Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Особенности рынка стоматологических услуг в РФ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности рынка стоматологических услуг в РФ
1.1.Общая характеристика рынка стоматологических услуг
1.2. Особенности рынка стоматологических услуг
Глава 2. Входные барьеры на рынок стоматологических услуг
2.1.Стоматологическая медицинская услуга как экономическая категория
- е поколение - устаревшие композиты химического отверждения, наполнитель которого состоит из микрочастиц;
- е поколение - композиты для фронтальной группы зубов (гелиоотверждения);
- е поколение - композиты для пломбирования жевательных зубов;
- е поколение - универсальные композиты.
При этом необходимо отметить недостаток данной классификации, состоящий в том, что к одному поколению относятся материалы с разным наполнителем, разными физическими свойствами и методиками применения. Согласно швейцарской шкалы пломбировочные материалы подразделяются по таким критериям, как технология работы, моделирование, тип наполнителя:
- е поколение- макро- и мидинаполненные композиты химического отверждения;
- е поколение- гелиоотверждаемые композиты с макро-, микро- и мидинаполнители;
- е поколение - гибридные композиты химического и гелиоотверждения с рекомендацией по применению на нескольких классах полостей;
- е поколение - универсальные гибриды для всех классов полостей.
В настоящее время существует широкий выбор пломбировочных материалов. Значительно повысились требования со стороны пациентов к эстетике: если раньше пациенты стремились ставить красивые пломбы только на зубы видимые при улыбке, то сейчас современные технологии позволяют это делать и на жевательных зубах.
Современные пломбы, поставленные по любой из методик, должны отвечать следующим требованиям: повторять анатомическую форму зуба, прочно связываться с дентином и эмалью, плотно прилегать к тканям зуба, выдерживать жевательную нагрузку, быть неотличимой от цвета зуба.
Рынок лекарственных препаратов и гигиенических средств также можно подразделить на следующие группы:
- анестезирующие препараты;
- препараты, а именно: болеутоляющие средства для пульпы, пародонтальные тампоны, растворимые гемостатические губки, гемостатическую жидкость и др.;
- средства гигиены и профилактики: жидкость для дезинфекции инструментов, алмазных боров, контейнеры для хранения ваты, емкости для стерилизации, лотки для хранения инструментов, зубные пасты, препараты для профилактики кариеса, валики ватные, перчатки, маски терапевтические и др.
Рынок научных разработок, интеллектуального труда характеризуется практическим применением научных достижений отечественной стоматологии:
- применение современных методов ортодонтического лечения (брекетов) детей и взрослых с зубочелюстными аномалиями;
- пластическое устранение комбинированных дефектов лица и шеи реваскуляризированными аутотрансплантатами;
- реставрация зубов;
- дентальная имплантация зубов;
- пародонтологического лечения с использованием иммунокорректоров;
- применение паст, содержащих иммобилизованные на полисорбе ионы кальция и фосфора, для обтурации корневых каналов и т.д.
Рынок ценных бумаг имеет большое значение для функционирования рынка стоматологических услуг. Ценные бумаги входят в портфельные инвестиции стоматологических учреждений. Возможно помещение свободных денежных средств медицинских организаций в доходные инвестиционные активы - ценные бумаги. Ценные бумаги играют важную роль в страховании всех групп риска предпринимательской деятельности в стоматологии. Наиболее распространенными ценными бумагами на современном рынке медицинских услуг являются: акции, депозитные сертификаты, векселя и облигации.
Основными элементами рынка стоматологических услуг являются: спрос и предложение стоматологических услуг, потребительская способность населения, конкуренция, рыночная цена, маркетинг.
Спрос отражает поведение потребителя медицинских услуг и представлен шкалой спроса. Она показывает, количество медицинских услуг, которые пациент желает приобрести по различным ценам в определенный момент времени. На спрос медицинских услуг существенное влияние оказывает цена: при прочих равных условиях величина спроса тем выше, чем ниже цена.
Помимо цены, следует учитывать и другие факторы, активно влияющие на спрос стоматологических услуг:
- уровень доходов населения (чем выше доходы, тем больше вероятность обращения за дорогостоящей услугой);
- возрастно-половая структура населения (тенденции постарения населения увеличивает спрос на ортопедические стоматологические услуги);
- мода (в стоматологической практике одним из модных направлений является эстетическая стоматология);
- "врачебный фактор" (врачи своими не всегда обоснованными рекомендациями к проведению дополнительных диагностических процедур способны увеличить спрос на медицинские услуги);
- качество медицинской услуги (чем выше качество, тем выше спрос на медицинскую услугу);
- реклама (активное предложение тех или иных стоматологических услуг вызывает зачастую повышенный спрос на эти виды услуг).
Удовлетворение потребности в здравоохранении зависит не только от платежеспособности пациента, но и от доступности медицинской помощи, оснащенности медицинского учреждения и квалификации врачей.
Различают следующие виды спроса на медицинские услуги:
- Отрицательный спрос. Ярким примером данного вида спроса является низкий уровень спроса на многоразовый инструментарий, а также на прием к врачам отдельных специальностей, болезненные, дорогостоящие процедуры.
- Скрытый спрос. Отдельные пациенты могут испытывать потребность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, которые, например, отсутствуют в конкретной медицинской организации.
- Падающий спрос. Данный вид спроса имеет тенденцию к снижению. Например, в последнее время упал спрос на многоразовый инструментарий, системы переливания крови многоразового использования, гипотензивные препараты отечественного производства.
- Нерегулярный спрос (сезонные временные колебания). Так, спрос на ортопедические стоматологические услуги увеличивается в весенний период; хронические заболевания ротовой полости обостряются в весенний и осенний период.
- Чрезмерный спрос. В здравоохранении наблюдается чрезмерный спрос на ургентную медицинскую помощь в праздничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребляют алкоголем, возрастает уровень травматизма. Спрос на медицинские услуги можно рассчитать по следующей формуле:
C = N П,
где С — спрос на медицинские услуги;
N — число пациентов;
П — средний коэффициент обращения за медицинскими услугами.
В зависимости от характера спроса можно прогнозировать изменения потребностей пациентов в медицинских услугах, а, следовательно, увеличение или уменьшение необходимого объема помощи.
Предложение также является одной из базисных сил, движущей рынком, что отражает поведение продавцов. Предложение показывает количество медицинских услуг, которое производители могут оказать за определенный период времени населению по определенной цене. Влияние ценового фактора на предложение можно охарактеризовать следующим образом: объем предложения изменяется в прямой зависимости от изменения цены на услугу.
На предложение оказывают влияние и другие факторы, как численность и квалификация персонала (увеличение числа врачей и повышение квалификации персонала приводит к увеличению уровня предложения), техническое оснащение медицинской организации (внедрение современных технологий позволяет увеличить предложение), при этом дорогостоящее оборудование автоматически приведет к снижению предложения, налоговая политика (при увеличении налоговой ставки нерентабельным является увеличение предложения) и др.
При взаимодействии спроса и предложения происходит формирование рыночной равновесной цены, которая устанавливается при таком уровне цены, при котором объем спроса равен объему предложения. Изменения в спросе или предложении приводят к новым равновесным цене и объему. Рыночная цена выше или ниже равновесной свидетельствует об избыточном спросе или предложении. Положительный избыточный спрос отражает недостаток (дефицит) товаров на рынке. Положительное избыточное предложение свидетельствует об избытке товаров.
Особенностью равновесной цены является ее эластичность: если под влиянием некоторых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или снижение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Если при неизменном предложении произойдет снижение спроса или возрастет предложение при неизменном спросе, то цена снизится.
Неотъемлемым элементом рынка стоматологических услуг является присутствие конкурентной борьбы между экономическими агентами.
На рынке товаров и услуг здравоохранения конкурентными участниками могут быть [10]:
- государственные, муниципальные учреждения здравоохранения — по реализации государственного (муниципального) заказа на конкурсной основе;
- организации, производящие аналогичные товары и услуги для нужд здравоохранения;
- частнопрактикующие врачи и фармацевтические работники, предоставляющие аналогичные медицинские услуги или товары медицинского назначения.
Можно выделить следующие конкурентные преимущества:
- высокая репутация организации здравоохранения;
- высокое качество медицинских товаров и оказываемых услуг;
- ориентация на пациента, его запросы и пожелания;
- достаточная материально-техническая база, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, устойчивое финансовое обеспечение;
- уникальность предлагаемых медицинских товаров и услуг;
- приемлемые для пациентов цены, не превышающие или ниже цен на аналогичные медицинские товары и услуги других участников рынка.
Конкурентные преимущества следует рассматривать как основу стратегии поведения участников на рынке товаров и услуг здравоохранения. Вариантами подобной стратегии могут быть:
- стратегия низкой себестоимости;
- стратегия дифференциации услуг;
- стратегия новаторства.
Анализ конкуренции позволяет установить позиции организации здравоохранения на рынке медицинских товаров и услуг — произвести его позиционирование, т. е. определить те действия, которые обеспечат организации конкурентоспособность на рынке.
В условиях добровольного и обязательного медицинского страхования появляется борьба за потребителя медицинских услуг. Поэтому необходимо тщательно изучать мотивы поведения пациентов на рынке стоматологических услуг.
В рамках маркетингового исследования руководитель организации здравоохранения должен определить, какие оказываемые услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каков социальный, возрастной и профессиональный состав обращающихся за услугами, какова их реакция на предлагаемые цены. Цель подобного анализа будет заключаться в получении информации для принятия конкретного решения о том, какое количество или какой объем медицинских услуг следует оказывать [10].
Конкуренция может выступать в совершенной и несовершенной формах. Совершенная конкуренция носит в большей степени теоретический характер. Конкуренция, которая в той или иной степени связана с ограничением свободы предпринимательской деятельности, называется несовершенной. Она включает три несовершенно конкурентных рыночных структуры: монопольную, олигополистическую и монополистическую конкуренцию. На сегодняшний день рынок стоматологических услуг имеет характеристики монополистической конкуренции: множество участников рынка, широкий спектр услуг, дифференцированная ценовая политика, некоторое ограничение по доступу к информации.
Таким образом, отечественная стоматология является неотъемлемой частью национального рынка, внося определенный вклад в общественное производство.
Глава 2. Входные барьеры на рынок стоматологических услуг
2.1.Стоматологическая медицинская услуга как экономическая категория
Медицинская услуга — это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента). Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий врача и желания пациента получить пользу, с реально ощутимым восприятием от ее потребления. Результат лечения будет зависеть от многих факторов: насколько точно больной выполняет рекомендации и назначения врача, своевременность обращения за медицинской помощью, образ жизни, точность представленной больным информации о начале заболевания и его симптомах, а также от уровня квалификации медицинского персонала и от характера его действий.
Исходя из этого, медицинскую услугу можно определить как оказание профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, рекреационной, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помощи в сфере товарно-денежных отношений.
Медицинская услуга может быть простой и комплексной.
Под простой медицинской услугой понимается неделимая услуга, например диагностическая манипуляция, осмотр врача и др.
Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни. Под комплексной услугой понимается законченный случай по определенной нозологической форме, так для стоматологических поликлиник — санированный больной.
Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги. Стандартные медицинские услуги в основном оказываются по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов и имеют относительно устойчивое ценообразование.