Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Особенности рынка стоматологических услуг в РФ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности рынка стоматологических услуг в РФ
1.1.Общая характеристика рынка стоматологических услуг
1.2. Особенности рынка стоматологических услуг
Глава 2. Входные барьеры на рынок стоматологических услуг
2.1.Стоматологическая медицинская услуга как экономическая категория
- оплата труда основного персонала;
- начисления на оплату труда основного персонала;
- материальные затраты, потребляемые в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, продукты питания, одноразовые медицинские принадлежности и др.);
- износ мягкого инвентаря по основным подразделениям;
- износ медицинского и прочего оборудования, используемого непосредственно в лечебно-диагностическом процессе.
К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги:
- оплата труда общеучрежденческого персонала;
- начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
- хозяйственные затраты (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);
- затраты на командировки и служебные разъезды;
- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;
- амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;
- прочие затраты.
Перечисленные косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты.
Себестоимость стоматологической услуги выглядит следующим образом:
С= Сп + Ск= Зт + Нз + М + И + О + П, где Сп - прямые расходы, Ск - косвенные расходы, Зт - расходы на оплату труда, Нз - начисления на оплату труда, М - расходы на медикаменты, перевязочные средства и пр., И - износ мягкого инвентаря, О - износ оборудования, П - прочие расходы.
Цена на услугу:
Ц= С+ Пр ± Д, где С - себестоимость, Пр - уровень прибыли, Д - дополнительные наценки или система скидок.
При определении себестоимости 1 УЕТ сумма затрат за год стоматологической организации делится на плановое число УЕТ, которое рассчитывается исходя из норм нагрузки на одного врача в день, количества дней в году и количества штатных врачебных должностей.
Цена 1 УЕТ рассчитывается следующим образом:
Ц= С + С х Р, где С - себестоимость, Р - уровень рентабельности.
После расчета стоимости 1 УЕТ, можно производить расчеты стоимости любой стоматологической услуги. Так, лечение среднего кариеса - 1,0 УЕТ, глубокого кариеса - 1,5 УЕТ, лечение пульпита однокорневого зуба - 3,5 УЕТ.
Таким образом, в современный период экономического развития стоматологическая организация является полноправным участником рынка медицинских услуг, представляя собой целостный медико-производственный комплекс.
Заключение
Экономику России без преувеличения можно назвать «экономикой барьеров». Административные барьеры, создающие препятствия нормальной хозяйственной деятельности предприятий, существуют практически во всех сферах и на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Более того, в последние годы прослеживается ярко выраженная тенденция к созданию все новых и новых барьеров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем это происходит на фоне объявленных намерений Правительства по дебюрократизации экономики.
Административные барьеры определить как установленные решениями государственных органов обязательные правила ведения определенной деятельности на рынке, вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур1. Стоит отметить, что во многих случаях эти платежи не поступают в бюджет.
Административные барьеры можно сгруппировать следующим образом:
- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них (регистрация предприятия, регистрация изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение права на аренду земли или помещения, доступ к кредитам, лизингу оборудования и т.п.);
- при получении права на осуществление хозяйственной дея¬тельности (лицензирование видов деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг и т.п.);
- при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (санкции за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, получение различных льгот и т.п.).
Подобный «барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий для экономики России. Во- первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте издержек предпринимателей и соответственно росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерный» характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес, в том числе для взяток и иных нелегальных доходов.
Для преодоления административных барьеров следует предпринять следующие меры :
- установить закрытый перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа для избежания дублирования. Этот процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
- максимально регламентировать проверочную деятельность, чтобы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также сократить возможности для вымогательства;
- установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
- создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами процедуры проведения и результатов проверок;
- минимизировать количество проверок, осуществляемых по собственной инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.
Необходимо отметить, что предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективны только при соблюдении ряда условий. Во-первых, реализация этих мер предполагает активное поведение хозяйствующих субъектов и в плане создания добровольных механизмов ответственности, и в плане противодействия незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность, и в плане пресечения попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов.
То есть необходимым фактором является социализация бизнеса, его активное участие в отстаивании собственных прав и в формировании государственной политики.
Во-вторых, необходимы последовательные действия правительства по реализации этого комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. Это весьма непростая задача. Как было показано, рост административных барьеров продолжался и после того, как Правительство провозгласило курс на дебюрократизацию экономики. Это связано с тем, что «барьерное» регулирование опирается на вполне конкретный экономический интерес части государственных служащих и аффилированных коммерческих структур.
В-третьих, эффективность неадминистративных видов ответственности во многом зависит от эффективности системы разрешения споров. Таким образом, снятие административных барьеров и замена их иными способами регулирования упирается в необходимость реформы судебной системы как основного способа разрешения споров.
Только при наличии эффективной системы разрешения споров возможен реальный запуск механизмов экономической ответственности по частной, а не государственной инициативе.
Список литературы
- Вялков А.И. Внебюджетная деятельность, добровольное медицинское страхование и платные медицинские услуги в ЛПУ /А.И. Вялков// Экономист лечебного учреждения - 2009. - №12. - С.15-19.
- Галкин В.В. Медицинский бизнес: учебное пособие / В.В. Галкин. - М.: КНОРУС, 2010. - 272с.
- Герасимова С.В. Управление конкурентоспособностью услуг стоматологических клиник / С.В. Герасимова // Российское предпринимательство. - 2017. - №3. - 0,3 п.л.
- Дзлиева Г.Х. Платные медицинские услуги и бесплатная медицинская помощь /Г.Х. Дзлиева// Здравоохранение. - 2016 - №2. - С.167-171.
- Затраты, качество и результаты в здравоохранении. Книга терминов ISPOR./Марк Л. Бергер [и др.]; Пер. с англ.- М.: НЬЮДИАМЕД, 2009. - 468с.
- Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении: учебн. пособие -2е изд./Л.А. Зенина, И.В. Шешунов, О.Б. Чертухина.- М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 208с.
- Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. Электронный ресурс www.minzdravsoc.ru
- Ластовецкий А.Г. Стратегия медицинской организации по увеличению ниши на рынке медицинских услуг /А.Г. Ластовецкий//Экономика здравоохранения. - 2017. - №9. - С.36-39.
- Манашеров Т.О. Стоматологическое обслуживание населения в условиях реформирования отечественного здравоохранения/Т.О. Манашеров // Проблемы управления здравоохранением - 2015. - №4 - С.59-61.
- Медик В.А. Курс лекций по общественному здоровью и
здравоохранению: учеб. пособие для студентов мед. вузов. Часть III. Экономика и управление здравоохранением./В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М.: Медицина, 2013. - 392с.
- Петрова Н.Г. Маркетинг в управлении медицинскими учреждениями/ Н.Г. Петрова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №3. - С.22-24.
12. Развитие и функционирование стоматологического рынка / Ю.М. Максимовский [и др.]// Стоматология для всех. - №1. - 1998. -С.58-61.
13. Сластихина Е.Е. Формирование рынка медицинских услуг. Планирование деятельности медицинского учреждения /Е.Е. Сластихина, И.А. Шутова // Экономика здравоохранения. - 2017. - №10-С.42-45.
14. Трифонова Н.Ю. Адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка /Н.Ю. Трифонова// Экономика здравоохранения. - 2017. - №9. - С.16-18.
15. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - 2-е изд. /И.М. Шейман. М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2017. - 318с.