Файл: Оценка стоимости бизнеса (Оценка стоимости предприятия в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Определения стоимости бизнеса компании, в случае его купли-продажи по частям или целиком;
  2. Помочь повысить эффективность всех органов текущего управления предприятием;
  3. Определение стоимости всех ценных бумаг компании в случае купли-продажи акций на фондовом рынке;
  4. Разработать планы развития организации. При оценке можно учесть будущее компании, ее цель на рынке, а так же степень имиджа на рынке и ее устойчивость.
  5. Реструктуризация организации. В случае ликвидации компании, поглощения или слияния, нужно понимать какая рыночная стоимость предприятия или его части из всего состава холдинга.
  6. Страхование, для определения стоимости активов, в случае непредвиденных потерь;
  7. Налогообложение;
  8. Возможность определения стоимости залога при кредитовании и общей кредитоспособности.

Стоимость компании имеет множество значений. Стандарты стоимости при оценки бизнеса организации это ни что иное, как совокупность требований к оценке. Если глубже разбираться в оценке стоимости бизнеса организации, то можно вывести четыре основных стандарта оценка бизнеса:

  1. Стоимость обоснованная;
  2. Стоимость обоснованная рыночная;
  3. Стоимость фундаментальная (внутренняя);
  4. Стоимость инвестиционная.

Все данные стандарты оценки под собой предполагают то, что оценка а расчете делается на вынужденные сделки (при участии административного вмешательства) и свободные сделки по приобретению доли бизнеса и всего бизнеса.

Различия этих стандартов сводятся к следующему:[10]

- Рыночная обоснованная стоимость – оценка бизнеса компании или инвестиционного проекта может производиться на основании информации о прогнозной конъюктуре на рынке сбыта, деловых возможностях компании, стоимости имущества и имущества в целом, покупных ресурсах и т.д. Такая информация должны быть доступная для всех потенциальных покупателей бизнеса, а так же инвестора и самого продавца. Все возможности любого потенциального инвестора должны считаться неограниченными и равными, относительно финансового проекта по продажам. Такой стандарт является самым серьезным в частности ограничения возможности использования методов оценки, из-за того что в его основе заложено получения огромного количества информации о компании. Следуя из этого, можно сказать что отвечающий данному стандарту подход в полной мере может считаться рыночный, так как в нем как раз и используется общедоступная всем информация о компании.


Хотя рыночный подход используемый для оценки бизнеса компании можно применить только относительно рыночной оценки стоимости, так как требует много открытой информации. Следовательно в оценке какого-либо имущества его применять нельзя, так как это является закрытой информацией и массового содержания нужных пунктов по принятию решения нигде не публикуется.

Если информация в равной мере доступна как для потенциального покупателя, так и для потенциального продавца, то применяется стандарт обоснованной стоимости. Их деловые возможности так же по предположению должны быть одинаковыми.

Данный стандарт в большей степени применяется в западной практике, в тех случаях, когда сделки проводят через суд, если более крупные акционеры компании предъявляют большие требования к более мелким акционерам в основном в части купли-продажи акций компании. Это зачастую происходит из-за того, что более крупные акционеры владеют большей информацией о стоимости компании и стоимости акций и не делятся ею с более мелкими акционерами, при этом знаю всю дальнейшую перспективу развития бизнеса.

Такие ситуация имеет право на жизнь и в отечественном бизнесе, когда более крупные менеджера компаний и акционеры, скупают львиную долю акций у работников приватизированной компании, не предоставляя об этом информации более мелким акционерам, в связи с этим зачастую происходят задержки с зарплатой работникам.[11] На основе деловых возможностей организации и информирования предлагается стандарт инвестиционной стоимости бизнеса компании или инвестиционного проекта. Внешней стоимостью компании называется как раз инвестиционная стоимость организации с точки зрения стороннего внешнего покупателя или инвестора. С точки зрения работающих в компании менеджеров, с учетом выставленных их планов, инвестиционная стоимость компании так и называется стоимостью организации.

Фундаментальный внутренний стандарт предполагает собой оценку проекта или бизнеса компании третьими лицами, т.е. сторонними независимым оценщикам, на основании собственной информативности и представлении о внутренних делах организации.[12] Данный стандарт так же предполагает что оценка стоимости бизнеса должны проводиться всеми методами и оценок.

Данные стандарта оценки бизнеса компании зачастую применяются как к оценке имущественных комплексов, несмотря на то кто ими владеет, так и при оценке компаний, их рыночной капитализацией или иначе говоря стоимости.


1.2 Методическая база оценки стоимости предприятия

На основании определения третейского суда и решению уполномоченного органа по понролю за прохождением оценочной деятельности и арбитражного суда, в Российской Федерации независимый оцензик должен использовать виды стоимости объекта оценки бизнеса компании, который указан в соответствуюшем решении или определении. Оценщик должен использовать только достоверную проверенную информацию при составлении отчета об оценке, которая подтверждена документально.

Стандарты оценки полностью определяют методы оценки, подходы к оценке стоимсоти бмзнеса и виды оценки стоисомти бизнеса.

Рыночная стоимсоть объекта оценки это самая вероятная цена в финансовом эквиваленте, по которой объект оценки может быть продан полностью или частично на рынке, учитывая все условия конкуренции, располагая всеми данными и открытой информацией, которые отражают все детали сделки.

Виды стоимсоти объекта оцента, которые отличаются от рыночной стоимсоти:[13]

  1. Ограничение рынком (стоимость объекта оценки) – это такая стоисость объекта оценки, при котором продажа на открытых рынках требует дополнительных затрат, чтобы осответсвовать всех требованиям продажи покупателей, которые свободно обращаются по данной сделке на рынке или когда данная сделка невозможна по этой же причине;
  2. Существующее использование (стоимость объекта оценки) – данная стоимсоть объекта оценки напрямую зависит от вида деятельно компании, понимая все задачи и цели, которые она приследует;
  3. Замещение (стоимость объекта оценки) – анализ суммы затрат, которые потребуются при создании с нуля аналогичного предпрития (компании), учитывая рыночную стоимсоть и момент износа объекта на дату проведения оценки;
  4. Утилизация (стоимость объекта оценки) – такая стоимсоть объекта оценки, при которой оценивается рыночная стоимсоть материалов из которых создано предприятие с учетом их утилизации в денежном эквиваленте;
  5. Воспроизводство (стоимость объекта оценки) – очень похода на замещение. В Данной ситуации происходит расчет суммы всех затрат в рыночных ценах, которые приходятся на дату проведения оценки бизнеса компании, предполагая создание идентичного предпрития, с идентичными материалами и оборудованием, с учтом износа объекта оценки;
  6. Цели налогоообложения (стоимость объекта оценки) – такая оценка определяется для исчисления налоговой базы, рассчитываемой в нормативно-правовых актах;
  7. Ликвидационная (стоимость объекта оценки) – такая оценка производится в случае ликвидации предпрития на дату оценки;
  8. Инвестиционная (стоимость объекта оценки) – определяется исходя из доходности конкретного лица для заданных инвестиционных целей и задачей;
  9. Специальная (стоимость объекта оценки) – Оценка с дополнительными условиями, котораы не обговорены в нормативно-праовом акте или договоре оценки.

Подходы к оценке:

  1. Подход доходный – совокупность всех методов оценки стоимсоти бизнеса (объекта) оценки, которые основываются на определении ожидаемых доходов от этого объекта оценки;
  2. Подход затратный – совокупность всех методов оценкистоиомсти бизнеса (объекта) оценки, которые основываются на понимании тех затрат, которые будет необходимы при замещении объекта или его востановлении с учетом износа;
  3. Подход сравнительный - – совокупность всех методов оценкистоиомсти бизнеса (объекта) оценки, которые основываются на сравнение данного объекта оценки с аналогичными объектами, с полной информацией в открытых источниках о ценах сделок по данным объектам.

Глава 2. Подходы к оценке стоимсоти бизнеса

2.1 Затратный подход

При применении затратного метода следует помнить, что полученная на его основе стоимость является базисом рыночной стоимости доходоприносящего объекта.[14] Например, рыночная стоимость комплекса автозаправочной станции будет значительно больше затрат на строительство, а стоимость гостиницы, расположенной в неудачном месте (на окраине города), будет меньше, чем стоимость, определенная затратным методом.[15]

Практика показывает, что наибольшие проблемы при использовании затратного подхода возникают в связи с оценкой рыночной стоимости земли. Наиболее достоверным методом оценки земли с позиций западной теории является метод сравнительного анализа сопоставимых продаж. Использование этого метода в российских условиях практически невозможно из-за неопределенности российского законодательства о земле и непрозрачности информации о сделках по купле или продаже земельных участков.

Затратный подход, используемый для оценки недвижимости, основан на предположении, что затраты, необходимые для создания оцениваемого объекта в его существующем состоянии или воспроизведения его потребительских свойств, являются приемлемым ориентиром для определения рыночной стоимости объекта оценки.

Однако здесь необходимо понимание различия между восстановительной стоимостью (стоимостью воспроизводства) объекта и стоимостью замещения.


Восстановительная стоимость (стоимость воспроизводства) определяется издержками в текущих ценах на строительство точной копии оцениваемого объекта с использованием таких же архитектурно-планировочных решений, строительных конструкций и материалов и с тем же качеством строительно-монтажных работ. При определении восстановительной стоимости воспроизводятся тот же функциональный износ объекта и те же недостатки в архитектурных решениях, которые имеются у оцениваемого объекта.[16]

Стоимость замещения определяется расходами в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в новом архитектурном стиле с использованием современных стандартов, материалов, дизайна и планировки.

Граница между восстановительной стоимостью объекта и стоимостью его замещения всегда условна, и оценщику в каждом конкретном случае приходится решать проблему выбора того или иного вида стоимостной оценки в зависимости от условий применения затратного подхода.[17]

Согласно стандартам Российского общества оценщиков (СТО РОО 21-01-95) при оценке затратным подходом необходимо определить: рыночную стоимость участка земли; стоимость восстановления объекта или его завещения; величину накопленного износа объекта; рыночную стоимость недвижимости затратным методом как суммы стоимости участка земли и восстановительной стоимости объекта за минусом накопленного износа.

В российских условиях объектом оценки является не полное (абсолютное) право собственности на земельный участок, а лишь право пользования на правах аренды. Теория оценки стоимости земельного участка выделяет здесь пять основных методов определения стоимости: капитализация земельной ренты (доходный подход); метод соотнесения (переноса); метод развития (освоения); техника остатка для земли; метод прямого сравнительного анализа продаж. Определение стоимости земельного участка методом капитализации земельной ренты заключается в капитализации доходов, полученных за счет арендных платежей. В России мало распространена практика сдачи в аренду частных землевладений, арендуются главным образом государственные и муниципальные земельные участки.[18] При этом нормативная цена земли неадекватна ее рыночной стоимости.

Самым надежным из всех вышеуказанных методов в мировой практике принято считать метод прямого сравнительного анализа продаж. Расчет методом сравнительного анализа продаж заключается в анализе фактических сделок купли-продажи аналогичных земельных участков, сравнении их с оцениваемым и внесении соответствующих поправок на различия, которые имеются между сопоставимыми участками и оцениваемым.[19] В результате сначала устанавливается продажная цена каждого сопоставимого участка, как если бы он имел те же характеристики, что и оцениваемый участок, а затем определяется средневзвешенная стоимость оцениваемого земельного участка.