Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Особенности рынка стоматологических услуг в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы обусловлена тем фактом, что барьеры входа на рынок и выхода из него являются важнейшими характеристиками структуры рынка. Их наличие зачастую не позволяет, а иногда делает просто невозможным появление новых фирм на рынке. С другой стороны, благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции.

Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Там же, где барьеры для входа не существуют или слабы, фирмы даже при высокой рыночной концентрации вынуждены учитывать конкуренцию со стороны фактических или потенциальных соперников.

Степень научной разработанности. Изучением данной проблемы занимаются как отечественные, так и зарубежные теоретики–экономисты и практики. Среди ведущих отечественных экономистов можно отметить таких авторов как: Боченков Ю.В., Владимирова С.В. , Даурова Т.Г.,Жвалик А.С.,Заболоцкая В.В., Листопад М.Е. и другие авторы.

Объектом исследования работы являются фирмы, входящие на рынок стоматологических услуг.

Предметом исследования является система финансово-экономических и административных барьеров входа фирм на рынок стоматологических услуг.

Целью работы является изучение специфики административных барьеров входа фирм на рынок в современной экономике России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • кратко охарактеризовать рынок стоматологических услуг в РФ и его особенности;
    • проанализировать методы борьбы с административными барьерами для входа на рынок;
    • изучит входные барьеры на рынок стоматологических услуг.

Методы исследования, использованные для написания работы: статистические методы, графический и аналитический методы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Особенности рынка стоматологических услуг в РФ

1.1.Общая характеристика рынка стоматологических услуг

Развитие отечественного здравоохранения на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия происходило в направлении коммерциализации. Реорганизация системы медицинского обслуживания населения явилась элементом социально-экономических преобразований, проводимых в РФ за последние десятилетия [9].

Процесс развития российской экономики и совершенствование рыночных отношений происходят в сложной социально-экономической обстановке. В национальной экономике имеет место снижение интенсивности экономического роста [3].

На сегодняшний день отсутствует анализ рынка стоматологических услуг Российской Федерации в целом. Имеются отдельные маркетинговые исследования состояния рынка частных стоматологических клиник в крупных городах РФ. Так, в Санкт-Петербурге сегодня числится порядка 900 клиник, центров и кабинетов по оказанию стоматологических услуг. Среди них 520 частных медицинских стоматологических клиники и 77 государственных в составе муниципальных поликлиник. При этом существует порядка 100 стоматологических кабинетов всоставе многопрофильных медицинских центров и ведомственных больниц, медицинских институтов, пансионатов и санаториев. По результатам социологического анализа 68,0 % населения города пользуется платными стоматологическими услугами. Услугами частных стоматологических центров пользуется 60,0% опрошенных, а платными услугами государственных учреждений - 45,0% [2]. Аудитория государственных учреждений и платных клиник в значительной степени пересекается. Однако, учитывая значительно меньшее число государственных учреждений, данные цифры показывают, что нагрузка на государственные учреждения гораздо выше, чем на частные клиники. Это является основной причиной, по которой государственные клиники практически не используют рекламу и маркетинг для привлечения пациентов. Внутри частного сектора стоматологических услуг, наблюдается достаточно резкое обострение конкуренции, но в основном оно происходит в сфере дорогого и среднего ценового сегмента. Доля рынка стоматологических услуг самая большая в российском рынке платных медицинских услуг [2, 13]. По предварительным оценкам общий объем рынка платных медицинских услуг оценивается в $4 - 5 млрд. в год, при этом из этой суммы, по различным оценкам, на платную стоматологию и связанные с ней отрасли может приходиться от $2,5 до 3 млрд. в год. Данная экономическая ниша явилась привлекательной для расширения бизнеса частных стоматологических клиник и созданию сетей (наращивание конкурентных преимуществ и расширение рыночной доли за счет создания филиалов и построения сетей).


По этому пути идут практически все крупные клиники. Сетями стали такие клиники, как: Мастердент, Дента- Вита, AnyDent, Spectra, Хэдвей, Меди и многие другие. В целом в Санкт- Петербурге насчитывается не менее 30-35 клиник, имеющих больше 5-6 филиалов. Становится очевидным, что основная конкуренция на рынке стоматологических услуг происходит не между частным и государственным секторами, а внутри частного сектора, между сетевыми и несетевыми клиниками. При этом она практически не затрагивает интересов элитного, узкоспециализированного и нижнего ценового сектора. При этом несетевые клиники вынуждены приспосабливаться и занимать такие ниши, которые недоступны сетевым - в косметической стоматологии, в детской стоматологии, в скорой и ночной стоматологии и т.д. Необходимо отметить отрицательное влияние кризиса на рынок стоматологических услуг: несколько клиник стали аутсайдерами («Мастердент» и др.). Но при этом, сама тенденция по расширению бизнеса через создание филиалов, безусловно, очевидна.

Однако, существуют препятствия для расширения рынка стоматологических услуг:

  • высокие затраты создания клиник (затраты на открытие клиники на 5 кресел с оказанием полного спектра стоматологических услуг и собственным помещением в 200 кв.м. обходится в настоящее время в крупных городах примерно $1 млн.);
  • сложность в вопросах кредитования. Банки не приветствуют ведение двойной бухгалтерии, поэтому на рынке до сих пор нет примеров значительных слияний и поглощений, как это было, например, с аптечными сетями;
  • процесс лечения не поставлен на «поток»;
  • для всех клиник, за очень и очень редким исключением, характерен дефицит кадров. Хотя необходимо отметить, что уровень использования специалистов из других городов, самый высокий по всем отраслям экономики. Крупнейшие города страны «забирают» всех специалистов-стоматологов. Высокий спрос на специалистов очень характерен для стоматологии;
  • дифференциация процесса построения управления сетью клиник и единственным медицинским центром. Для развития сети характерно то, что самым важным маркетинговым фактором становится качество медицинской услуги. Низкое качество или ошибка снижает спрос на стоматологическую услугу. Все отмеченное делает очевидным сложность расширения собственной сети путем простой покупки чужой клиники. Именно эти ограничения мешают на сегодняшний день стоматологическим сетям покупать и поглощать отдельные клиники и центры.

Многие специалисты отмечают, что в области экономики здравоохранения в ближайшие несколько лет не будут вырисовываться существенные изменения в структуре сегментов частной стоматологии. По оценкам большинства специалистов сам рынок стоматологических услуг также не будет существенно меняться и сохранит нынешнюю структуру, а основой маркетинговой политики большинства частных клиник будет узкая специализация и сегментация услуг, которые будут служить защитой от конкурентов.


Стремительное развитие рыночных отношений в отечественной стоматологии было предопределено целым комплексом факторов:

  • отсутствие мотивации труда врачей-стоматологов;
  • не достаточно высокое качество оказания стоматологической помощи;
  • сокращение объемов оказания стоматологической помощи вследствие сокращения финансирования;
  • снижение доступности стоматологических услуг.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи включает сокращение объема стоматологического обслуживания населения по сравнению с тем объемом, который закладывался Министерством здравоохранения при административно-командной системе. Так, Программа практически исключает возможность населения осуществлять зубопротезирование на бесплатной основе. На основании чего рынок стоматологических услуг получил четкие границы функционирования.

Итак, рынок стоматологических услуг - механизм взаимодействия продавцов и покупателей стоматологических услуг.

1.2. Особенности рынка стоматологических услуг

Рынок стоматологических услуг имеет особенности, присущие рынку медицинских услуг в целом [10]:

  • на рынке медицинских услуг выступают три группы
  • производитель, продавец медицинских товаров и услуг (медицинское учреждение, врач);
  • покупатель (пациент, работодатель, государство);
  • посредник — территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации;
  • в отличие от других рынков производитель медицинской услуги и ее продавец выступают, как правило, в одном лице;
  • выраженный сезонный характер спроса на медицинские услуги;
  • особенности территориальной сегментности (дифференциации) рынка медицинских услуг и высокой изменчивости рыночной конъюнктуры в зависимости от уровня и структуры заболеваемости населения данного региона (эпидемии, экологические и техногенные катастрофы, эндемичность территории по тем или иным заболеваниям и др.);
  • сложная структура спроса на медицинские услуги, связанная с необходимостью их персонификации и индивидуализации;
  • способность продавца медицинских услуг одновременно влиять на спрос и на предложение - искусственный спрос (проводя необходимые или дополнительные исследования, врач устанавливает диагноз, определяя, таким образом, спрос пациента на конкретные медицинские услуги и одновременно оказывая эти услуги, удовлетворяет спрос, т. е. формирует предложение);
  • ажиотажный спрос на медицинские услуги со стороны пациентов (стремление пациента в силу каких-то психологических причин настоять на дополнительном обследовании, получении дорогостоящих лекарств и др.);
  • здравоохранение — это сфера, где существует высокая степень доверия к продавцу (врачу), что является основанием для использования данного факта в недобросовестной конкуренции;
  • особые требования, предъявляемые к качеству и безопасности медицинских услуг;
  • высокая приоритетность и социальная значимость медицинской услуги;
  • отсутствие четкой связи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом;
  • приоритет социальной и медицинской эффективности и второстепенная значимость экономической эффективности.

Рынок построен на принципах возмездности, эквивалентности и взаимовыгодности.

Функции рынка медицинских услуг определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на главные вопросы «что», «как» и «для кого» и решает проблему распределения ограниченных ресурсов здравоохранения. Он выполняет посредническую, ценообразующую, информационную, регулирующую и санирующую функции.

Инфраструктура рынка стоматологических услуг имеет свои характерные черты. Большой стоматологический рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков [7]:

  • рынок стоматологических услуг
  • рынок стоматологического оборудования и инструментов
  • рынок стоматологических материалов и средств
  • рынок лекарственных препаратов и гигиенических средств
  • рынок научных разработок, интеллектуального труда
  • рынок труда медицинского персонала
  • рынок ценных бумаг.

Рынок стоматологических услуг занимает важное место в структуре, включая классификатор перечня услуг, оказываемых стоматологами- терапевтами, стоматологами-хирургами, стоматологами-ортодонтами и др. Классификатор стоматологических услуг насчитывает более тысячи наименований.

Рынок стоматологического оборудования и инструментов включает свыше 800 единиц наименований, которые подразделяются на:

  • электронные приборы, оборудование, наконечники;
  • рентгенологическое и радиографическое оборудование и аксессуары;
  • аксессуары для ортопедических работ;
  • инструменты для эндодонтических работ;
  • терапевтические и хирургические инструменты;
  • вращающийся инструмент;
  • стерилизационное оборудование.

Рынок стоматологических материалов и средств представлен достаточно широким перечнем товаров:

  • расходные материалы для ортопедических работ: полимерные материалы для изготовления мостов и пародонтальных шин, полимерные материалы для фиксации зубов после ортодонтических процедур, композитный цемент, пасты для временной фиксации коронок, слепочные массы и материалы, адгезивные системы и т.п.;
  • абразивные и полировочные средства: наборы финирующих боров, полиры, абразивы, отрезные диски, алмазные диски и т.п.;
  • пломбировочные материалы: прокладки, цементы, пломбировочные материалы химического отверждения, пломбировочный материал светового отверждения и т.п.

Пломбировочные материалы на рынке стоматологических услуг имеют свои групповые характеристики. Согласно немецкой шкале, пломбировочный материал подразделяется по функциональному назначению: