Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общение вербальное и невербальное является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация призвана способствовать взаимопониманию. Ни один человек не может представить свою жизнь вне общения. При общении друг с другом все люди без исключения используют два способа коммуникации: вербальный и невербальный. Причем и тот, и другой одновременно. Трудно себе представить двух людей, разговаривающих друг с другом неподвижно. Любой человек в процессе общения не только что-то говорит, но и сопровождает свою речь какими-то телодвижениями, мимикой.

Информация, выражаемая при помощи слов, письменно или устно, – относится к области вербального общения. Все остальное, воспринимаемое другими людьми как дополнение к сказанному, выражаемое при помощи языка тела или жестов, относится к сфере невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – это те сигналы, которые посылают люди друг другу в ходе общения. Это бессловесное общение.

Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Объект. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Предмет.  Изучение эмоций и эмоциональных состояний

Цель. Рассмотрение способов устранения нежелательных эмоциональных состояний

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. Дать определение невербальному средству общения

2.Рассмотреть виды и роль эмоций в жизни человека

3. Провести теоретический анализ понятие эмоций, их функции

4.Охарактеризовать основные особенности эмоций и эмоциональных состояний.

Актуальность темы исследовательской работы.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что критерии для оценки эмоциональных состояний определяется, прежде всего, эмоциями которые имеются в личности человека. Всего лишь имея представление об эмоциональном состоянии человека, мы можем с определенной долей уверенности сказать, что мы знаем, кто он. В эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражают базовые биологические тенденции, а также социально приобретенные представления о мире и о себе. Они раскрывают те аспекты личности, что человек может захотеть скрыть от других. Понимание эмоций - это ключ к пониманию личности.

Гипотеза: Изучение эмоциональных состояний позволяет выработать методы эффективного управления ими.


Практическое значение. Данная работа может быть практическим пособием для психологов и педагогов.

Данное исследование заключается в том, что полученные данные могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов. Направленных на развитие способностей идентификации и интерпретации эмоций, повышенную чувствительность к эмоциональным компонентом межличностных отношений.

Теоретическая разработанность. 

Изучение невербальной коммуникации как неотъемлемый компонент эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностной коммуникации и педагогической психологии.

Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

    1. Невербальные средства общения

Установлено, что с помощью вербальных средств общения передается, не более 35% информации. Вместе с языком существует множество способов общения, которые также служат средством передачи информации. Эти формы общения объединили в одно понятие «невербальное общение» [4,с. 73].

Позы, мимика, жесты, прически, одежда, объекты, которые нас окружают, знакомые нам действия – все они представляют собой определенный вид сообщений, которые получили название невербальных сообщений, то есть сообщения без использования слов. На их долю приходятся 65% информации, которая передается в процессе общения [4,с. 75].

Невербальное общение - это слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные и другие образы и ощущения, полученные от другого человека и нести определенную информацию. Большинство невербальные формы и средства общения человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания не только с людьми, но и с животными.

Некоторые ученые, ссылаясь на неречевую форму коммуникации, используя термин «невербальные средства», в то время как другие говорят о «паралингвистических средствах». Это особенно наглядно проявляется в отечественной науке.


Существуют различные классификации невербальных средств коммуникации.

Кинесические средства – визуально воспринимаемые движения другого человека, который в общении выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию. Они являются наиболее важными [4,с. 82].

Сюда относятся выразительные средства движения, которые проявляются в жестах, мимике, позе, взгляде, походке. Эта группа называется визуальной.

Мимика – «зеркало души» - движение мышц лица. В передаче информации ей отводится особая роль, т.к. на протяжении долгого времени человек не может сделать так, чтобы его лицо не выражало его внутреннюю жизнь. В выражении лица проявляются не только соматические, но и психологические особенности человека. Например, когда говорят, что у кого-то «умный взгляд», «добрые глаза», «глупое выражение лица», то в мимике подразумевают выражение психологических особенностей человека. Легче всего определяются эмоции удивления, радости, гнева, презрения, а эмоции страха и удивления – сложнее [7,с.69].

Главная характеристика мимики – это ее целостность и динамичность.

Взгляд, или визуальный контакт тесно связан с мимикой и составляет важную часть общения. Взгляд связан с формированием высказывания и трудностью этого процесса. Визуальный контакт при этом свидетельствует о расположении к общению.

Взгляд передает более точную информацию о состоянии человека, т.к. сужение или расширение зрачков человеком не контролируется. Например, если у человека приподнятое настроение, он возбужден или чем-то заинтересован, то его зрачки расширяются. И наоборот, если настроение мрачное и сердитое, то зрачки сужаются [8,с.214].

Поза является элементарной единицей пространственного поведения человека. Это положение тела человека, типичное для данной культуры. Человек может принять около тысячи различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других лиц [11,с.14].

Психолог А. Шефлен одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения. Далее В. Шюбцем было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении человеком своего тела по отношению к собеседнику. Это говорит или о расположенности, или о закрытости к общению.

Существуют «открытые» позы, которые воспринимаются как позы доверия, доброжелательности, согласия, психологического комфорта, и «закрытые» - воспринимаются как позы недоверия, несогласия, критики и противодействия.


Многие стараются следить за выражением лица, но его выдают ноги. Ноги – это наше подсознание. Так, неуверенный в себе или в своем сообщении человек, будет переминаться с ноги на ногу.

Практически все люди могут читать позы, хотя не всегда понимают, как это они делают [14,с.40].

Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Различают:

- коммуникативные – жесты приветствия, прощания, запретов, привлечения внимания, отрицательные, утвердительные, вопросительные и т.д.;

- описательные – жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания;

- модальные – жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, доверия, недоверия, неудовлетворения, растерянности и др.) [1,с.173].

Походка – стиль передвижения человека. По походке легко узнать эмоциональное состояние человека. Так, самая тяжелая походка при гневе, а легкая – при радости, угнетенная походка – при страданиях.

Просодические и экстралингвистические средства связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности [21,с.186].

Просодика – общее название ритмико-интонационных сторон речи, таких, как высота, тембр голоса, громкость голосового тона, сила ударения.

Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также плача, смеха, кашля, вздоха и т.д.

Данными средствами регулируется поток речи; они выражают эмоциональные состояния, предвосхищают речевые высказывания.

Так, высоким голосом передаются радость, недоверие или энтузиазм. Гнев и страх также передаются высоким, но более в широком диапазоне тональности, силы и высоты звука голосом. Мягким и приглушенным голосом передаются печаль, усталость, горе.

Быстрая речь означает взволнованность или обеспокоенность, медленная – угнетенное состояние, горе, усталость или высокомерие. Т.е. скорость речи также является важной характеристикой чувств [19,с.61].

Такесические средства – прикосновения в форме похлопывания, рукопожатия, поцелуя. Их использование человеком в общении определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, пол, возраст, степень знакомства.

Такесические средства общения выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неправильное использование такесических средств может привести в общении к конфликтам [8,с.37].

Проксемические средства – пространственная организация общения. Э.Холл одним из первых стал изучать пространственную структуру общения. Он ввел термин «проксемика», который означает «близость». Сюда относят ориентацию партнеров в момент общения и дистанцию между ними. На проксемические характеристики оказывают влияние национальные и культурные факторы. Он описал нормы приближения человека к человеку – дистанции [8].


Выделяют четыре зоны:

- интимная (до 50 см) – общение близких людей;

- персональная (от 50 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

- социальная (от 120 до 350 см) – общение с чужими людьми и при официальном общении;

- публичная (свыше 350 см) – при общении с большой группой людей – выступления перед разными аудиториями [8,с.41].

У разных народов пространственные зоны различны.

Также выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми и от особенностей людей. Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Особенности невербальной коммуникации

В отличие от вербальных- невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергаться полному контролю. Следовательно, невербальное общение может быть осознанным и неосознанным. Можно отметить такую особенность, как намерение и ненамеренности. Язык может лгать, тело нет.

Так, З. Фрейд придавал огромное значение невербальному языку своих пациентов [12,стр. 78].

С помощью языка тела, по словам специалистов, в процессе общения люди передают около 60% информации. Поэтому невербальное общение является важным компонентом процесса общения. Следовательно, информация может передаваться субъектом общения с осознаваемой целью довести эту информацию до сведения другого субъекта.

Например: взгляд, выражающий внимание слушателя; жест, указывающий кому-то направление, угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека, и т.д. Или, когда Отправитель не имеет намерения передать какую-либо информацию, или пытается ее скрыть (например, плохое настроение), а получатель, тем не менее, эту информацию принимает. В связи с этим, по мнению А. Л. Журавлева, существуют такие понятия, как «знак» и «сигнал» [12,с. 82].

Знак – элемент внешнего вида, поведения, движений индивида, несущий информацию, что восприятие другого человека, независимо от воли и намерений первого. Если Отправитель использует это сознательно, чтобы донести определенную информацию до получателя, то знак становится сигналом [12].

Различия между знаком и сигналом являются причиной многих нарушений в человеческом понимании. Знак не воспринимается отправителем, (случайный взгляд) можно интерпретировать как сигнал (как признак интереса или опасности) и вызвать определенные действия. И специально передаваемый сигнал может быть не понят получателем и воспринят как знак. Сочетание осознанности – неосознанности, намеренности – ненамеренности имеют целый ряд комбинаций в отношениях между отправителем и получателем невербальной информации, поскольку каждый может занимать определенную позицию.