Файл: Право государственной и муниципальной собственности ( Понятие права собственности государства и муниципальных образований ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч.2 ст. 8 Конституции Российской Федерации). Периодически на законодательном уровне происходит переосмысление функций государства, места и роли государственной собственности в системе российской экономики.

Рыночная трансформация и вхождение экономики России в состав глобального мирового хозяйства обусловили глубокие преобразования в отношениях собственности. Процессы приватизации, передела прав собственности, вертикальной интеграции корпоративных структур привлекли внимание научной общественности к аспектам формирования и реализации собственности, ее роли в воспроизводстве и в процессе развития системы экономических отношений.

Основные компоненты и содержание права государственной и муниципальной собственности и будут рассмотрены в настоящей работе.

Понятие собственности государства и муниципальных образований

Субъектом государственной собственности выступает государство, и от его имени - органы управления, осуществляющие на федеральном и субфедеральном уровне властные функции (по отношению к хозяйствующему субъекту) на основе закрепленных прав, норм и правил как основы отношений между ними.

Под объектом государственной собственности понимается наделенный определенными организационными, правовыми и экономическими характеристиками конкретный вид имущества из состава национального богатства, функционирующий в составе государственного сектора экономики. Все более важное значение в качестве объектов государственной собственности в настоящее время приобретают принадлежащие государству имущественные и неимущественные права.

Государственная собственность - сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство. Необходима четкая организация управления ею, когда бы разграничение функций разных органов способствовало согласованному решению общих задач.

Главное же состоит в определении такого курса государственной политики, который позволит не только сохранять, но и приумножать государственную собственность. Качество управления в этом секторе экономики должно быть очень высоким.

Заметим, что круг объектов федеральной госсобственности определен Конституцией Российской Федерации, а объектов госсобственности регионов - в их конституциях и уставах, правда, иногда чрезмерно широко.


В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

- объекты, составляющие основу национального богатства страны;

- объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

- объекты оборонного производства;

- объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

- прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

- крупнейшие предприятия народного хозяйства;

- предприятия атомного и энергетического машиностроения;

- учреждения здравоохранения и народного образования;

- научно-исследовательские организации;

- предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

В системе форм собственности Российской Федерации достойное место занимает муниципальная собственность, которой присущ ряд особенностей: 1) ее нельзя считать государственной или частной формой собственности; 2) она является разновидностью публичной собственности; 3) служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.

В законодательстве Российской Федерации муниципальная собственность трактуется как важнейшая составляющая финансово-экономичес­кой основы местного самоуправления. Однако анализ современного развития муниципальных образований свидетельствует о том, что на практике это не так.

Под субъектами отношений собственности следует понимать лиц (отдельных индивидов, их различного рода ассоциации, государство в лице органов разного уровня), осуществляющих экономическую деятельность. Специфическая природа муниципальной собственности предопределила особенности ее субъекта, которые выражаются в его многоуровневом характере.


В вопросе определения субъектов муниципальной собственности существует расхождение между гражданским и административным законодательством. Конституция РФ называет основным субъектом муниципальной собственности население муниципального образования. Однако в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» и 1995, и 2003 г. содержится совсем другая конструкция, согласно которой участниками правоотношений, возникающих по поводу муниципальной собственности, являются органы местного самоуправления.

Категория «местное сообщество», является однопорядковой с категорией «гражданское общество». В институциональном и социально-экономическом плане она включает в себя элементы муниципального управления, местного самоуправления и общественно-территориального самоуправления во всех его формах.

Местное сообщество, как правило, не использует технической и организационной возможности осуществлять управление муниципальной собственностью непосредственно, оно передает свои полномочия органам местного самоуправления.

Представляется, что при определении субъекта муниципальной собственности необходимо рассматривать население и органы местной власти как единое, неразрывное целое, как социально-политическую систему, соответствующую современному уровню экономического развития и позволяющую наилучшим образом реализовывать функции собственника в отношении муниципального имущества, обеспечивая учет интересов населения и минимизируя издержки по контролю над собственностью.

Анализ структуры муниципальной собственности свидетельствует о том, что она представляет собой самый крупный имущественно-хозяйст­венный комплекс на территории муниципального образования, в состав которого входит широкий круг разнообразных объектов. Наиболее актуальной является классификация объектов муниципальной собственности по степени их эффективности. В соответствии с данным критерием объекты муниципальной собственности можно разделить на две группы: 1) экономически эффективные объекты, способные приносить доходы в муниципальную казну, – это малая доля объектов муниципальной собственности, т.е. небольшая часть предприятий торговли, нежилые помещения, сдаваемые в аренду, некоторые учреждения образования и здравоохранения, спорта, культуры; 2) экономически неэффективные объекты – это объекты социальной значимости, требующие значительных финансовых затрат со стороны муниципалитетов для обеспечения их содержания и надлежащего функционирования. Таких объектов большинство.


Собственность, с одной стороны, есть принадлежность объектов определенным лицам (то есть. отношение людей к вещам), с другой – возможность распоряжаться вещами, появляющаяся у одних, всегда сопряжена с ограничением подобной возможности у других. Поэтому, собственность всегда есть отношение «собственника» к «несобственнику» (отношение между людьми). Собственность – это не сами вещи и даже не столько отношение людей к вещам, сколько отношения между самими людьми по поводу определения субъектной принадлежности этих вещей. Принадлежность объекта собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. «Муниципальная собственность» - собственность муниципального образования.

Особенностью муниципальной собственности является то, что она служит для удовлетворения коллективных потребностей местного сообщества, то есть имеет социальное значение, а также используется для извлечения дохода. Поэтому муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы социальной пользы и доходности. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а потому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной муниципальной собственности, имеющей социальное значение. Многоаспектность, ярко выраженная социальная направленность и функционирование в границах единой компактной территории являются особенностями муниципальной собственности, которые необходимо учитывать при определении системы управления муниципальной собственностью.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного социального значения, но с другой – исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в обеспечении доходов местного бюджета, в укреплении социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, инженерных коммуникаций), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры.

Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации

Виды объектов муниципальной собственности

Видовой состав

- материальные (движимые и недвижимые, в т.ч. права на

недвижимые объекты);

- нематериальные

Назначение

- для осуществления хозяйственной деятельности;

- для обеспечения выполнения управленческих и иных нехозяйственных функций

Продолжение таблицы 2.1.

Режим функционирования

- находящиеся в муниципальной казне и непосредственно управляемые самим собственником;

- находящиеся в муниципальной казне и передаваемые в аренду;

- переданные на праве хозяйственного ведения муниципальным унитарным предприятиям;

- переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям;

- находящиеся в безвозмездном пользовании

Функциональное назначение, т.е. сферы удовлетворяемых общественных потребностей

- объекты социальной сферы и ЖКХ;

- транспорт и связь;

- торговля, бытовое обслуживание, строительство;

- недвижимость, прежде всего земельные ресурсы

Характер выражения объектов

- стоимостной;

- вещественный

Степень доходности

- доходообразующие;

- самофинансируемые;

- бюджетообременительные

Происхождение

- естественные или природные;

- искусственные, т.е. созданные человеком

Степень готовности к эксплуатации

- готовые к использованию;

- предназначенные для реконструкции и капитального

ремонта;

- незавершенные строительством


Управление муниципальной собственностью характеризуется ярко выраженной социальной направленностью. Это принципиальное положение проявляется в постановке генеральной цели управления: достижении возможного уровня удовлетворения социальных запросов населения, предотвращении социальных конфликтов. Реальная направленность управления муниципальной собственностью на решение социальных проблем населения, удовлетворение потребностей людей, обеспечение подъёма жизненного уровня, заботу о попавших в бедственное состояние, борьбу с социальными пороками достигается лишь непосредственной увязкой системы управления с социальными результатами.

сссссссссс

Классификация объектов муниципальной собственности

в зависимости от режима функционирования

Муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и передаваемое в аренду

Муниципальное имущество, переданное на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования

Иное имущество, закреплен-

ное за органами местного самоуправления

Ценные бумаги и доли в хозяйствен-

ных обществах

Муниципальные земли и другие природные объекты

Муниципальный жилищ-

ный фонд

Муниципальные нежилые помещения, имущественные комплексы

Муниципальные унитарные предприя-

тия

Муниципальные организации

Муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и непосредственно управляемое самим собственником

Средства местных бюдже-

тов и вне

бюджет-

ных фондов

Классификация объектов муниципальной собственности

в зависимости от режима функционирования

Муниципальные учреж-дения

2. Содержание понятия собственности государства и муниципальных образований.

Элементами собственности являются владение, пользование и распоряжение, а элементами права собственности - права владения, пользования и распоряжения.

Владение нередко определяется как фактическое господство лица над вещью[1]. Такое определение не может быть принято прежде всего потому, что понятие господства лица над вещью является нежелательным для правовой теории, рассматривающей отношения между людьми, а не отношения между людьми и вещами[2]. Кроме того, говоря о господстве, нужно было бы еще сказать, в чем оно выражается, иначе применение этого определения оставляет все-таки неясным ответ на вопрос, существует в определенном случае владение или нет.