Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Понятие трудовых ресурсов и рынка труда).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
Глава 2. Управление рынком труда как неотъемлемый элемент государственной политики
Основной законодательства о занятости населения является Конституция РФ, которая определяет основные направления правового регулирования в сфере занятости населения. Это означает, что правовые нормы законодательства о занятости должны учитывать принципы, установленные Конституцией РФ, основные права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, и т.д. Ключевыми для сферы занятости являются положения, установленные в ст. 37 Конституции, декларирующей свободу труда и запрещение принудительного труда. Согласно данной статье каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К нормативным правовым актам, из которых состоит законодательство о занятости населения, относятся:
1) Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который определяет основные положения, направления и вопросы регулирования отношений в сфере занятости населения;
2) другие федеральные законы.
К их числу в первую очередь следует отнести Трудовой кодекса РФ, который содержит основные положения, касающиеся заключения трудовых договоров, поступления на работу, основных гарантий, предоставляемых работникам, и т.п.
Федеральные законы могут также определять отдельные полномочия органов службы занятости. Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет порядок участия органов службы занятости в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также их содействия трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства (ст. 19). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет полномочия органов государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет по осуществлению профориентационной работы с указанными лицами и обеспечению диагностики их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья;
3) иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
К их числу относятся указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, принятые федеральными органами исполнительной власти по вопросам занятости населения.
К примеру, можно назвать следующие ключевые документы:
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ»;
- Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»;
- Приказ Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»;
4) законы субъектов РФ.
Законы, посвященные вопросам занятости населения, с тем или иным названием приняты и действуют во многих субъектах РФ.
Так, например, согласно Закону города Москвы от 1 октября 2008 г. № 46 «О занятости населения в городе Москве» реализация государственной политики в области содействия занятости населения в городе Москве основывается на принципах:
- законности, адресности, открытости и профессиональной компетентности;
- обеспечения условий для достойного труда;
- недопущения дискриминации в получении государственных услуг в сфере занятости населения и доступности указанных услуг при трудоустройстве;
- защиты интересов рынка труда;
- ответственности органов исполнительной власти города Москвы, государственных организаций и должностных лиц за ненадлежащее обеспечение прав граждан в сфере занятости населения;
- профилактики и преодоления негативных последствий безработицы;
- взаимодействия сторон социального партнерства;
- обеспечения повышения трудовой активности и конкурентоспособности жителей Москвы на рынке труда.
В ряде субъектов приняты законы о содействии занятости населения. В качестве примеров можно привести следующие: Закон Свердловской области от 25 марта 2013 г. № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области», Закон Красноярского края от 1 декабря 2011 г. № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае», Закон Республики Башкортостан от 27 сентября 2012 г. № 588-з «О содействии занятости населения в Республике Башкортостан».
Закон Воронежской области от 8 июня 2012 г. № 74-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере занятости населения на территории Воронежской области» определяет полномочия Воронежской областной Думы в области содействия занятости населения, полномочия губернатора Воронежской области и правительства Воронежской области.
В Краснодарском крае принят Закон Краснодарского края от 28 июня 2007 г. № 1258-КЗ «Об органах труда и занятости населения Краснодарского края».
Также в субъектах РФ принимаются законы с более узким предметом регулирования, например, Закон Челябинской области от 27 августа 2009 г. № 457-ЗО «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Челябинской области», Закон Костромской области от 11 апреля 2005 г. № 258-ЗКО «О содействии трудовой занятости инвалидов в Костромской области», Закон Волгоградской области от 13 сентября 2001 г. № 585-ОД «О дополнительных государственных гарантиях занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, проживающих на территории Волгоградской области», Закон Пермского края от 4 марта 2014 г. № 314-ПК «О содействии и обеспечении занятости инвалидов в Пермском крае», Закон Архангельской области от 27 мая 1998 г. № 74-16-ОЗ «О государственных гарантиях трудовой занятости инвалидов на территории Архангельской области», Закон Омской области от 3 февраля 2012 г. № 1427-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления полномочий в области содействия занятости населения и о внесении изменений в статью 5 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области»;
5) иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
К ним относятся постановления, приказы и иные подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ в сфере занятости населения и регулирующие отдельные вопросы, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ.
В качестве примера назовем Постановление правительства Камчатского края от 30 января 2012 г. № 76-П «О предоставлении отдельных мер поддержки в сфере занятости населения в Камчатском крае», утвердившее Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования; Постановление правительства Вологодской области от 10 ноября 2014 г. № 998 «Об утверждении Порядка представления работодателями информации в органы службы занятости населения Вологодской области», утвердившее соответствующий порядок предоставления информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при приостановке производства, а также информации, указанной в п. 3 ст. 25 Закона о занятости.
Государственная политика в сфере содействия занятости предстает важнейшим элементом регулирования социально-трудовых отношений, она направлена:
- на развитие трудовых ресурсов;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации их права на труд;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан;
- обеспечение социальной защиты населения в сфере занятости;
- предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих и создающих рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- координацию деятельности в сфере занятости с деятельностью по другим направлениям государственной экономической политики.
Логика подходов к проблемам регулирования данной сферы социально-экономических отношений определяется объективной иерархией и субординацией социальных, экономических, финансовых и политических аспектов развития общества. Их комплексное рассмотрение дает возможность сформулировать концепцию регулирования социально-трудовых отношений и стратегию их развития как систему конкретных целей и задач. Последняя должна дать ответы на вопросы о приоритетах, закладываемых в систему государственной экономической политики, которая должна исходить из признания ответственности каждого здорового члена общества за благосостояние, достигаемое собственным трудом при условии обеспечения принципа равных возможностей.
В системе государственной экономической политики социальные цели не должны препятствовать экономическому развитию, равно как и экономические цели развития не должны игнорировать социальные. Целевая функция регулирования рынка труда и занятости состоит во всестороннем содействии расширению спроса на труд при одновременном или опережающем формировании эффективного предложения рабочей силы (труда).
Основными направлениями государственной экономической политики в сфере социально-трудовых отношений предстают:
- регулирование процесса создания и сохранения рабочих мест;
- регулирование спроса на рабочую силу (труд);
- разработка государственной политики в системе образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров [4, с.53].
К числу федеральных органов государственной власти, участвующих в регулировании рынка труда, относятся:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание РФ;
3) Правительство РФ;
4) Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд);
5) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Методы регулирования занятости и рынка труда не отличаются от общих, применяемых в системе государственного регулирования экономики, к которым относятся: экономические, организационные и административно-законодательные; прямого и косвенного воздействия; активной и пассивной политики в сфере занятости.
Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда, что формирует пассивность субъектов в развитии социально-трудовых отношений.
Активная политика исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя и своей семьи, а государство должно выступать в роли посредника, предоставляющего ему возможность занятости. То есть это комплекс мер, способствующих быстрейшему возвращению безработных к активному труду.
Одним из важнейших факторов воздействия на развитие социально-трудовых отношений является политика структурной перестройки экономики.
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи [4, с.54]:
1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики с системой целей регулирования рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей для обеспечения занятости.
2. Взаимоувязка социальной, демографической, миграционной политики с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов и трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.