Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Сущность, причины возникновения, цели, классификация сетевой формы организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамическая сеть построена на максимальном выносе активов за пределы ключевой фирмы, которая контролирует только один-два важных актива, а иногда не имеет даже их, и лишь координирует информационные и денежные потоки. Всю деятельность по созданию продукта и его реализации ключевая фирма (брокер) передает своим партнерам, которые могут оперировать не только на данном рынке, но и на смежных рынках. Тем самым сеть достигает максимальной гибкости, сетевые деятели могут легко переориентироваться на другие рынки, а фирма-брокер может найти новых партнеров. Такие сети распространены в отраслях, для которых характерно кардинальное изменение спроса в течение короткого промежутка времени (как правило, это отрасли, на которые влияет мода).

Варианты динамической сети:

- стержневая фирма контролирует один-два наиболее важных вида деятельности, которые дают ей возможность контролировать весь бизнес и партнеров, которых она может постоянно менять;

- стержневая фирма, располагая только денежными средствами, создает и финансирует проект, привлекая к исполнению партнеров, обладающих необходимыми компетенциями;

- когда проект заканчивается, сеть перестает функционировать[2]

2. Сетевые и кластерные формы объединения организаций в бизнесе: сходство и различия

Среди сетевых форм межорганизационного бизнеса, описываемых в литературных источниках, наиболее интересным представляется рассмотрение таких понятий, как сеть и кластер. И здесь наиважнейшим вопросом становится выяснение соотношения понятий «сеть-кластер», их экономической сущности и характеристик.

В теоретических и эмпирических исследованиях последнего десятилетия намечены контуры и выделены признаки типов и параметров сетей и кластеров.

По мнению многих авторов, суть сетевой концепции состоит «в замене многоуровневых иерархий совокупностью фирм или специализированных бизнес-единиц, координируемых рыночными механизмами вместо административных (командных)». При этом механизм координации для межорганизационного внутрисетевого взаимодействия включает помимо рыночных инструментов, таких как цена, и такие дополнительные рычаги, как доверие.


Термин «сетизация» означает метод стратегического менеджмента, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей в соответствии с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктурой. Стратегический уровень такой организации ориентирован на новые идеи наращивания потенциала сети путем интегрирования.

Считается, что в основе теории кластеров лежит гипотеза о влиянии на предприятие эффекта масштаба производства и синергетического эффекта регионального взаимодействия предприятий. Существует определенный консенсус о том, что кластеры представляют собой географическую концентрацию предприятий, которые объединяют производственные процессы, ресурсы региона и определенные взаимосвязи, но не на основе общей собственности или системы управления.

Кластеры отличаются от предпринимательских сетей и составом участников: кроме производственных и коммерческих структур (среди которых производители и поставщики), они объединяют значительно более широкий круг участников, в том числе институты поддержки, высшие учебные заведения и научные организации, органы государственной власти. Такое объединение участников возможно и как отраслевое, и как региональное (межотраслевое), основанное на вертикальных взаимоотношениях между разнородными фирмами, а также на взаимодействии инновационной составляющей со стремительно меняющимся характером рыночных отношений.

Важная отличительная черта кластера – инновационная ориентированность, поскольку наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологий производства с последующим выходом на новые рыночные ниши. Именно поэтому многие страны все активнее используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.

Таким образом, кластер – это совокупность фирм из тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Т.е. кластеры содействуют взаимодополняемости своих участников, создавая конкурентные преимущества кластера в целом, мотивируя деловую активность всех участников.

Говоря об особенных характеристиках кластера, необходимых для его идентификации, ряд авторов включают намного более широкие связи и в качестве признаков кластеров выделяют результативность, вклад в конкурентоспособность региона или отрасли, другие фокусируется только на межфирменных отношениях.


Хотя «кластер» и «предпринимательская сеть» представляются очень близкими в силу однотипного (сетевого) характера модели объединения их участников, они, тем не менее, отражают принципиально разные образования предпринимателей. Эти различия состоят в следующем:

1) Юридическая основа объединения. Формальные контракты – основа объединения субъектов в кластерах, и это пресекает возможное проявление оппортунизма в поведении участников.

Основой хозяйственной интеграции в предпринимательских сетях является неэкономический механизм доверия. Формальные договорные отношения между участниками предпринимательских сетей являются не более чем условностями, соблюдение которых требуют представители органов государственной власти.

2) Субъекты (участники). Сетевые партнеры – предприятия, создающие единую бизнес-стратегию предпринимательской сети на основе общности их целей и задач, взаимосвязи структурных элементов, ясной внутренней структуры сети и наличия связей с внешней средой.

Кластер обычно составляют компании «готового продукта» или сервиса (сервисных услуг), поставщики комплектующих изделий и механизмов, финансовые институты и фирмы в сопутствующих отраслях; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение и поступление информации, а также проведение исследований и представляющие техническую поддержку. Иногда это могут быть агентства, устанавливающие стандарты.

3) Размер. Для формирования полноценного кластера необходимо достижение определенной критической массы его участников (количество фирм, количество занятых), обуславливающей переход от количества к качеству. Для достижения критической массы, необходимой для создания кластера, требуется, чтобы в его состав вошло не менее 30–50 предприятий.

4) Характер деловых отношений. Для участников сети характерны отношения сотрудничества. В кластере его участники реализуют отношения сотрудничества (кооперации) при «взаимной конкуренции».

5) Географическое расположение. Предпринимательская сеть не обязательно расположена в границах определенной географической области, тогда как для  кластера  характерна географическая концентрация предприятий и организаций, т.е. расположение на определённой территории.

6) Сфера деятельности. В сети фирмы специализируются на конкретных видах деятельности. Зачастую набор торговых партнеров для реализации конкретного проекта располагается вокруг «стержневой» фирмы, поставляя ей ресурсы либо выступая дистрибьютерами ее продукции.


Принадлежность к одному кластеру предполагает отраслевую специфику, однако в рамках региона в состав кластера входят участники из различных сфер деятельности.  Деятельность всех участников направлена на реализацию единой конкурентной стратегии кластера.

7) Государственное регулирование и поддержка. Для  сетей   деятельность государством не регламентируется. А роль государства в деятельности кластеров различна и зависит от типа кластерной политики, проводимой государством. Все эти различия удобно представить в виде таблицы (табл.).

Характеристики сравнения

Форма экономического объединения

Сеть

Кластер

1

Модель организации

«Сетевая»

2

Цель объединения

Использование особенностей, ресурсов и конкурентных преимуществ участников для совместной реализации предпринимательских или иных проектов субъектами сети

Использование особенностей, ресурсов и конкурентных преимуществ субъектами кластера для реализации  собственных предпринимательских проектов

3

Субъекты (участники)

Участники сети – предприятия, следующие единой стратегии на основе общности задач и целей

Выделяют 4 типа участников:

1) компании «готового продукта» или сервиса и фирмы в сопутствующих отраслях;

2) финансовые институты;

3) правительственные и некоторые другие организации;

4) НИИ, вузы и учреждения, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации и проведение исследований

4

Количество участников

Минимальное количество: некоторые исследователи признают в качестве сети «диаду» (пару акторов)

Необходимая критическая масса – 30-50 организаций

5

Взаимосвязь участников

Все субъекты сохраняют свою автономность

6

Характер деловых отношений

Сотрудничество

Кооперация при  взаимной конкуренции участников кластера

7

Географическое расположение участников

Предпринимательская сеть не обязательно расположена в границах определенной географической области

Географическая концентрация предприятий и организаций (на определённой территории)

8

Сфера деятельности

Специализация на конкретных видах деятельности при наличии «стержневой» фирмы

Принадлежность к одному кластеру предполагает близость входящих в кластер предприятий по определенному критерию (виду деятельности, географическому расположению)

9

Государственное регулирование и поддержка

Деятельность государством не регламентируется

Выделяют 4 типа кластерной политики по степени участия государства в кластеризации:

1)Посредническая;

2)Поддерживающая;

3)Директивная;

4)Интервенционистская.


Таблица. Сравнение сетевой и кластерной организационно-экономических форм ведения бизнеса. [3]

Кластеры состоят не только из разного рода сетей, но и могут в свою очередь образовывать единую сеть в рамках более широкой территории. Несмотря на то, что понятия сеть и кластер тесно связаны в бизнес-контексте, они содержат не только общие черты, но и важные различия. По структуре в них осуществлен переход от линейных взаимосвязей, цепей снабжения и цепочек создания ценностей к многомерным сетям взаимосвязанных организаций (акторов). Сетевая модель организации, присущая как сети, так и кластеру, является важным инструментом в решении возникающих проблем в рыночной экономике совместными усилиями различных субъектов экономических отношений. При этом кластер может рассматриваться как один из видов открытой межорганизационной сети, характеризующейся комплексными, стабильными и скорее кооперативными, нежели конкурентными взаимоотношениями между фирмами-участниками сети.

Формирование и развитие организационно-экономических структур, таких как сети и кластеры, – эффективный механизм повышения конкурентоспособности компаний, отраслей, регионов, национальной экономики и их перевода на инновационный путь развития.

3. Сетевая форма организации гостиничного бизнеса

3.1. Гостиничный бизнес на международных рынках.

На современном этапе явно прослеживается тенденция стремительного роста международного туризма. По оценкам всемирной туристской организации к 2020 году число международных туристских прибытий достигнет 1,6 миллиарда человек. Объективно, средства размещения занимают центральное место в сфере туризма,
выступают ее базовым элементом. Именно услуги размещения обладают самой большой способностью генерировать мультипликативный эффект воздействия на смежные отрасли национальной экономики. Это подтверждают и данные о том, что 68 % всех
доходов от туризма и до 65 % всех занятых в туризме приходятся на сферу размещения.

Глобализация приводит к тому, что в мире почти стираются международные границы, укрепляются связи между компаниями в разных странах и на разных континентах, что открывает неслыханные ранее возможности для владельцев гостиничного бизнеса. Перенасыщенность гостиничных рынков конкретных территорий вынуждает компании расширять сферу деятельности, охватывать новые рынки. Именно на современном этапе особо остро встал вопрос того, что для сохранения своих позиций на рынке, единственным выходом для индивидуальных и небольших локальных предприятий становится либо вступление в уже существующее сетевое гостиничное объединение, либо самостоятельное агрессивное расширение локальное и глобальное.