Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо саморегулирование.

И в том и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и называется «аутогенной тренировкой». На данный момент существует множество ее версий (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, воинов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971 и др.) [8].

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке данного способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что во многих эмоций, напряжения скелетных мышц. Поэтому в соответствии с теорией Джемса-Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому методу согласуется и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того, как мужчина перестал смеяться и нормализация работы сердца - это компоненты положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние [13].

А. В. Алексеев (1978) создал новый метод под названием «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тот факт, что она не только успокаивает, но и возбуждающая часть. Она включает в себя некоторые элементы методики Э. Джекобсона и Л.Персиваль. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц [8, с. 291].

Изменить направление сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Отвлечение использовалось в Российских медицинских заговорах как способ устранения отрицательных эмоций [5, с. 94].

Переключение связано с направленностью сознания на несколько интересных (читать захватывающие книги, смотреть фильмы и т. д.) или на деловую сторону вашей деятельности.

Как пишут А. Ц. Пуни и Ф. А. Гребаус, переключение внимания с мучительных раздумий на деловую сторону даже предстоящей деятельности, осмысление трудностей через их анализ, уточнение инструкций и заданий, мысленное повторение предстоящих действий, сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата, дает лучший эффект, чем отвлечение предстоящей деятельности.


Снижение значимости предстоящей деятельности или полученного результата, сделав событие меньшие значения или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «неудачи уже были, и теперь я отношусь к ним по-другому» и т. д. [22].

Чтобы снять у себя эмоциональный стресс, помочь следующими способами.

Дополнительной информации, которая устраняет неопределенность ситуации.

Разработка альтернативных стратегий компенсации, чтобы достичь цели в случае неудачи (например, если не поступит в институт, то иди в другую).

Оттягивая время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. д.

Физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов,) нужно «страсть вогнать в мышцы»); поскольку при сильном эмоциональном переживании организм к мобилизации ответ для интенсивной мышечной работы, нужно ему дать эту работу. Этого можно совершить длительную прогулку, заняться полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у самого человека: в крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-то и т. д. [9, с. 147].

ТИК (непроизвольное сокращение мышц лица), которая происходит во многих в момент волнения, тоже является формой разрядки двигательного рефлекса эмоционального напряжения.

Слушать музыку.

Написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины эмоционального стресса. Рекомендуется разделить лист бумаги на две колонки [1, стр. 154].

Использование защитных механизмов. Нежелательные эмоции можно преодолеть или снизить их выраженность с помощью стратегий, называемых механизмами защит [1].

3. Фрейд выделил несколько таких защит.

Помощи является физическое или психическое бегство от слишком трудной ситуации. У маленьких детей это наиболее распространенный защитный механизм.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей. Человек перенимает установки могущественных в глазах людей, уподобляясь им, чувствовать себя менее беспомощными, что приводит к снижению тревоги.

Проекция-это приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому: «Это сделал он, а не я». По существу, это перекладывание ответственности на других.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то. Типичным примером такой защиты является косвенная физическая агрессия (вымещение зла, досады на объекте, не имеющих отношения к ситуации, вызвавшей эти эмоции) [21, с. 97].


Отрицание-это отказ признать, что какая-то ситуация или какие события происходят. Мать отказывается верить, что ее сына убили на войне, ребенок при смерти любимого им домашнего животного делает вид, будто он все еще живет и спит с ними по ночам. Этот вид защиты более характерен для маленьких детей. Эта защита более характерна для маленьких детей.

Выдворение - это крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызывающего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, примитивным формам реагирования на эмоциогенные ситуации [21].

Реактивное образование - поведение, противоположное существующему, мысли и желания, забота об их маскировке. Характерна для более зрелого детей и взрослых. Например, желая скрыть свою влюбленность, человек будет объектом обожания, доброжелательность, подростков и агрессивность.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека для успокоения при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не удается из-за того, что из всей информации, которая сообщается волновался, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Более эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что он не понял. Лучше дать такому человеку говорить и даже плакать. «Слезы всегда что-то смывает и приносит утешение», - писал Виктор Гюго [5, с. 123].

Использование дыхательных упражнений, по мнению в. л. Мариука (1967), р. Деметера (1969), О. А. Черниковой (1980) и других психологов и физиологов является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения. Существуют разные способы. Р. Деметер использовал дыхание с применением паузы:

1) без паузы: обычное дыхание - вдох и выдох;

2) пауза после вдоха: вдох, пауза (две секунды), выдох;

3) пауза после выдоха: вдох, выдох, пауза;

4) пауза после вдоха и выдоха: вдох, пауза, выдох, пауза;

5) полвдоха, пауза, полвдоха и выдох;

6) вдох, полвыдоха, пауза, полвыдоха;

7) полвдоха, пауза, полвдоха, полвыдоха, пауза, полвыдоха [5, с. 125].

Кроме того, Автор рекомендует чередовать (по четыре раза) дыхание через нос и рот по следующей схеме:

вдыхание через нос - выдох через нос;

вдыхание через нос - выдох через рот;

при вдыхании через рот - выдох через рот;

- вдох ртом, выдох носом [5].

Эти способы р. Деметер рекомендует использовать для успокоения перед сном и для уменьшения предварительного возбуждения.


Первоначально эффект может быть небольшим. По мере повторения упражнений положительный эффект возрастает, но злоупотреблять им не следует.

Канадский ученый Л. Персиваль предложил использовать дыхательные упражнения в сочетании с напряжением и расслаблением мышц. Делая вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение [13, с. 247].

Выводы по главе 2

Основные особенности эмоциональных состояний человека таковы. Во-первых, они субъективны, т.е. одно и то же явление у разных людей может вызывать различные эмоции. Во-вторых, они зависят от состояния организма, от силы и устойчивости его нервной системы. Как говорится, «что русскому здорово, то немцу – смерть». В-третьих, эмоции бывают двойственны, т.е. мы можем одновременно что-то любить и ненавидеть. В-четвертых, эмоции влияют на жизнедеятельность человека, на его психические процессы. Стенические эмоции (от греч. «стенос» - сила) – такие как радость, воодушевление повышают жизнеспособность человека. Астенические (печаль, тоска) подавляют жизненную активность, а от страха можно и умереть.

Эмоциональные состояния у людей значительно сложнее и разнообразнее, чем у животных.

В отличие от животных у людей различают не просто эмоциональные реакции, а множество эмоциональных состояний и выделяют три уровня последних: простые эмоции, эмоциональные состояния и высшие эмоции (чувства). Кроме того, в психологии различают людей по их эмоциональные свойства.

 Таким образом, эмоции и эмоциональные состояния имеют большое значение в жизни. Они выполняют сигнальную и регулятивную функции, обеспечивающие степень и поле активации живого существа, мобилизуя свои ресурсы для выживания. В то же время эмоции могут представлять и самостоятельную задачу, выступая помехой в жизнедеятельности человека и даже приводить к гибели. Вот почему так важно изучать это психическое явление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека. С эмоциями, мы определяем важность внешних воздействий и оцениваем собственное поведение. Все наши победы и поражения сопровождаются эмоциями. Многие жизненные события запоминаются именно благодаря пережитым эмоциям. Воспитание культуры эмоций и чувств студентов важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы является забота литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает его межличностные взаимодействия с другими людьми, не является адекватным для построения работа, семья, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим и к себе, для сохранения своего здоровья.


Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

Эмоции объективно опытнее, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе, поэтому эмоции и чувства так или иначе присутствуют во всей психологии личности. Эмоции являются важным, выразительным, ярким и содержательной стороне родной, атрибут субъективного психического образа мира.

Таким образом, эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.