Файл: Право государственной и муниципальной собственности ( Понятие права собственности государства и муниципальных образований ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4 декабря 1991 года был подписан Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, явившийся правовой базой для раздела активов и пассивов СССР. На основе принципов, закреплённых в Договоре, впоследствии были выдвинуты положения, конкретизированные в межгосударственных и межправительственных соглашениях и лёгшие в основу ряда решений, принятых в рамках СНГ, согласно которым долг России составлял 61/100 % долга СССР.

Применение фиксированных долей относится к:

  1. ко всем видам инфраструктур, принадлежащих бывшему Союзу ССР за рубежом, и прибыли от их эксплуатации;
  2. к доходам от реализации всех видов собственности, принадлежавшей бывшему Союзу ССР за рубежом;
  3. к собственности и прибыли от деятельности бывшего Союза ССР, а также юридических лиц, находившихся под его юрисдикцией или контролем, включая совзагранбанки;
  4. к собственности бывшего Союза ССР, общесоюзных ведомств, а также всех неправительственных организаций, имевших общесоюзный статус и выполнявших общегосударственные функции;
  5. к прибыли, полученной от выполнения всех видов контрактных и других работ в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бывшего Союза ССР, включая межправительственные и межведомственные;
  6. к космическим, воздушным, морским, наземным и другим системам и их инфраструктурам, а также прибыли, полученной от их эксплуатации с учётом действующих или могущих быть заключёнными в отношении этой собственности соглашений и специфики самого имущества[14].

Соглашение устанавливало также возможность выделения собственности бывшего СССР, причитающейся Стороне в соответствии с фиксированной долей, в натуре. Однако при этом отмечалось, что «возможность раздела в натуре имущества бывшего Союза ССР за рубежом должна осуществляться с надлежащим учётом обеспечения нормального функционирования объектов собственности» (ст.3). В статье 5 Соглашения было закреплено: «В целях обеспечения преемственности установившихся международных связей и создания условий для их наиболее благоприятного развития Стороны заключают между собой двусторонние и многосторонние соглашения, регулирующие порядок аккумулирования доли каждой Стороны в иностранном государстве, различных форм компенсаций за причитающуюся долю или совместного использования собственности».

В соответствии с признанным всеми принципом, право на свою долю активов мог получить лишь тот, «кто выплачивает свою долю внешнего долга бывшего СССР». Этот принцип никто из государств-участников СНГ никогда не оспаривал, но и не соблюдал. Ничто не изменилось за это время в фактическом положении дел с выплатой государственного долга. Погашение задолженности СССР продолжало осуществляться за счёт средств, переводимых во Внешэкономбанк только Российской Федерацией. Другие должники практически не имели возможности принимать участия в обслуживании долга. Когда окончательно стало ясно, что принцип солидарной ответственности государств-преемников СССР - участников СНГ в деле погашения задолженности СССР не действует, а обязательства перед кредиторами бывшего СССР оставались в силе, нужно было найти новый выход из создавшейся ситуации. Естественно, вопрос о разделе активов в этой ситуации отпадал.


Выход был найден. 9 октября 1992 года главы государств-участников СНГ на встрече в Бишкеке приняли Решение о деятельности Комиссии по правопреемству. Решение состояло из двух пунктов:

«1. Приостановить работу Комиссии по рассмотрению комплекса вопросов, связанных с правопреемством в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, государственных архивов, долгов и активов бывшего Союза ССР.2.Вопросы, связанные с правопреемством в отношении долгов и активов бывшего Союза ССР решать на двусторонней основе».

Уже при разработке этого решения делегация Российской Федерации предложила всем участникам так называемый «нулевой» вариант расчётов. В течение 1992 - 1993 годов Россия заключила двусторонние соглашения о так называемом «нулевом варианте» со всеми государствами-преемниками СССР, кроме Украины. В соответствии с этими соглашениями государства-преемники передавали России свои доли в активах СССР «для выплаты части внешнего долга», закреплённого за ними.

4. Прекращение права собственности государства и муниципальных образований

Вопросы приобретения и прекращения права собственности изложены в главе 14 и в главе 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принудительное прекращение права собственности, т.е. изъятие имущества помимо воли собственника, происходит только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 235 ГК. Следует отметить, что в гражданском праве принуждению принадлежит совершенно иная роль, оно носит здесь производный, обеспечительный, а самое главное - имущественный характер. Как справедливо считает В.Ф. Яковлев, «наиболее существенная особенность мер принуждения в гражданском праве состоит в том, что по своему назначению они являются способами защиты нарушенных субъективных прав. Это назначение мер принуждения в гражданском праве, будучи предопределено предметом, функцией, принципами, методом гражданского права, само в свою очередь предопределяет правовую природу, виды и основания применения мер принуждения в гражданском праве»[15].

Государственная собственность прекращается также в результате такого специального способа прекращения права собственности, каким является приватизация.

Под приватизацией понимается переход имущества из публичной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации. При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законом о приватизации не предусмотрено иное (ст. 217 ГК). В настоящий момент необходима более детальная регламентация в Гражданском кодексе отношений по распоряжению государственным имуществом в соответствии с принципом справедливости, чтобы приватизация государственной собственности не смогла превратиться в незаконное присвоение общенародного достояния частными лицами[16].


Современное законодательство предусматривает десять способов приватизации государственного и муниципального имущества:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного и муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления[17].

По общему правилу, приватизация осуществляется путем возмездного отчуждения государственного и муниципального имущества в пользу частных лиц (физических и юридических).

Продажа государственного имущества проводится в форме открытого аукциона. Покупателем признается лицо, предложившее за государственное имущество наибольшую цену.

Заключение

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации или субъектам Российской Федерации.

Особенности права государственной собственности:

Во-первых, субъектом права собственности является само государственное образование, а управление и распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом осуществляют органы государственного управления, а также специально уполномоченные юридические и физические лица;

Во-вторых, полномочия собственника государство осуществляет в основном путем издания правовых актов;

В-третьих, Российская Федерация может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе и изъятое из оборота, а субъекты Российской Федерации — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности Российской Федерации (например, ядерного оружия);


В-четвертых, существуют способы приобретения права собственности, характерные только для государства: национализация, конфискация, реквизиция, иные случаи принудительного возмездного изъятия имущества, налоги и т.п.;

В-пятых, присущее только государственной собственности основание прекращения права собственности — приватизация, то есть отчуждение имущества из государственной (а также муниципальной) собственности в собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном законом.

Две части государственной собственности:

Первая, распределенное государственное имущество, то есть собственность государства, закрепленная за государственными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; в отношении этого имущества правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению ограничены;

Вторая, нераспределенное государственное имущество (казна).

Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям и пр. Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной собственности.

Список использованных источников и литературы

I. Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. – М.: Проспект, 2013
  2. Гражданский кодекс РФ. Ч.1. от 21 октября 1994 года. – М.: Юридическая литература, 2014
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. от 22 декабря 1995 года. – М.: Юридическая литература, 2014
  4. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // «Российская газета» от 20 июля 2001 г.

II. Научная литература

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.
  2. Амелина А.Н. Собственность как экономическая и юридическая категория. – М.: ПРИОР, 2011
  3. Андреев B.K. Управление федеральной собственностью//Северо-Кавказский юридический Becтник,.2000.№.l.
  4. Андреев В.К. Право собственности в России. - М. , БЕК, 1993.
  5. Бабурин А.Н. Проблемы регулирования управления государственной собственностью. – М.: ПРИОР, 2010
  6. Бибиков А.Н. Правовые проблемы реализации права государственной собственности//Автореф. докт. дисс. М.,1993.
  7. Гаджиев Г. Защита права собственности в конституционном праве Российской Федерации// Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 4; 2001. № 1.
  8. Гражданское право. В 4-х т. Т. 1. Общая часть. / Отв. ред. Е. А. Суханов. - М.: Волтерс Клувер, 2012
  9. Гражданское право. В 4-х т. Т. 1. Общая часть. / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2012
  10. Емельянова А.Н. Теория эффективного управления государственной собственностью – М.: Смарт, 2012
  11. Мирнова А.Н. Теория собственности в современной России. – М.: Лого – пресс, 2005
  12. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. - М., 1992
  13. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. – М.: Смарт, 2005
  14. Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. (2-е изд., испр. и доп.) (Авторский коллектив) - М.: Издательство БЕК, 2003
  15. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.
  16. Оглоблина О.М. Аренда и купля-продажа недвижимости: практическое пособие - М.: Юринформцентр, Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2003.
  17. Осадчая, Т.Г. Определяющая роль собственности в становления экономики общества / Т.Г. Осадчая // Журнал «Экономика и управление», Санкт-Петербург, № 3(24), 2006
  18. Пименова А.С. Экономическая теория. – М.: Олма-пресс, 2013
  19. Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации (взгляд юриста) // Государство и право. 2004. № 12. - С. 28.
  20. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. - М., 1998.
  21. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1998.
  22. Юрьев, В.М. Индивидуализация отношений собственности как родовая черта постиндустриального общества / В.М. Юрьев, Т.Г. Осадчая // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 2 (42). 2006. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина

  1. См.: Коваленков М.П. Понятие владения в литературе уголовного права // Уч. зап. Сар. ун-та. 1924. Т. II. Вып. 4; Учебное пособие по советскому гражданскому праву. М., 1938. С. 93; Агарков М.М. Основные принципы советского гражданского права // Сов. гос-во и право. 1947. N 11. С. 41; Советское гражданское право. 1950. С. 266; Брауде И.Л. Право на строение и сделки по строениям. М., 1954. С. 66; Вильнянский С.И. Указ. соч. С. 197; Советское гражданское право. М., 1959. Т. I. С. 220; Генкин Д.М. Право собственности в СССР. М., 1961. С. 82. В учебнике 1997 г. - "физическое господство" (С. 233).

  2. См.: Генкин Д.М. Право собственности в "Манифесте Коммунистической партии" // Уч. зап. ВИЮН и ВЮА. М., 1949. С. 99; Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. С. 51.

  3. См.: Еремеев Д.Ф. Право личной собственности в СССР. М., 1958. С. 24; Федотовская З.А. Указ. соч. С. 66.

  4. См.: Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1956. С. 44. Между прочим, более точным разграничительным признаком этих синонимов является пользование, а не распоряжение, как полагает В.Н. Клюева.

  5. См.: Толстой Ю.К. Гражданско-правовая охрана социалистической и личной собственности в СССР. Уч. зап. ЛГУ. 1954. N 182. Вып. 5. С. 126.

  6. Юшкевич В.А. О приобретении владения по римскому праву. М., 1998. С. 53.

  7. См.: Карасс А.В. Право государственной социалистической собственности. М., 1954. С. 200; Рубанов А.А. Понятие владения в советском гражданском праве. М., 1956. С. 8.

  8. См.: Гражданское право. М., 1938. Ч. 1. С. 169; Граве К. Момент перехода права собственности по договору // Сов. юстиция. 1940. N 22. С. 10; Советское гражданское право. 1950. С. 174; Основы советского государства и права. М., 1947. С. 308; Шапп Я. Основы гражданского права Германии: Учеб. М., 1996. С. 54 - 61.

  9. Некоторыми авторами вносится предложение о предоставлении объективным правом владельцу имущества правового титула собственника (см., например: Батчаев Ю.С. Защита владения в российской праве. Краснодар, 2005. С. 6).

  10. Дзидзария И.Ш. Принципы разумности и добросовестности и их роль в регулировании отношений собственности // Актуальные проблемы современного права и политики: Межрегион. сб. науч. тр. Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2006. С. 82 - 84.

  11. Алисов А. Государство вне игры - судья на линии// Бизнес-Адвокат, № 9, 2000 – С.38

  12. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. - М., 1992. -С. 137.

  13. Галов В.В. Вещно-правовые режимы в системе предпринимательства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Ростов-на-Дону, 2000 - С.26.

  14. Калина В.А. Имущество России за рубежом. Есть! Стоит. Гниет… - М.: Литера, 2004 – С.93

  15. Яковлев В.Ф. Принуждение в гражданском праве // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 215.

  16. Эрделевский А.М. Нулевой вариант российской приватизации // Гражданин и право. 2001. N 1 (7). - с. 61 - 65.

  17. Беляева А.Н. История политических и правовых учений. – М.: Юридическая литература, 2007 – С.14