Файл: Право государственной и муниципальной собственности ( Понятие права собственности государства и муниципальных образований ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые авторы определяют владение как обладание[3]. Такое «определение» явно не годится, потому что оно вместо того, чтобы дать понятие владения, предлагает синоним этого слова[4]. По этой же причине несостоятельна и попытка разграничить владение и обладание[5].

Владение не может быть, конечно, представляемо только как непосредственное, физическое обладание вещью по трехчленной формуле древнеримских юристов: tenere, sedere, stare[6]. Владение может существовать и при отсутствии физической связи между владельцем и вещью.

Возможность пользования, естественно, не свидетельствует еще о праве пользования, так же как и наличие владения не означает наличия права владения[7]. Но фактическая возможность пользоваться вещью является тем признаком, который свидетельствует о наличии фактического владения и в тех случаях, когда владелец не имеет юридической возможности пользования, не имеет права пользоваться вещью. Владелец не обязательно должен пользоваться вещью, но он должен иметь фактическую возможность этого, иначе не будет владения.

В литературе высказывается взгляд, что право владения отделимо от права собственности[8]. Правильнее было бы говорить о возможности ограничения права владения собственника. Собственник не осуществляет фактического владения, но не теряет права владения, если остается собственником.

Едва ли можно согласиться с утверждением, будто бы владение является ведущим признаком собственности[9]. Во-первых, собственником можно стать, не получив вещи во владение и в дальнейшем не владея ею. Во-вторых, владельцами признаются и несобственники, также нередко не владеющие вещью.

Реализация права собственности заключается главным образом в пользовании вещами, принадлежащими собственнику.

Право распоряжения признается наиболее специфическим элементом права собственности, потому что оно редко осуществляется без права собственности. Право распоряжения также служит собственникам для удовлетворения их потребностей. Распоряжение совершенно необходимо для использования потребляемых вещей, для использования денег. Совершение распорядительных актов необходимо для реализации натуральных доходов путем потребления либо отчуждения с целью получения денег и иных вещей. Отчуждение может потребоваться любому лицу, желающему заменить принадлежащий ему предмет другим, израсходовать полученные деньги, одарить кого-либо и т.д.. И все же наиболее характерным для собственности является пользование, эксплуатация своих орудий и средств производства, непосредственное удовлетворение своих потребностей с помощью объектов собственности.


Для каких целей, удовлетворения каких потребностей осуществляются пользование и распоряжение - это решается самим собственником. Характер и границы осуществления права собственности определяются принципами права, важнейшими из которых являются принципы разумности и добросовестности[10].

3. Возникновение права собственности государства и муниципальных образований

Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования, отчуждения и охраны и защиты государственного имущества.

В условиях формирования современных рыночных отношений государство является собственником и соответственно выразителем интересов общества в сфере владения, распоряжения, пользования, охраны и защиты находящихся в его собственности объектов. Происходящие в обществе процессы немыслимы без участия государства и совершенствования, укрепления его охраняющей роли.

В отличие от многих других видов государственного имущества, изначально попадающих в собственность РФ существуют особые категории имущества, механизм приобретения которого менее известен и недостаточно хорошо урегулирован законодательством. Выморочное, конфискованное и движимое бесхозяйное имущество как раз и относятся к этой категории имущества, условия, приобретения которого имеют свою специфику и свойственны только для такого приобретателя имущества, как государство.

Основаниями возникновения права собственности называются те юридические факты, в результате которых возникают эти права. Они делятся на первоначальные и производные. К первой группе относятся юридические факты, по которым отсутствует правопреемство — например, вещь появляется (создана) впервые, предшествующим собственником право утрачено, предыдущий собственник неизвестен (находка, клад и т.д.). При производных основаниях право собственности нового собственника основывается на праве предыдущего собственника независимо от того, по воле или помимо воли предшествующего собственника происходит переход права собственности. Наиболее распространенными производными основаниями перехода права собственности являются договоры.


В итоге массовой приватизации не произошло становления эффективного собственника, так как основной упор был сделан на распределении объектов собственности. Не случилось также ожидаемого положительного эффекта - повышения экономической активности новых собственников. Поэтому в настоящий момент значительный интерес представляет реальное состояние массива государственного (федерального) имущества и стратегия его эффективного использования. Именно ему по точному конституционному смыслу должна принадлежать ведущая роль в общей системе государственной собственности. Соответственно актуализировались взаимосвязанные категории - федеральное имущество и организация управления им. (п. «д» ст. 71 Конституция Российской Федерации

Существует мнение, что «государство должно уйти из гражданского оборота, поскольку в силу объективных причин - отсутствие у государственных унитарных предприятий автономии воли - они не могут быть субъектами гражданских правоотношений»[11]. Действительно, в отношении государственных унитарных (казенных) предприятий налицо элементы административно-правового регулирования - подчинение одного субъекта другому.

Однако, унитарные предприятия достаточно самостоятельны в своей деятельности и зачастую менее зависимы от воли собственника, чем частные хозяйственные общества от своих учредителей.

Кроме того, наличие унитарных (казенных) государственных предприятий и учреждений просто необходимо в отраслях, имеющих стратегическое и оборонное значение, в управлении природными ресурсами и объектами, ограниченными в обороте. Невозможно себе представить утопическую ситуацию, когда такие отрасли станут подконтрольны частным структурам.

Содержание права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно на основе преобладания в обществе частной или публичной собственности. При этом наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности лежит публичное начало, но осуществляется оно с использованием рыночных механизмов. Именно в подобной ситуации получили свою основу такие конструкции «расщепленной» собственности как оперативное управление и хозяйственное ведение.

Действующее законодательство, как известно, восприняло идею множественности субъектов государственной собственности и разграничения ее на два уровня: федеральный и субъектов РФ. Сложноструктурная модель права государственной собственности неоднократно подвергалась исследованиям в научной литературе. Было признано, что без нее в период перехода от монополистической государственной (общенародной) собственности к системе собственности, свойственной рыночной экономике, обойтись просто невозможно[12]. Однако, в последнее время появляются призывы к пересмотру двухуровневой структуры государственной собственности, с возвратом к единому собственнику - Российской Федерации[13]. Эта позиция, по-нашему мнению, не может быть поддержана. Следует сохранить концептуальную модель разграничения государственной собственности, особенно учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию в стране и осознание субъектами Российской Федерации своей имущественной и хозяйственной самостоятельности.


Преобразование отношений собственности как экономической основы общества стало одним из главных направлений осуществляемых в Российской Федерации экономических реформ. Нынешний переходный период характеризуется сложным сочетанием различных способов приобретения и прекращения права собственности, часто противоположных по своей направленности и социальному значению. С одной стороны, продолжается процесс приватизации, при которой государственные и муниципальные предприятия переходят в собственность физических и юридических лиц. С другой стороны, происходит и обратное, когда в государственную и муниципальную собственность поступает имущество, ранее принадлежавшее гражданам, кооперативам, общественным и иным организациям. Это происходит, в частности, с собственностью ряда общественных организаций.

Во многих случаях возникновение права собственности одного лица сопровождается его прекращением у другого лица и наоборот. В связи с этим и возникает вопрос, как определить место того или иного способа возникновения и прекращения права собственности в ряду способов возникновения или прекращения этого права.

Как, например, определить место конфискации, при которой имеют место, с одной стороны, лишение собственника принадлежащего ему имущества, а с другой стороны - обращение имущества в собственность государства. То же можно сказать и о других способах.

В цивилистской науке основания возникновения права собственности делятся на первоначальные и производные. В действующем законодательстве такое деление прямо не закреплено. Однако оно может быть выведено путем его доктринального толкования, к чему цивилистская наука как раз и призвана.

Все основания приобретения права собственности специально регулировать очень трудно и ни в одной законодательной системе они беспроблемно не регулируются. Однако многие основания приобретения права собственности надо специально отрегулировать для того, чтобы люди могли, опираясь на закон, считать себя собственниками, поскольку имущество приобретено ими на основании, прямо предусмотренном законом.

Перечень способов возникновения права собственности, закрепленный в ст.224 ГК РФ не является исчерпывающим. Возможны и иные способы. Например, Российская Федерация является правопреемником СССР.

Важное значение имеет определение момента возникновения права собственности у приобретателя, поскольку именно с этого момента собственник вправе осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению приобретенным имуществом. С указанным моментом связано и решение вопроса о том, кто несет убытки, если имела место случайная (при отсутствии чьей-либо вины) гибель или порча передаваемого имущества.


По общему правилу право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК). Указанная норма имеет диспозитивный характер, и в договоре момент перехода права собственности может быть определен моментом достижения соглашения, моментом уплаты цены и т.д. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Передачей признается вручение вещи приобретателю, сдача вещи перевозчику для отправки приобретателю, сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее (п. 3. ст. 224 ГК).

Возникновение права собственности на основании уплаты налогов и иных обязательных платежей характеризуется тем, что для его возникновения необходимо действие обязанных лиц во исполнение предписаний налогового законодательства об изъятии средств отдельных собственников для общегосударственных нужд.

Выморочным признается имущество, у которого нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования (недостойные наследники), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства.

Следует отметить также совершенно уникальный способ приобретения права собственности Российской Федерации – правопреемство в результате распада СССР.

При правопреемстве в связи с распадом СССР особо сложными были вопросы правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности СССР, прежде всего загрансобственности. Об этом свидетельствуют и соглашения, и решения, принятые государствами-участниками СНГ.

Процесс правопреемства в отношении внешнего государственного долга и государственной собственности бывшего СССР целесообразнее рассматривать вместе, ибо взаимосвязанность и взаимозависимость принятых решений по этим вопросам требовало исключительного подхода.