Файл: Анализ и оценка барьеров входа на рынок (по выбору) (Особенности рынка стоматологических услуг в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Индивидуальные медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Они имеют дифференцированные прейскуранты цен, максимально учитывающие индивидуальность затрат при их выполнении.

Выделяют следующие специфические особенности медицинских услуг:

  • неосязаемость;
  • неотделимость от источника получения услуг;
  • несохраняемость;
  • вариабельность качества оказываемой медицинской услуги;
  • неоднозначность оценки результата медицинской услуги;
  • медицинская услуга — это продукт не только производителя (врача), но и потребителя (пациента).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 №27 «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» утверждены порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению. Данные услуги не включены в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи [4].

Платные стоматологические услуги населению предоставляются в рамках договоров с гражданами и организациями, при этом стоматологические организации могут оказывать медицинскую помощь населению по их желанию на условиях повышенной комфортности. Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются по прейскурантной цене, с учетом себестоимости платных медицинских услуг, ожидаемой прибыли и применяемого медицинского стандарта [1].

2.2. Характеристика входных барьеров

В рыночной экономике стоматологическому учреждению необходимо осуществить выбор поля деятельности по проведению мероприятий, обеспечивающих переход к экономичным методам управления своей работой, а также новых подходов к финансированию из внебюджетных источников, с оптимальным сочетанием бюджетного и страхового финансирования [1].

Поиск дополнительных источников финансирования стоматологической поликлиники целесообразно сосредоточить по следующим направлениям:

  1. Рынок медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования;
  2. Рынок медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования;
  3. Рынок платных медицинских услуг.

Источник поступления средств в обязательное медицинское страхование


  • взносы работодателей, включаемые в себестоимость продукции, и платежи местной администрации на неработающее население. Тарифы устанавливаются медицинскими учреждениями по согласованию с фондом обязательного медицинского страхования. Оплата медицинских услуг осуществляется по согласованным тарифам.

Добровольное медицинское страхование является финансово­коммерческой деятельностью. Главной характерной чертой добровольного медицинского страхования является то, что оплату расходов на медицинские услуги берет на себя сам пациент либо работодатель. Источником поступления средств являются личные доходы граждан или доходы организаций за счет прибыли.

Тарифы устанавливаются договором между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией, а оплата медицинских услуг осуществляется страховщиком в размере, определенном двухсторонним соглашением.

Платные медицинские услуги населению предоставляются в рамках договоров с гражданами и организациями, причем медицинские учреждения могут оказывать медицинскую помощь гражданам по их желанию на условиях повышенной комфортности [1].

Наиболее адаптированными к таким условиям оказались стоматологические организации. Это связано, во-первых, с наибольшим опытом стоматологической поликлиники в оказании платных услуг, во-вторых, с увеличенным товарооборотом и возможность быстрее адаптироваться к рынку за счет монопрофильности услуг. В начале 90-х годов появились стоматологические организации различных коммерческих организационно­правовых форм, которые смогли предложить на рынок широкий спектр стоматологических услуг.

Для достижения цели завоевания сегмента на рынке медицинских услуг стоматологическая организация должна решить следующие задачи:

  • проанализировать существующей в городе сеть стоматологических учреждений разных форм собственности и условий их деятельности;
  • анализ демографической и географической сегментации рынка сто­матологических услуг;
  • оценить социально-гигиеническую характеристику пациентов, обратившихся в стоматологическую организацию;
  • сформулировать цель организации и проанализировать ее структуру как основных параметров внутренней среды организации;
  • определить форму, методы и организацию рекламы стоматологической помощи при развитии рынка стоматологических услуг;
  • проанализировать формирования штатов, подготовку и повышение квалификации медицинского персонала в стоматологической организации;
  • выбрать оптимальную стратегию и тактику ценообразования;
  • разработать и применить оптимальный метод в управлении деятельностью стоматологической организацией;
  • разработать пути оптимизации социально-психологического климата в коллективе с целью совершенствования управленческой работой.

В научной литературе широко обсуждается адаптация медицинских учреждений к работе в условиях рынка [8,13,14]. Трифанова Н.Ю. (2008) выделяет следующие пути адаптации:

  1. Нормативно-правовой путь. Влияние правовых факторов происходит через систему нормативных актов, регулирующих организационные, имущественные, личные отношения, которые возникают при оказании гражданам медицинской помощи. Данные отношения регламентируются нормами административного, трудового, экологического, уголовного, гражданского и других отраслей права. Данный путь является основным, поскольку определяет направление и границы адаптации медицинского учреж- дения.

Путь адаптации медицинского учреждения в правовой сфере имеет следующие направления:

  • упорядочение и совершенствование законодателем нормативно-правовой базы, определение соотношений и роли государственного и частного здравоохранения, выделением компетенции органов здравоохранения и при­ведение в соответствие их прав и ответственности;
  • принятие новых законов и недостающих руководящих документов;
  • разработка четких механизмов реализации законов.
  1. Экономический путь. Наполнение разрешенных законом источников финансирования здравоохранения полностью зависит от состояния экономики страны в целом.

Для экономической адаптации медицинского учреждения к рыночным условиям необходимо:

  • определение адекватного финансирования муниципального заказа с учетом себестоимости медицинских услуг и требуемого уровня качества, переход от финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от объемных показателей их деятельности к подушевому нормативу;
  • совершенствование финансово-экономических отношений в отрасли, направленное на повышение эффективности использования ресурсов, структурную реорганизацию, повышение качества и культуры оказания ме­дицинской помощи;
  • создание инструментов расчета стоимости федеральных и территориальных программ борьбы с отдельными видами болезней и оценка эффективности реализации этих программ, как в социальном, так и экономическом аспектах;
  • предупреждение возникновения всех видов риска (экономический, технический, социальный).
  1. Административный путь. Данный путь предполагает следующие направления:
  • реорганизацию федеральных и муниципальных учреждений здравоохранения с целью их приспособления к работе в рыночных условиях (создание гибкой организационно-штатной структуры, позволяющей к быстрой адаптации к постоянным изменениям спроса на медицинские услуги);
  • коренное реформирование работы кадровой службы, ее реальное участие в принятии решений о подборе, расстановке и назначении кадров на основе науч­ных достижений в области управления (кадрового менеджмента), психологии, социологии и права;
  • развитие принципов преемственности и непрерывности лечебно­диагностического процесса, четкое распределение функций на каждом этапе оказания помощи, внедрение экономически целесообразных организационных форм медицинского обслуживания;
  • точный расчет необходимых затрат, разработка целевых программ по наиболее актуальным проблемам здравоохранения и т.д.;
  • повышение регулирующей роли государства в форме адекватной системы государственных гарантий, а также уровня медико-социальной защиты больных и инвалидов, интеграции здравоохранения и социальной защиты в единую систему, имеющую целевое финансирование;
  • оптимизацию процесса принятия и контроля реализации управленческих решений в здравоохранении.

  1. Информационный путь адаптации медицинского учреждения к рынку предполагает
  • систематическое внедрение новых методов организации и управления производством медицинских услуг в учреждениях здравоохранения, интенсивное использование наиболее передовых технологий и авто­матизированных систем управления;
  • создание постоянно действующей всероссийской системы мониторинга здоровья населения и социально-гигиенического мониторинга на основе современных компьютерных технологий;
  • внедрение автоматизированной системы управленческого учета;
  • диспетчеризацию и регулирование потоков пациентов, информации, финансов, материально-технических ресурсов с использованием компьютерной техники.
  1. Психологический путь адаптации медицинского учреждения к рынку направлен на повышение уровня социальной зрелости медицинских кол­лективов, что усиливает производственные возможности медицинского учреждения и остановить отток высококвалифицированных кадров из системы здравоохранения.

Таким образом, формирование рынка стоматологических услуг

Ценообразование на рынке стоматологических услуг подчиняется общим принципам ценообразования в здравоохранении.

Цена -это денежное выражение стоимости медицинской услуги. Цена складывается из двух основных элементов: себестоимости (издержек производства) и прибыли.

Ценообразование — это процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений. Объективной основой формирования цен являются общественно необходимые затраты труда, которые посредством денег получают выражение в цене.

Процесс установления цены на медицинскую услугу включает в себя ряд последовательных этапов:

  • определение целей организации здравоохранения и в связи с этим целей ценовой политики;
  • постановку задач ценообразования;
  • определение спроса на медицинские услуги;
  • оценку издержек (т. е. затрат, расходов);
  • анализ цен и услуг конкурентов;
  • выбор метода ценообразования;
  • установление окончательной цены на услугу (приспособление цен).

Для стоматологической фирмы можно выделить следующие основные цели:

  1. Обеспечение выживаемости. Данная цель ставится в условиях экономического дисбаланса. Используется тактика низких цен для привлечения пациентов.
  2. Максимизация текущей прибыли. Фирма устанавливает цены на свои услуги таким образом, чтобы добиться максимальной текущей прибыли. Но при этом обязательным требованием является оперативная оценка всех тенденций спроса и предложений.
  3. Максимальный охват рынка. Первый способ - установление различного уровня цен, другой - тотальное снижение цен с развернутой рекламной кампанией для приращения доли рынка.
  4. Лидерство по показателям качества оказываемых стоматологических услуг. Фирма устанавливает высокие цены на стоматологические услуги за счет использования дорогостоящих современных технологий и материалов.

На рынке медицинских услуг сформировано несколько подходов к установлению цен: рыночный, затратный и следование за конкурентом. Эти подходы отличаются, прежде всего, факторами, воздействующими на формирование цены. В условиях рыночного способа ценообразования определяющий фактор — конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Рыночный способ соответствует формированию цен на свободном рынке купли-продажи, где цена устанавливается самим рынком, процессом торга между продавцами и покупателями. При затратном подходе в основу установления цены кладутся денежные затраты (издержки производства),

связанные с оказанием медицинской услуги. Затратный подход позволяет рассчитать, вычислить цену еще до продажи товара. Метод «следование за конкурентом» применяют в основном молодые организации, недавно вышедшие на рынок медицинских услуг, которые определяют цену как у конкурента. При этом имеет место быть целый ряд недостатков: молодые организации не знают, какие именно издержки включены в себестоимость услуги, уровень рентабельности, какая цель ценообразования поставлена и т.д.

Остановимся более подробно на затратном методе ценообразования. В стоматологической практике существует два подхода затратного метода: калькуляция на основе «Инструкции по расчёту стоимости медицинских услуг (временная)» Минздрав РФ № 01-23/4-10 от 10.11.1999, а также определение стоимости одной УЕТ (условной единицы трудоемкости).

В основе этих двух подходов лежит расчет суммы издержек производства. Для расчета стоимости медицинской услуги структурные подразделения медицинского учреждения делятся на основные и вспомогательные, оказываемые услуги — на простые, сложные и комплексные, а расходы учреждения — на прямые и косвенные [5].

К основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, параклинические отделения, в которых пациенту обеспечивается оказание медицинских услуг.

К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность лечебно­диагностических подразделений (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и пр.). Наиболее часто используется классификация издержек производства, основанная на их взаимосвязи с оказанием медицинских услуг (прямые и косвенные).

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания: