Файл: Стратегия диверсификации компании. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании
1.1. Понятие диверсификации как стратегии компании
1.2. Внешние и внутренние факторы диверсификации деятельности компании
1.3. Этапы формирования стратегии диверсификации компании
2. Типы диверсификации российских компаний: практический анализ
2.1. Практическое значение типологии диверсификационных процессов
2.2. Анализ основных типов диверсификации российских компаний
- диверсификация, связанная с выходом компании на новый рынок или рыночный сегмент в рамках области производства;
- диверсификация, связанная с развитием и переходом в другую область, никак не связанную с текущей деятельностью.
В настоящее время в основу типологии связанной диверсификации, по мнению Г. И. Ансоффа, относятся лишь два элемента - технология и потребности, при которых применяется «старая технология для удовлетворения новых потребностей или новая технология для удовлетворения старых потребностей».[43]
На текущий момент недостаточно подробно рассмотрены все виды и подвиды диверсификационных процессов. Данный вопрос требует более глубокой проработки для получения гибкости оптимального выбора.
Существующая типология не может в современном мире иметь полного содержания, так как, отражая сущность в целом, не в полном объеме определяет их отличия. Основными направлениями диверсификации деятельности крупных российских корпораций являются: продукция, технология производства, потребители, поставщики, средства финансирования, рынки сбыта и реализации.
Предлагается дополнить и внести изменения в предложенные ранее виды диверсификации деятельности крупных корпораций.[44]
Графическая интерпретация типов и подтипов диверсификации российских корпораций, будет выглядеть следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Типы диверсификации российских корпораций[45]
Таким образом, к основным типам диверсификации российских корпораций относятся производственная, продуктовая и финансовая диверсификации. Далее рассмотрим эти типы диверсификации детальнее.
2.2. Анализ основных типов диверсификации российских компаний
Первый тип - производственная диверсификация - представляется как традиционная диверсификация и отожествляет возможность использования имеющихся на балансе производственных мощностей для увеличения ассортиментной матрицы, путём производства товаров схожими видами основной группы (концентрическая) или освоенного нового направления (горизонтальная, вертикальная).
Горизонтальная в данном случае подразумевает выпуск новых трендовых и высокорентабельных товаров и услуг.
Вертикальная определяет развитие новых направлений, основанных на производстве или обработке сырья, или заготовок отдельных элементов продукции под собственной торговой маркой.
При рассмотрении процессов в корпорациях телекоммуникационного сектора чаще всего можно встретить позицию компании, стремящейся диверсифицировать свое производство настолько, чтобы стать полностью независимой от положения в какой-либо одной отрасли. Примером могут быть многие телекоммуникационные корпорации, например ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ПАО «ВымпелКом».
Нетрадиционная диверсификация определяется к созданию новой категории товаров и видов, в том числе на новой доле рынков (конгломератная). В разных источниках можно встретить такое понятие, как интеграционная, или системная, диверсификация, которая включает все факторы диверсификации, изменения и отклонения от представленных выше типов.[46]
Например, в результате приобретения Комстар компания МТС стала крупнейшей альтернативной телекоммуникационной корпорацией с высокими технологическим и производственными мощностями.[47]
Интеграционная диверсификация деятельности зависит от приоритетов, ценностей корпорации в системе взаимодействия, а также имеющегося уровня стратегического потенциала.[48] Такое явление можно назвать системным подходом на основе внешних или внутренних изменяющихся факторов. Например, когда главным приоритетом является планирование и осуществление технологической диверсификации продукции, проводится расширение товарной ассортиментной матрицы, но уже с возможным выходом на новый уровень рынка. Или другая ситуация, в которой ключевой является маркетинговая диверсификация, организация нового бизнеса в рамках нового производства, выстроенного на основе поглощения другой компании.
Второй тип - продуктовая диверсификация - подразделяется на технико-технологический и маркетинговый подтипы.
Технико-технологический характеризуется изменением целей. Абсолютно любая корпорация, как уже отмечалось, стремится снизить свои экономические риски, а следовательно, и издержки. Несомненно, это положительно отражается и на улучшении собственного финансового состояния.
Так, основной причиной взятия нового курса корпорации является появление и вынужденное внедрение новой технологии либо технологий. Причём автором работы отмечено: в рамках концерна и корпораций позволительно частичное или полное сохранение производства уже зарекомендовавшей традиционной технологии.
Потребитель, в свою очередь, не только повышает качество закупаемых товаров и услуг, но и имеет возможность расширить ассортимент и приобрести дополнительные услуги или сопутствующие товары. Несомненным катализатором данных проявлений, является научно-техническое развитие, внедрение ноу-хау.
Таким образом, технологическая диверсификация, основана на расширении технологических возможностей организации и развитии. Развитие может выражаться как в процессе расширения производства товаров (оказываемых услуг) или организации взаимодействия между бизнес-единицами группы компаний.
Кроме того, следует отметить, что достижение синергетического эффекта от связанной диверсификации на основе потребностей лучше осуществлять путем слияний и поглощений, представляется весьма спорным вопросом. По мнению автора, не учитывается тот факт, что вместе с компанией новый владелец получает и систему сложившихся внутрикорпоративных связей, отношений между сотрудниками, клиентами, контрагентами, что неизбежно вызовет трудности для интеграции этой компании в диверсифицированный комплекс имеющихся в составе корпорации. Данное обстоятельство может не только не улучшить синергетический эффект и свести его к нулю, но и показать отрицательный эффект.[49]
В качестве примера - приобретение в 2014 году АФК «Система» миноритарного пакета интернет-магазина «OZON»[50]. Основным обоснованием сделки и ожиданиям при этом было[51]:
- до 2018 года ожидается структурное увеличение российского рынка электронной коммерции в три раза;
- группа OZON - лидирующая платформа электронной коммерции в России с сильным брендом и собственной логистической службой;
- фокус группы OZON направлен на категории товаров, которые релевантны для портфельных компаний АФК «Система», что создает возможность для синергетического эффекта.
Маркетинговый тип отражает процесс выхода корпорации на новый рынок или рыночный сегмент в рамках области производства с собственной торговой маркой или наличием предоставления сервиса после продажи.
Расширение доли рынка при расширении географии в целом не может быть диверсификационными процессом, так как это является простейшим расширением границ производства, замены территориального рынка на более перспективный с точки зрения увеличения доли продаж (географический). Но при совокупности к основному процессу может дать синергический эффект, поэтому расширение доли рынка может иметь место в процессах диверсификации как дополнительная мера. Диверсификация производства выступает как фактор развития регионального продовольственного рынка.[52]
Маркетинговая диверсификация показывает, какими видами продуктов (услуг) будет заниматься компания в результате проведения диверсификации и на каких рынках сбыта принимать участие. При этом корпорация исходя из своих возможностей сама определяет участие в рамках одного вида продукции (услуги) или отдельно взятого бизнеса, выход и прирост доли в рамках локального или национального рынка.
Третий тип - финансовая диверсификация - возможен в случае получения кредитных средств, получения инвестиций, вложения ценных бумаг или имеющихся собственных средств.[53]
Также в типологии финансовой диверсификации предлагается учитывать и такой тип, как вспомогательная диверсификация, указанный ранее В. М. Петровым.[54]
Вспомогательная диверсификация является одним из этапов развития непрофильного производства значительно меньшего масштаба, чем профильное, на базе существующей материальной базы, используемой с низкой эффективностью.
Организация такого дополнительного производства не нуждается в больших вложениях по отношению к оборотам и прибыли или, как правило, не требует их вовсе. Основной расчет - выход на самообеспечение или за счет заёмных средств с относительно низкой степенью риска. Источник таких решений - выявление недостаточно эффективного использования активов компании, таких как: земля, здания и сооружения, коммуникации, - и сдача части их (в том числе каналов связи) в аренду.[55]
Основной задачей такой диверсификации является переход владения указанными активами из категории убыточной в прибыльную. При этом хозяйственная деятельность может быть никак не связана с основной деятельностью и носить непрофильный характер.
В более благоприятный период развития экономики данная дополнительная диверсификация может позволить на время заморозить проекты, которые пока являются низкорентабельными, и дать возможность для накопления средств и времени для проработки более перспективных.
В таком видении корпорация, которая правильно распоряжается своими активами исходя из изменений экономической обстановки, влияния политических решений, которые отражаются и на спросе и предложении, имеют более выгодные позиции и обладают более устойчивым стратегическим потенциалом, чем их ближайшие конкуренты.
Следовательно, дополнительную диверсификацию можно в полной мере считать подтипом части финансовой диверсификации, которая обеспечивает сокращения издержек и прирост прибыли за счет аренды имеющихся свободных активов.
С учетом сущности процесса диверсификации и множества различных критериев оценки все типы включают в себя ряд видов. Предлагается следующее представление взаимосвязи типологии и видов диверсификационных процессов и их характеристика (таблица 1).
Таблица 1
Типология диверсификационных процессов в корпорациях
Тип |
Критерии |
Методы диверсификационных процессов |
|
Производственная диверсификация |
Традиционного подхода |
Концентрации |
Диверсификация выстроена на основе концентрации на выборе нового вида сырья или продукции |
Горизонтального подхода |
Диверсификация выстроена на основе высокорентабельной продукции |
||
Вертикального подхода |
На основе переработки сырья в готовую продукцию (диверсификация вперед), развитием нового вида сырья (диверсификация назад) |
||
Нетрадиционного подхода |
Конгломератного подхода. Системного взаимодействия, определяющего, какие процессы будут задействованы |
Диверсификация основана на создании стратегического союза, проведении интеграции (группа компаний, альянс) |
|
Продуктовая диверсификация |
Технико-технологическая |
Расширение производства товара или услуг - определяющий метод, с помощью которого будет запущен процесс |
Диверсификация выстроена на основе развития нового вида производства (оказания услуг) в рамках корпорации |
На основе слияния или поглощения (горизонтальной, вертикальной) уже существующей компании |
|||
На создании стратегического союза (группу компании, альянс) |
|||
Связности. Организации взаимодействия, между обособленными подразделениями - бизнес-единицами - в составе корпорации. |
Диверсификация выстроена на основе ключевого для корпорации ресурса или компетенции |
||
Диверсификация выстроена на основе группы ключевых ресурсов или компетенций корпорации |
|||
Несвязанная диверсификация |
|||
Маркетинговая |
Продукты (услуги) и рынки сбыта. Определяющие факторы выбранного вида или сегмента продукта (услуги), рынка сбыта компании, указывает на дальнейшую деятельность компании, в результате проведенной диверсификации |
Диверсификация основана в рамках одного вида или сегмента продукции (услуги), выхода на один рынок сбыта |
|
Диверсификация, включающая несколько смежных видов бизнеса. |
|||
Диверсификация, не имеющая взаимосвязи, ориентированной на выбор продукции (услуги) и рынка сбыта |
|||
Географический, определяющий место локации рынков, которые будет занимать компания |
Диверсификация, направленная на выход или прирост доли локального рынка. |
||
Ориентация на выход или прирост доли регионального рынка |
|||
Ориентация на выход или прирост доли национального рынка |
|||
Ориентация на выход или прирост доли между народно го рынка. |
|||
Финансовая диверсификация |
Финансовые потоки - инвестиции |
Диверсификация реализуется через привлечение заёмных средств. |
|
Диверсификация достигается через размещение свободных средств. |
|||
Дополнительная диверсификация с целью повышения рентабельности компании. |