Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
Эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, функции, влияние на организм.
Последний из этих параметров эмоции делят на стенические и астенические. Стенические активизируют организм, поднимают настроение, астенические расслабляют, подавляют.
Таким образом, помимо вербального аспекта, нужно всегда помнить о невербальном, который отражает культуру, выступает в качестве источника дополнительной информации и облегчает взаимодействие между людьми.
На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер [3,с. 52].
Учения об чувствах или эмоциях - это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека, которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами [3].
В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:
- Моральные.
- Интеллектуальные.
- Эстетические.
- Предметные.
Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства - это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрения, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения [12,с. 191].
Интеллектуальные чувства - возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость искания при решении какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового [12,с. 193].
Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.
Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.
Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач [17,с. 169].
Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.
Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [17,с. 171].
Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.
Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма)
Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.
Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает [6,с. 45].
Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции, и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (следовательно ум).
Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают, где чувства, а где эмоции, то простой, в общем-то, процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно это без подготовки применять на практике, и поэтому у людей с управлением своими эмоциями и эмоциональными состояниями порой возникают сложности [7,с. 108].
Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно ничего не делать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавить эмоциональное состояние мы учим с детства, рассматривая процесс контроля эмоций, но это неверно. Так как это контроль эмоционального состояния и использовать это, чтобы управлять своими эмоциями невозможно [18,с. 211].
И тут возникает путаница: люди думают, что пытаюсь контролировать эмоции, но с эмоциями это не сработает.
На самом деле люди пытаются работать со следствиями эмоций; но так как он не влияет на причины его эмоционального состояния, его усилия непременно будут неэффективны (конечно, если он не работает с ними, и в эмоциях) - эмоциональные состояния, трудность заключается в том, что наше нынешнее состояние является следствием нескольких разных причин, в силу различных причин [18,с. 213].
Поэтому трудно выбрать разумный способ саморегуляции (особенно учитывая эмоции и не учитывать других сфер психики). Впрочем, кажется, с развитой волей собственного эмоционального состояния, работать проще. Ну, мы не должны упускать из виду тот факт, что причин из области чувств – слабо поддается и контролю и наблюдению, по крайней мере, на первый [18].
Таким образом, подходы к классификации и определению эмоции самые разнообразные эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности организма и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека.
- сигнальная функция (сигнализируют о возможном развитии событий, положительном или отрицательном исходе)
- оценочная (оценивает степень полезности или вредности для организма)
- регулирующая (на основе полученных сигналов и эмоциональных оценок он выбирает и реализует способы поведения и действий)
- мобилизирующая и дезорганизирующая
- приспособительная функция эмоций - их участие в процессе обучения и накопления опыта.
Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:
1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия)
3) Страх (тревога, испуг)
4) Гнев (агрессия, озлобление)
5) Удивление (любопытство)
6) Отвращение (презрение, брезгливость).
В психологии и в смежных науках, существует постоянное изучение эмоций и эмоциональных состояний. По данной теме проведены многочисленные теоретические и практические исследования [8,с.23].
В них изложены концептуальные представления об эмоциях и их проявлениях, которые считаются. К. Изардом, П. В. Симонов, С. л. Рубинштейн, как один из факторов успешного развития человеческой личности. Существует тесная связь между эмоциями и общением. Общением мы выражаем себя и понимаем других, наблюдая и анализируя свое поведение. Наши действия и эмоциональные выражения наших эмоций и эмоциональных состояний в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют большое значение не только для нас, но и для наших партнеров [8,с.25].
Основные характеристики эмоциональных состояний человека [18].
Во-первых, они субъективны, т. е. то же явление у разных людей может вызвать разные эмоции.
Во-вторых, они зависят от состояния организма, от прочности и устойчивости его нервной системы. Как говорится, "что русскому здорово, то немцу смерть".
В-третьих, эмоции амбивалентны, т. е. мы можем одновременно что-то любить и ненавидеть.
В-четвертых, эмоции влияют на деятельность человека, на его психические процессы .Стенические эмоции (от греч. "стенос" - сила) – таких, как радость, энтузиазм, увеличивает жизненные силы человека. Астенические (печаль, тоска) подавляют жизнедеятельность, и страх умереть [8].
Таким образом, эмоции и эмоциональные состояния имеют большое значение в жизни выполняет сигнальные и регуляторные функции, обеспечивая степень и поляк активации живое существо, мобилизует свои ресурсы для выживания. В то же время эмоции могут представлять собой самостоятельную проблему, действуя как препятствие в жизни человека и даже привести к смерти. Вот почему так важно изучение психического феномена [18].
Эмоциональные состояния у людей гораздо сложнее и разнообразнее, чем у животных.
В отличие от животных, люди могут различать не только эмоциональную реакцию, и множество эмоциональных состояний и выделение последних трех уровней: простые эмоции, эмоциональные состояния и высшие эмоции (чувства). Кроме того, в психологии различают людей по их эмоциональные свойства.
Как правило, жизненные ситуации воспринимаются и интерпретируются нами, принимая форму мыслей, представлений или фантазий, окрашенный различной соответствующей содержанию этих мыслей эмоцией. Таким образом, эмоции связаны с содержанием наших представлений о ситуациях, в которых мы оказываемся [21,с.167]
Эти ситуации могут быть связаны с индивидуальными условиями личной жизни индивида, так и эпохальными, культурными, экономические и политические события, влияющие на жизнь и благосостояние человека (или воспринимаются как влияющие и значение в частной жизни индивида). Другими словами, каковы условия жизни человека с точки зрения возможностей удовлетворения его потребностей, таковы и эмоции, обеспечивающие субъективную оценку этих условий и мотивацию деятельности в данных обстоятельствах.
Благодаря внутреннему, личностно обусловленные условия связаны с особенностями психофизиологических механизмов эмоциональности и особенностями восприятия и когнитивной переработки информации о внешних событиях [11,с. 48]
Психофизиологическую основу эмоций составляют нейрохимические и нейрогормональные процессы в диэнцефалической и лимбической системах мозга (гипоталамус, таламус, ретикулярная формация и миндалевидное тело).
Основные биохимические вещества, обеспечивающие эмоции, являются серотонин, адреналин, норадреналин, дофамин, ацетилхолин и опиаты. Изменение баланса этих веществ в организме может приводить к затруднениям в возникновении определенных эмоциональных состояний. Так, снижение уровня серотонина или норадреналина в мозге приводит к депрессии. С действием дофамина связана возможность возникновения положительных эмоций, с действием адреналина и норадреналина — отрицательных [11,стр. 50].
В зависимости от уровня тестостерона и кортизола умеренное содержание в мозге норадреналина, адреналина, серотонина, дофамина и опиатов может лишать человека яркой эмоциональности (высокий уровень тестостерона и низкий — кортизола) или провоцировать состояние растерянности (низкий уровень тестостерона и высокий — кортизола) [11].