Файл: Стратегия диверсификации компании. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании
1.1. Понятие диверсификации как стратегии компании
1.2. Внешние и внутренние факторы диверсификации деятельности компании
1.3. Этапы формирования стратегии диверсификации компании
2. Типы диверсификации российских компаний: практический анализ
2.1. Практическое значение типологии диверсификационных процессов
2.2. Анализ основных типов диверсификации российских компаний
При изучении вопросов развития крупного корпоративного сектора постоянно возникает потребность формирования стратегии диверсификации как один из необходимых факторов повышения конкурентоспособности, эффективного развития крупных российских компаний и управления ими.
Таким образом, можно предположить, что процесс диверсификации в целом принимается как оценка качественного выпускаемого продукта или услуги, выгодная для реализации отдельной бизнес-единицы или компании потребителю и государств в рамках развития всей корпорации или отрасли в целом.
Заключение
Подведя итоги можно сказать, что под диверсификацией понимают усвоение предприятием полностью новейшей, никак не характерной его ветви продукции, никак не связанной технологически с базовым производством. Она создает предпосылки для выхода на новые товарные рынки, наиболее полного удовлетворения потребительского спроса и, на этой основе, получения устойчивой выгоды, укрепления финансовой устойчивости, увеличения уровня использования производственных фондов, сохранения кадрового потенциала, социальной поддержки трудовых коллективов.
Стратегия диверсификации предпринимательской деятельности считается одним из способов реагирования компании на изменения во внешней среде и запросам рынка. Безусловно, применение диверсификации не гарантирует стопроцентную прибыль и абсолютное устранение рисков. Но она может помочь достичь инвестиционных целей и существенно сократить риск сокращения стоимости активов.
Процесс формирования стратегии диверсификации состоит из последовательного выполнения следующих этапов:
- стратегический анализ позиции предприятия на рынке,
- выбор стратегической цели развития,
- определение стратегии, разработка подходов к реализации выбранной стратегии,
- оценка и контроль за ходом реализации стратегии диверсификации.
Выделенные этапы являются основой формирования эффективной стратегии диверсификации предприятия.
Основой для конечного выбора стратегии становятся оптимизационные модели с учетом параметров: ресурсы предприятия, эффективность диверсификации и риск диверсификации. В результате выделены такие группы параметров стратегии диверсификации: перспективы рынка; ресурсы предприятия; эффект диверсификации; уровень риска диверсификации; эффект синергизма.
В работе рассматриваются внутренние и внешние факторы стратегии диверсификации.
Внешние - экзогенные факторы: снижение спроса на базовых рынках присутствия организации, правовое регулирование, требования государственной политики (импортозамещение и пр.), появление новых технологий, высокая конкуренция, спрос на сопутствующий товар или услугу, социальные требования внешней среды.
Внутренние - эндогенные факторы: отсутствие возможности следования стратегии концентрации, снижение уровня рисков, наличие невостребованных ключевым бизнесом финансовых средств, накопление потенциала, отходы основного производства, синергетический эффект разнотехнологичных производств, амбиции руководства.
Во второй главе исследования рассмотрены типы диверсификации российских корпораций. Отмечено, что основными направлениями диверсификации деятельности крупных российских корпораций являются: продукция, технология производства, потребители, поставщики, средства финансирования, рынки сбыта и реализации. Поэтому к основным типам диверсификации российских корпораций относятся производственная, продуктовая и финансовая диверсификации.
Указанные типы диверсификации рассмотрены с точки зрения существующей российской практики, на конкретных примерах.
Список использованных источников
Научная литература и периодические издания
- Абрамов Д. В. Возможный вероятный выбор оптимальной стратегии компании в условиях глобального экономического кризиса и ограничений экономических санкций // Экономика, социология, и право. - 2016. - № 4. - С. 1-9.
- Абрамов Д. В. Методические предложения по определению и развитию стратегического потенциала // Экономика, социология, и право. - 2016. - № 4. - С. 1-12.
- Абрамов Д.В. Уточнение типологии процессов диверсификации в российских корпорациях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 3 (60). - С. 28-34.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент / Классическое издание - СПб: ПИТЕР, 2011. - 344с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ. / Науч. ред. и авт. пре - дисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
- Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства России: тенденции и перспективы // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009. - № 1. - С. 14-17.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: учеб. для студентов / О. С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2005. – 350 с.
- Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 1. - № 5 (5). - С. 76-79.
- Гончарова О.Ю. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в реализации курса на диверсификацию российской экономики / О.Ю.Гончарова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 3. - С. 95-105.
- Добрянская Н. А., Попович В. В. Диверсификация производства как фактор развития регионального продовольственного рынка // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - С. 188-190.
- Ершова И.В. Институциональные и организационные изменения в машиностроительном комплексе России / И.В. Ершова, П.П. Крылатков, О.О. Подоляк // Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества. - Екатеринбург, 2014. С. 7-13.
- Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: Магистр, 2008. - 526 с.
- Календжяна С. Система эффективного управления: Стратегический маркетинг / С. Календжяна. - М.: Дело РАНХиГС, 2014. - 76 с.
- Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 5-13.
- Нестулаева Д.Р. Проблема привлечения инвестиционных средств в электросетевой комплекс // Вестник экономики, права и социологии. - 2009. - № 1. - С. 34-37.
- Никитина Т.А., Марданов Ф.Х. Диверсификация производства как стратегия развития компании // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 177-181.
- Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - 209 с.
- Петров В. М. Типология диверсификации производства в планировании стратегического развития // Экономические науки. - 2010. - № 5(66). - С. 88-91.
- Порохин А. В., Яркова Т. А., Соина-Кутищева Ю. Н. Основные направления диверсификации и экономики региона // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9. - С. 399-403.
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947с.
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - 12-е издание: пер. с англ. - М.: Издательский дом "Диалектика-Вильямс", 2013. - 928 с.
- Трубчанин В.В. Диверсификация производства на промышленных предприятиях: концепции, методы, модели: монография / В. В. Трубчанин; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - Донецк: Апекс, 2010. - 315 с
- Туровец О.Г. Организационные факторы посткризисного развития промышленных предприятий / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2016. - Т. 42. - № 3. - С. 18-21.
- Туровец О.Г. Экономика и организация производства на промышленном предприятии в условиях импортозамещения / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2015. - Т. 66. - № 3. - С. 5-10.
- Файрушин А.Ф. Трансформация содержания факторов производства в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 130-132.
- Файрушина М.А., Шлычков В.В. Методика оценки экономической эффективности инвестиционных программ энергетических компаний с учетом факторов риска и неопределенности // Экономические науки. - 2011. - № 76. - С. 117-121.
- Хасанова А.Ш. Формирование устойчивой конкурентоспособности в условиях информатизации экономического пространства // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 4. - С. 101-105.
- Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Кризис экономической теории как отправная точка ее дальнейшего развития // Вестник экономики, права и социологии. - 2013. - № 4. - С. 95-98.
- Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Современные концепции оценки эффективности управления промышленным предприятием // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - № 2 (2). - С. 41-50.
Интернет-ресурсы
- Огинская А.В. Теоретико-методические основы диверсификации хозяйственных структур [Электронный ресурс] / А. В. Огинская // Бiзнес-навiгатор. - 2015. - № 1. - С. 65-74. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/bnav_2015_1_14.pdf (дата обращения: 28.12.2017)
- Официальный сайт «АФК Система». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sistema.ru/press-centr/press-relizy/detail/article/20562 (дата обращения: 28.12.2017).
- Официальный сайт «Интерфакс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/536305 (дата обращения: 28.12.2017).
- Официальный сайт «С-NEWS». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comnews.ru/node/86545#ixzz3q9oDJHYz (дата обращения: 28.12.2017).
- Официальный сайт ПАО «МТС»: История развития компании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.company.mts.ru/comp/company/history (дата обращения: 28.12.2017).
- Петухов Д.В. Стратегический менеджмент: учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru (дата обращения: 28.12.2017)
Приложение 1
Рис. 1. Особенности диверсификации компании
-
Шлычков В.В., Нестулаева Д.Р. Современные концепции оценки эффективности управления промышленным предприятием // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2009. - № 2 (2). - С. 41. ↑
-
Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр.пер. с англ. / Науч. ред. и авт. пре - дисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. С. 84. ↑
-
Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. С. 79. ↑
-
Хасанова А.Ш. Формирование устойчивой конкурентоспособности в условиях информатизации экономического пространства // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 4. - С. 102. ↑
-
Никитина Т.А., Марданов Ф.Х. Диверсификация производства как стратегия развития компании // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 177. ↑
-
Валеев А.Р. Диверсификация промышленного производства России: тенденции и перспективы // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2009. - № 1. - С. 14. ↑
-
Файрушин А.Ф. Трансформация содержания факторов производства в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 130. ↑
-
Нестулаева Д.Р. Проблема привлечения инвестиционных средств в электросетевой комплекс // Вестник экономики, права и социологии. - 2009. - № 1. - С. 34. ↑
-
Файрушина М.А., Шлычков В.В. Методика оценки экономической эффективности инвестиционных программ энергетических компаний с учетом факторов риска и неопределенности // Экономические науки. - 2011. - № 76. - С. 117. ↑
-
Никитина Т.А., Марданов Ф.Х. Диверсификация производства как стратегия развития компании // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 178. ↑
-
Никитина Т.А., Марданов Ф.Х. Диверсификация производства как стратегия развития компании // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 179. ↑
-
Файрушин А.Ф. Трансформация содержания факторов производства в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 3. - С. 132. ↑
-
Петухов Д.В. Стратегический менеджмент: учебник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.e-college.ru (дата обращения: 28.12.2017) ↑
-
Никитина Т.А., Марданов Ф.Х. Диверсификация производства как стратегия развития компании // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 5-1. - С. 179. ↑
-
Там же. С. 180. ↑
-
Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: Магистр, 2008. С. 144. ↑
-
Виханский, О.С. Стратегическое управление: учеб. для студентов / О. С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2005. С. 112. ↑
-
Ансофф И. Стратегический менеджмент / Классическое издание - СПб: ПИТЕР, 2011. С. 207. ↑
-
Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - 12-е издание: пер. с англ. - М.: Издательский дом "Диалектика-Вильямс", 2013. С. 524. ↑
-
Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 5. ↑
-
Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 5. ↑
-
Туровец О.Г. Экономика и организация производства на промышленном предприятии в условиях импортозамещения / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2015. - Т. 66. - № 3. - С. 6. ↑
-
Ершова И.В. Институциональные и организационные изменения в машиностроительном комплексе России / И.В. Ершова, П.П. Крылатков, О.О. Подоляк // Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества. - Екатеринбург, 2014. С. 9-10. ↑
-
Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 6. ↑
-
Там же. С. 7. ↑
-
Туровец О.Г. Экономика и организация производства на промышленном предприятии в условиях импортозамещения / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2015. - Т. 66. - № 3. - С. 8. ↑
-
Туровец О.Г. Экономика и организация производства на промышленном предприятии в условиях импортозамещения / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2015. - Т. 66. - № 3. - С. 9. ↑
-
Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 7. ↑
-
Там же. С. 8. ↑
-
Кузнецова Е.Ю., Подоляк О.О., Кузьмин В.В. Факторы диверсификации производства // Организатор производства. - 2016. - № 2 (69). - С. 8. ↑
-
Там же. С. 9. ↑
-
Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 1. - № 5 (5). - С. 76. ↑
-
Ершова И.В. Институциональные и организационные изменения в машиностроительном комплексе России / И.В. Ершова, П.П. Крылатков, О.О. Подоляк // Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества. - Екатеринбург, 2014. С. 10. ↑
-
Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 1. - № 5 (5). - С. 76. ↑
-
Трубчанин В.В. Диверсификация производства на промышленных предприятиях: концепции, методы, модели: монография / В. В. Трубчанин; НАН Украины, Ин-т экономики пром-сти. - Донецк: Апекс, 2010. С. 107. ↑
-
Огинская А.В. Теоретико-методические основы диверсификации хозяйственных структур [Электронный ресурс] / А. В. Огинская // Бiзнес-навiгатор. - 2015. - № 1. - С. 65-74. - Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/bnav_2015_1_14.pdf (дата обращения: 28.12.2017) ↑
-
Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 1. - № 5 (5). - С. 77. ↑
-
Голубцова О.А. Методические подходы к разработке стратегии диверсификации предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2016. - Т. 1. - № 5 (5). - С. 77-78. ↑
-
Порохин А. В., Яркова Т. А., Соина-Кутищева Ю. Н. Основные направления диверсификации и экономики региона // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 9. - С. 400. ↑
-
Абрамов Д. В. Возможный вероятный выбор оптимальной стратегии компании в условиях глобального экономического кризиса и ограничений экономических санкций // Экономика, социология, и право. - 2016. - № 4. - С. 9. ↑
-
Официальный сайт «Интерфакс». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/536305 (дата обращения: 28.12.2017). ↑
-
Петров В. М. Типология диверсификации производства в планировании стратегического развития // Экономические науки. - 2010. - № 5(66). - С. 88-91. ↑
-
Ансофф И. Стратегический менеджмент / Классическое издание - СПб: ПИТЕР, 2011. С. 133-134. ↑
-
Петров В. М. Типология диверсификации производства в планировании стратегического развития // Экономические науки. - 2010. - № 5(66). - С. 91. ↑
-
Абрамов Д.В. Уточнение типологии процессов диверсификации в российских корпорациях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 3 (60). - С. 30. ↑
-
Абрамов Д.В. Уточнение типологии процессов диверсификации в российских корпорациях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 3 (60). - С. 31. ↑
-
Официальный сайт ПАО «МТС»: История развития компании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.company.mts.ru/comp/company/history (дата обращения: 28.12.2017). ↑
-
Абрамов Д. В. Методические предложения по определению и развитию стратегического потенциала // Экономика, социология, и право. - 2016. - № 4. - С. 1. ↑
-
Ансофф И. Стратегический менеджмент / Классическое издание - СПб: ПИТЕР, 2011. С. 134-136. ↑
-
Официальный сайт «С-NEWS». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.comnews.ru/node/86545#ixzz3q9oDJHYz (дата обращения: 28.12.2017). ↑
-
Официальный сайт «АФК Система». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sistema.ru/press-centr/press-relizy/detail/article/20562 (дата обращения: 28.12.2017). ↑
-
Добрянская Н. А., Попович В. В. Диверсификация производства как фактор развития регионального продовольственного рынка // Молодой ученый. - 2013. - № 8. - С. 188-190. ↑
-
Там же. ↑
-
Петров В. М. Типология диверсификации производства в планировании стратегического развития // Экономические науки. - 2010. - № 5(66). - С. 91. ↑
-
Абрамов Д.В. Уточнение типологии процессов диверсификации в российских корпорациях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2017. - № 3 (60). - С. 32 ↑