Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Понятие трудовых ресурсов и рынка труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах (мезоуровень) в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду за счет региональных фондов занятости, в составе которых находится порядка 80% сумм обязательных страховых взносов работодателей, роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти.

В число задач регионального уровня входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в первую очередь ее незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. На региональном уровне могут также решаться вопросы организации общественных работ [4, с.55].

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств на рынке труда.

Таким образом, рынок труда представляет собой сферу социально-экономических отношений, в которой происходит взаимодействие рабочей силы и потенциальных потребителей этого специфического товара – работодателей.

Однако трансформация российской экономики в рыночную предполагает не только коренные изменения в отношениях собственности, способах макроэкономического регулирования и других атрибутов, но и формирование институтов рынка труда. В настоящее время эти институты все еще не сформированы надлежащим образом, что стало очевидным осенью 2008 года, когда Россия оказалась вовлечена в мировой финансово-экономический кризис.

С точки зрения С.Б.Самусевой, институциональная структура рынка труда на современном этапе выглядит следующим образом [19, с.53]:

Таким образом, в регулировании рынка занятости населения не последнюю роль играет государство. Оно имеет большое влияние на некоторые моменты, которые влияют на становление занятости, как в отдельных отраслях, так и в глобальном масштабе. Например, государство может оказывать влияние на: уровень предлагаемой заработной платы, условий труда, предоставление дополнительных льгот отдельным лицам или категориям работников, уровень социального обеспечения. Государство может активно бороться с безработицей путем создания дополнительных рабочих мест, государственных органов, которые осуществляют контроль и борются с безработицей, эффективных программ, позволяющих заинтересовать потенциальных работодателей и т.д. Нередко сюда относят государственные программы, которые позволяют представлять работодателям дополнительные льготы при трудоустройстве безработных инвалидов или специалистов определенных профессий, а также провести процесс замещения вакантных должностей и обеспечить безработное население работой.


Службы занятости являются одним из наиболее значимых институтов рынка труда и призваны стать важнейшей частью механизма его регулирования.

Значение данного института состоит не только в предоставлении услуг по подбору вакантных рабочих мест и социальной адаптации безработных граждан, но и в том, что он играет центральную роль в поддержании и развитии связей между всеми элементами политики рынка труда. Эти связи находятся в зависимости от множества отношений, возникающих при обращении каждого безработного за поддержкой. По этой причине службе занятости отводится роль центрального инструмента государственного влияния на рынок труда.

Результативность политики на рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий государственной службы занятости.

Служба занятости не является и не может являться единственным государственным институтом, оказывающим регулирующее воздействие на рынок труда. Однако большинство других инструментов регулирования рынка труда, как правило, формируют благоприятный фон для устойчивого его функционирования преимущественно косвенными средствами (законодательное регулирование заработной платы и рабочего времени, создание благоприятного климата для предпринимательства и расширения найма, регулирование вопросов высвобождения рабочей силы и т.д.). Служба занятости обеспечивает это регулирование через непосредственный контакт с безработными. Реализуя программы и предоставляя услуги незанятым гражданам, она является одним из немногих инструментов прямого государственного воздействия на рынок труда.

Созданные государством биржи помогают активно бороться с имеющимся уровнем безработицы в стране в целом, а также в отдельных ее регионах. Основная направленность этих организаций заключается в том, что они должны обеспечивать оборот потенциальных сотрудников и обеспечение их трудоустройством. Для достижения такой цели разрабатываются планы мероприятий, направленные на изменение уровня профессиональной подготовки, а также смены профессиональной направленности потенциального соискателя. Соискатели обеспечиваются бесплатными курсами повышения квалификации, курсами обучения на определенные специальности и т.д. Все это помогает не только получить дополнительные знания, но и найти работу по вновь приобретенной профессии. Такие учреждения играют большую роль в борьбе с безработицей, особенно путем повышения социальной активности населения, исследования рынка труда в регионе и стране с целью мобильности ищущих работу граждан. Они помогают добиться от иных органов власти предоставления льготных программ кредитования для индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, улучшения условий обслуживания, снижения ставки налогообложения, а также использования и других видов поощрения.


К сожалению, нужно отметить, что работа биржи труда не особо сильно может влиять на установленный рынок труда в стране. В нашей стране не существует на законодательном уровне обязательства выполнять назначения биржи предпринимателями и предприятиями. Последние стараются самостоятельно определить круг возможных соискателей через собственные отделы кадров. Это позволяет сделать выбор в достаточно короткие сроки и принимать решение о трудоустройстве после общения с большим кругом возможных специалистов. А соискатели, в свою очередь, чтобы избежать бюрократических издержек общения с биржами, проявляют желание напрямую общаться с потенциальными работодателями [18].

Кроме государственных учреждений, существуют частные компании, которые занимаются подбором персонала для разнообразных предприятий. Такие организации работают и на потенциальных работодателей, удовлетворяя их потребности в разного уровня специалистах, а помогают и соискателям на определенные вакансии. Работа таких компаний существенно влияет на рынок труда. Современная тенденция развития помогает провести подбор персонала для замещения вакантной должности, а также подобрать необходимую работу для кандидата. Роль таких компаний в регулировании рынка труда очень велика, поскольку они реально показывают хорошие показатели по трудоустройству и удовлетворению обоих сторон. Поскольку рекрутинговые компании являются частными, то и их деятельность целиком и полностью направлена на достижение определенного результата, в данном случае – удовлетворения потребностей по трудоустройству.

К сожалению, созданные биржи не могут выполнять в полном объеме роль регулятора рынка труда. Вопрос устройства на работу продолжает находиться на критическом уровне. В условия нестабильной экономики многие учреждения и организации либо перестают работать на время, либо становятся банкротами. Соответственно, все сотрудники, которые работали на таких предприятиях, остаются без работы. Естественно, что не все они могут устроиться на работу с помощью бирж, многие так и останутся находиться на учете (особенно, если возраст предпенсионный либо же нет соответствующей профессии). Также приток безработных приходится на период окончания учебного года, поскольку ВУЗов и профильных училищ много, а обеспечить всех выпускников работой не представляется возможным, по крайней мере, сразу. Эти проблемы были известны всегда, но особого внимания к ним не привлекалось. Только в последнее время стали уделять решению этих проблем достаточное внимание. Изменилась позиция в отношении рынка труда, замещать освободившиеся вакансии теперь можно после посещения ежемесячно устраиваемых ярмарок вакансий, а также других подобных мероприятий [18].


Однозначно, не принимать роль бирж в регулировании рынка труда просто невозможно. Как уже отмечалось, биржи занимаются перепрофилированием, переподготовкой, учебой потенциальных работников, а также реально помогают в трудоустройстве гражданам. Кроме того, особое значение имеет то, что биржи занимаются сбором данных о количестве безработных, уже трудоустроенных, определении перечня востребованных профессий, что помогает составить статистику и план мероприятий, направленных на борьбу с безработицей. Но, что бы ни делала биржа, основную проблему она не решает. Потерявший работу человек, придя на биржу и получив предложение приобрести новую специальность, естественно, соглашается. Но на рынке труда будут отдавать предпочтение потенциальным сотрудникам, возраст которых – до 45, есть определенный стаж работы по необходимой профессии. А реальные соискатели, которые ищут работу через биржу, не имеют опыта в новой профессии, да и возраст зачастую около граничного либо же выше. То же происходит и с молодежью, которая на период поведения перепрофилирования, может утратить реальную возможность трудоустроиться, в связи с занятием вакантной должности другим специалистом. То есть вопрос переобучения не может решить проблему трудоустройства. Поскольку еще очень много времени пройдет до момента, когда проблема будет полностью устранена, можно предпринимать эффективные промежуточные решения. Они хоть и не решают в целом проблему, однако лишними совершенно не будут: увеличение минимального и максимального размера пособия, получаемого безработными; направление усилий на проведение трудоустройства молодого населения страны; приложение усилий для реального поиска рабочих мест безработному населению [17].

В условиях сегодняшнего дня огромную роль в стабилизации и улучшении экономики в стране, а также экономических процессов, играет мобильность потенциальных соискателей. То есть способность работника, а также членов его семьи, по надобности изменять место своего проживания с региона на регион. Именно это особенность может привести к увеличению производительности и эффективности экономики в целом.

В заключение настоящей главы следует еще раз отметить, что рынок труда предстает особым видом товарного рынка и одним из важнейших элементов рыночной экономики и многоплановой сферой социально-экономической жизни общества. Он является одним из регуляторов и индикаторов степени благополучия в национальном хозяйстве, стабильности и эффективности проводимых государством социально-экономических преобразований.


Государственная политика на рынке труда опирается на стратегию, основой которой являются:

1) различные формы государственного регулирования занятости:

а) инвестиционная политика в целях регулирования занятости;

б) регулирование миграционных процессов;

в) стимулирование создания новых рабочих мест;

г) содействие профессиональной подготовке и переподготовке;

д) содействие занятости и самозанятости;

е) использование нестандартных форм занятости, организация системы профессиональной ориентации населения;

2) организационное обеспечение, включающее:

а) координацию органов исполнительной власти;

б) отработку механизмов социального партнерства в сфере занятости;

в) создание условий развития инфраструктуры рынка труда;

г) создание общенациональной информационной системы сбора и предоставления информации о состоянии рынка труда в отраслях, регионах и сферах деятельности;

3) развитие системы социальной защиты временно незанятых граждан, включающей:

а) систему социального обеспечения;

б) систему страхования;

в) адресную социальную помощь населению;

4) нормативное обеспечение, основу которого составляют законодательные и нормативные акты в сфере трудовых отношений;

5) научно-методическое обеспечение занятости:

а) совершенствование статистической базы исследований;

б) разработку и внедрение методов прогнозирования развития рынка труда;

в) разработку государственных и региональных программ занятости;

г) техническое оснащение служб занятости.

Меры государственного воздействия на рынок труда различаются: по объектам воздействия; направлениям воздействия; формам воздействия; содержанию мер регулирования; уровню воздействия; источникам используемых средств.

Глава 3. Современное состояние рынка труда в регионе

Очевидно, что состояние современного рынка труда в России в 2015 – 2016 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события.

Несомненное воздействие на общую ситуацию оказали: Вакансии на рынке труда России; события в Украине; санкции Запада; присоединение Крыма; рост цен; сохраняющаяся инфляция; низкий уровень жизни большинства населения; стагнация экономики; остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения и коррупции и взяточничества властей.