Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Сущность, причины возникновения, цели, классификация сетевой формы организации бизнеса).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность, причины возникновения, цели, классификация сетевой формы организации бизнеса
Цели и факторы устойчивости сетей
1.4. Классификация сетевых структур бизнеса
2. Сетевые и кластерные формы объединения организаций в бизнесе: сходство и различия
3. Сетевая форма организации гостиничного бизнеса
3.1. Гостиничный бизнес на международных рынках.
Введение
В нашем обществе постоянно создаются различные новшества, которые призваны улучшить нашу жизнь и жизнь близких нам людей. Постоянно изобретаются всё новые и новые способы увеличения эффективности различных технологий, различных производств. Также множество исследований и новшеств создается в сфере производительности труда, и повышении возможностей человека. Важным показателем развития общества стало то, что уровень жизни и уровень комфорта гораздо выше чем, он был раньше.
Технологии управления в организациях составляют значимую часть технологий, которые помогают обществу развиваться и повышать эффективность производительности труда. Ведь чем эффективнее технология управления, тем выше производительность, а значит тем выше доходы сотрудников компаний. Следовательно, во всем мире повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество стратегических союзов, сделок слияний и поглощений, создаются виртуальные компании. В то же время формы внедрения существенно изменяются, компании переходят на новые, сетевые формы ведения бизнеса. Крупные корпорации заменяют традиционные холдинговые структуры сетевыми, а небольшие компании создают сети, объединяя ресурсы для их более эффективного использования.
Несомненно, сетевая форма организации бизнеса, одна из новых форм организации управления на предприятиях. Сеть предполагает выработку совместной стратегии адаптации фирм к изменениям во внешней среде и основана на объединении специфических ресурсов экономических субъектов в интересах реализации этой общей стратегии. Данная форма организации показывает высокую результативность в управлении предприятием и с успехом применяется во многих зарубежных компаниях. С переходом к экономике, основанной на знаниях, инновации все чаще возникают в результате сетевого взаимодействия между участниками инновационного процесса. В научной литературе выделяются различные типы сетевого взаимодействия организаций, у предприятий существует выбор – стать элементом чужой сети или сформировать собственную сеть.
Таким образом, целью работы является проведение исследовательской работы в сфере сетевого бизнеса.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1) обозначить суть сетевой формы организации бизнеса;
2) определить сходство и различия сетевой и кластерной формы бизнеса;
3) оценить эффективность сетевой формы организации гостиничного бизнеса.
Предмет исследования – сетевая форма организации бизнеса.
Методы исследования:
1. Анализ, изучение и обработка научной и учебной литературы по сетевой форме организации бизнеса.
2. Сравнение сетевых и кластерных форм объединения организаций в бизнесе.
Сущность, причины возникновения, цели, классификация сетевой формы организации бизнеса
Сетевая форма организации бизнеса предполагает полную самостоятельность и юридическую независимость фирм, включенных в сеть, которые работают в сети на основании договоров. Единая информационная сеть и ресурсная база позволяют фирмам обладать равными знаниями и использовать их для принятия как управленческих, так и решений, угадывающих тенденции в развитии спроса.
Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети, работающие за счет общей ресурсной базы, в которой центральным является информационный ресурс.
Среди причин возникновения сетевых форм организации бизнеса называются:
- рост уровня конкуренции, в том числе международной в результате глобализации;
- снижение уровня неопределенности через возрастание доверия между участниками рынка;
- ускоренные технологические изменения и структурные изменения внешней среды, предполагающие высокие гибкость и оперативность; растущая роль информации и времени как ресурса;
- стремление получить доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка.
Рассматривая причины, укажем на преимущества сетей в каждом из этих случаев. Сеть выглядит как объединение предприятий, взаимодействующих на рынке с целью оптимизации производственных ресурсов на взаимовыгодных условиях. Сетевые формы организации бизнеса повышают конкурентные преимущества компаний-участников в результате доступа к ресурсам (партнерские связи, ноу-хау, капитал), контролируемым другими участниками сети. Это позволяет получить более высокую рентабельность, уменьшить объем средств, направляемых на цели научно-технического развития, снизить издержки на ведение бизнеса. Так же важно и то, что сети позволяют сформировать ассоциации, нацеленные на взаимную поддержку и лоббирование интересов участников рынка. Многие исследователи указывают на то, что на предприятии должна создаваться сеть команд, в том числе потенциальных, чтобы предприятие могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия или же справиться с новыми ситуациями. Сеть - это не только объединение компаний, но и объединение компетентных специалистов внутри фирмы. Таким образом, сетевые структуры могут реализовываться не только как связи между компаниями, но и как форма взаимодействия сотрудников, специализирующихся в разных областях.
Говоря о достоинствах сетевых форм организации бизнеса, нужно отметить, что более ранний опыт работы компаний - прежде всего западных - в качестве меры борьбы с факторами конкуренции предлагал путь слияния и поглощения. Последний опыт показывает, что большинство слияний и поглощений не приводит к желаемому эффекту. Деятельность организаций, образованных подобным путем, свидетельствует о том, что большая часть приобретенных компаний не окупают вложенные средства или отстают в своем развитии. Особенно явно эта проблема проявилась в условиях мирового финансового кризиса и связанного с ним падения деловой активности.
Второе, на что необходимо обратить внимание, это желание экономических агентов снизить уровень неопределенности через рост доверия между участниками сети. Взаимоотношения между компаниями обеспечиваются не только посредством санкций, но и при помощи некоторого неформального механизма. Возможную недобросовестность в поведении контрагентов сети преодолевают с помощью роста доверия между компаниями-участниками. В связи с этим ключевое место в сетевом взаимодействии занимает то, что можно обозначить как «дух доброй воли», а доверительное поведение, как средство избегания конфликтных ситуаций, является главной ценностью. Участие в сети предполагает, что компании должны сделать понятными процессы своей работы для партнеров, а также получить аналогичное понимание бизнес-процессов своих партнеров. Тем самым участники сети создают общий проект, правила, условия, корпоративную модель поведения, в основе которой - стремление к устойчивому развитию. Все это создает новые стандарты, утверждающие открытость и прозрачность компаний.
Третья причина возникновения сетей - это быстрые технологические изменения. Рост предложения, наполнение рынков приводят к обострению конкуренции производителей. Как следствие - рост конкуренции требует от производителей непрерывного совершенствования и обновления продукта. В результате срок жизни товаров и услуг сокращается. Одновременно с этим растут инновационные риски и объемы средств, направляемых на цели научно-технического развития. Вместе с тем, как показывает опыт, только малая доля инновационных идей являются коммерчески успешными. В частности, отмечается, что лишь около 15% инновационных идей становятся востребованными, остальные же влекут за собой невозместимые издержки. Образование сети позволяет фирмам взаимодействовать уже на стадии НИОКР, повышая свою конкурентоспособность. Такие научно-технические объединения направляют усилия на обеспечение технологического лидерства в той или иной области. Участники этих объединений обмениваются технологиями, осуществляют совместные научные исследования и изыскания, в результате чего получают доступ к инновационным идеям и технологиям. Таким образом, своевременный доступ к информации сокращает издержки, повышая тем самым конкурентоспособность продукции. К концу ХХ века затраты мировых компаний на получение информации могли достигать 6-8% от их годового оборота. Следовательно, что участие в сети позволяет сократить подобные издержки.
Четвертой причиной возникновения сетей указывается стремление компаний получить доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка. Данное утверждение основано на том предположении, что фирмы вступают во взаимодействие для достижения синергии от комбинации различных ресурсов. Это позволяет получить более высокую рентабельность и укрепить конкурентное преимущество компаний. Производственные объединения нацеливаются на приобретение производственных компетенций через организацию совместных проектов с лидерами отрасли. В рамках сетевых структур фирмы обеспечивают себе доступ к новым ресурсам, а также получают возможность сохранить собственные ценные ресурсы, которые в настоящий момент полностью не востребованы. Результатом взаимодействия для сторон становится совершенствование производства, достижение эффекта масштаба, уменьшение риска освоения новых продуктов и услуг. Маркетинговые объединения имеют целью поставить под контроль определенное рыночное пространство на основе обеспечения эксклюзивного доступа к новым видам ресурсов, источникам финансирования, комплектующим, новым рынкам и потребителям. Также их целью является усовершенствование каналов дистрибуции. Очевидно, что интеграция ресурсов в сетевых объединениях требует от сторон меньших инвестиций и оставляет возможность для перегруппировки в будущем.[1]
Цели и факторы устойчивости сетей
Основные цели создания сетей:
- создание общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства;
- создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности;
- распределение рисков между партнерами;
- увеличение совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта).
Факторы устойчивости и эффективности сети:
- устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса).
- согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий координацию их деятельности);
- наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);
- доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является важным для достижения успеха).
1.4. Классификация сетевых структур бизнеса
Особенность сетевой структуры – ее направленность на использование активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур. Первыми исследователями, наиболее четко описавшими сетевые формы организации крупного бизнеса, были Р. Майлз и Ч. Сноу. Они предложили такую классификацию сетевых структур, в которой выделили 3 основные формы: внутреннюю, стабильную и динамическую.
Сферы применения сетевых структур (по Майлзу и Сноу):
- внутренние и стабильные сети наиболее приемлемы в зрелых отраслях, где требуются высокие капитальные вложения;
- динамические сети более подходят для отраслей с низкой технологией с короткими циклами разработки продуктов и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (электроника и биотехнология).
Внутренняя сеть предполагает, что корпорация сохраняет свои размеры, границы и число входящих в нее компаний, однако вводит во внутрифирменную среду рыночные механизмы. Таким образом, внутренние подразделения компании начинают работать по рыночным, а не по трансфертным ценам и могут продавать продукцию фирмам, не входящим в корпорацию. В результате эффективность их деятельности растет, т.к. они ориентированы на самостоятельный бизнес, а не на стабильный заказ от материнской фирмы, которая теперь сравнивает цены своих внутренних и внешних поставщиков. Остальные активы она получает за счет тесного сотрудничества со своими постоянными партнерами (дистрибьюторами, поставщиками и т.п.). Стабильная сеть отличается тем, что центральная фирма контролирует несколько наиболее важных активов, которые определяют конкурентоспособность компании в той или иной сфере бизнеса. В BMW любой внутренний вид деятельности – кандидат на замену сторонним заказом, а компания контролирует лишь разработку новых материалов, технологий, электроники и фундаментальные исследования в смежных областях. В результате, преимущество этого типа сети – в стабильности, согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимости партнеров. Её недостаток – минимальная гибкость, невозможность быстрой замены партнера и переориентации на производство другого продукта.