нестратегическими называют барьеры, создаваемые фундаментальными условиями отрасли, факторами объективного характера и по большей части независимые от деятельности фирмы или слабо поддающиеся ее воздействию[10].

К числу нестратегических барьеров в общем случае относят административные («правительственные»), гражданские и социально-экономические барьеры[11].

Административные барьеры – это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, и регулирующие доступ к ресурсам и правам собственности на них, получение прав на осуществление деятельности (лицензирование, сертификация, нормативные требования, квотирование) и предусматривающие контроль за деятельностью (проверки, согласования, санкции за нарушения).


Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому административные барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных – временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Время, потраченное на установленные бюрократические процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды, а затраты денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей. Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам дает картину уровня этих входных барьеров в экономике.

В идеале административные барьеры являются инструментом регулирования национальной экономики, в то же время иногда они приводят к некоторому сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов (в том числе в связи с заключенным в них коррупционным потенциалом) [12].

Разновидностью административных являются организационно-экономические барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.

Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским.

В международной практике, а в настоящее время и в России, наблюдается повышение интереса, как властных структур, так и бизнеса к сотрудничеству с гражданскими объединениями. Гражданские объединения обеспечивают состыковку (увязку) возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием потребностей и интересов отдельных граждан и их объединений. В настоящее время многие аспекты профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленными гражданскими объединениями. Подобные правила и стандарты фиксируются в кодексах деловой этики, нарушение которых влечет за собой применение определенных мер взыскания. Разрешение споров между членами саморегулирующихся организаций, а также споров с их клиентами может осуществляться и в третейском суде[13].

Нестратегические барьеры социально-экономического характера.

1.Ограничения спроса (емкость рынка). Включает в себя следующие факторы: высокая насыщенность рынка товарами; низкая платежеспособность населения; наличие и активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входных барьеров.

2.Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на отраслевой рынок. Величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова, это и обуславливает высоту входного барьера[14]. Среди капитальных затрат следует выделить затраты на освоение выпуска данного товара потенциальными поставщиками, стоимость нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, расходы на НИОКР, подготовка и найм персонала, организация сбытовой сети, длительность освоения производства[15]. Чем более конкурентным является рынок капитала, чем более развита инфраструктура, тем легче получить кредит, тем меньше барьеров для входа на отраслевой рынок.


3. Состояние инфраструктуры рынка, то есть развитость сети транспортного (транспортных коммуникаций) и складского хозяйства, системы страхования, взаиморасчетов. Высоту барьера здесь можно оценить как долю затрат фирмы на оплату услуг институтов рыночной инфраструктуры в розничной цене ее продукции или как отношение этих затрат к ее производственным издержкам. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа[16].

4. Барьеры, основанные на преимуществе (абсолютном или относительном) в уровне затрат.

Абсолютные преимущества означают, что функция долгосрочных средних издержек уже действующих в отрасли фирм расположена на всем своем протяжении ниже функций издержек потенциальных конкурентов. Абсолютные преимущества достигаются за счет того, что старые фирмы имеют доступ к более дешевым или более качественным источникам ресурсов, или за счет использования их прошлых инноваций[17].

Высота этого барьера определяется отношением средних издержек фирм, желающих войти в отрасль, к средним издержкам фирм, действующим в отрасли.

Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей «отдачи от масштаба» [18].

Барьер относительных преимуществ в уровне затрат иногда оценивают путем сопоставления объема выпуска продукции на одного занятого в фирме. Данное соотношение получило наименование «индекс барьера» ():

Iв = q / ч, (1)

где q – объем выпуска продукции фирмы;

ч – численность персонала фирмы.

Чем выше значение данного показателя, тем более высокими являются барьеры относительных издержек для какого-либо отраслевого рынка[19].

В практике определения входных барьеров в нашей стране принято барьеры входа классифицировать следующим образом:

1) экономические и организационные ограничения: государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных отраслевых рынков; среднеотраслевая норма прибыли[20]; сроки окупаемости капитальных вложений; неплатежи; наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства;