Файл: Стратегия диверсификации компании. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современные сложные экономические условия заставляют предприятия искать пути дальнейшего развития. Одним из таких путей является диверсификация деятельности отечественных предприятий, которая в современных условиях ограничивается двумя направлениями - диверсификацией по товарам и диверсификацией по рынкам. Усложнение условий работы на рынке требует создания интегрированных структур, которые включали бы предприятия, способные обеспечивать весь технологический цикл, чтобы входить в новые привлекательные сферы бизнеса. Сложность разработки стратегий диверсификации на предприятиях состоит в том, что, с одной стороны, не разработаны методы поиска направленной диверсификации и нет методического подхода к оценке диверсификации, а с другой - у предприятий отсутствует опыт и персонал, способный качественно реализовывать стратегию диверсификации.

Диверсифицировав свою деятельность, компания сможет обеспечить достижение трех групп экономических целей: стабилизации, гибкости и экономического роста. Главная цель, к которой стремятся достичь предприниматели, заключается в увеличении стоимости предприятия и росте доходов.

Таким образом, для снижения рисков и повышения гибкости на рынке компании используют стратегию диверсификации. В этом заключается актуальность исследования темы.

Объектом исследования курсовой работы выступают стратегии диверсификации. Предмет исследования – типы и виды стратегий диверсификации российских компаний.

Целью курсовой работы является изучение экономических отношений, возникающих в ходе реализации стратегии диверсификации компании. Задачи курсовой работы обусловлены целью и заключаются в следующем:

- рассмотреть понятие и причины выбора стратегии диверсификации;

- выявить факторы, влияющие на диверсификацию деятельности компании;

- провести анализ этапов разработки стратегии диверсификации компании;

- изучить типы диверсификации на примере российских компаний;

- сформулировать выводы по работе.

Для изучения темы использовались различные научные статьи и монографии авторов, указанных в списке источников.

Методы исследования. При обосновании теоретических положений и разработке практических аспектов использовался научный инструментарий, в частности, такие методы исследования, как наблюдение, группировка, сравнение, анализ и синтез, системный подход.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении студентами дисциплины «Теория отраслевых рынков», а также при написании дипломной работы по проблематике исследования.


Структура работы соответствует требованиям и включает: введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Сущность и общая характеристика стратегии диверсификации деятельности компании

1.1. Понятие диверсификации как стратегии компании

Диверсификация определяет широкий круг явлений как производственной, так и непроизводственной деятельности. Известно, что каждый товар имеет собственный жизненный цикл создания, обращения или пребывания на рынке, и рано или поздно вытесняется другим товаром. Для обеспечения устойчивости и развития предприятия в современных условиях прибегают к процессу диверсификации производства, расширяя виды деятельности (ассортимент) с разным жизненным циклом. Стремление предприятия к росту является постоянным и непрерывным, и реализуется дискретно в виде внедрения в ассортимент различных товаров (услуг), варьирования типами и сферами деятельности.[1] Тяжелые условия функционирования и конкуренция между предприятиями заставляют фирму расширять поле своей деятельности и заниматься диверсификацией производства.

В разных источниках диверсификация рассматривается в самых различных значениях. Этим и обусловлена сложность диверсификации как предмета экономических исследований. И. Ансофф дает следующее определение: «Диверсификация - это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии (отрасли), в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих».[2] По мнению А.Н. Петрова, «диверсификация представляет собой в самом общем виде расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями».[3] По другому определению понимают единовременное развитие множества, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий либо услуг.[4] В приведенных выше формулировках говорится о расширении номенклатуры и ассортимента создаваемой продукции. Диверсификация производства, прежде всего имеет цель увеличения экономической и финансовой стабильности и конкурентоспособности фирмы (отрасли) и сопровождается изменением количества и разнообразия выпускаемой продукции. Это изменение и является главным средством достижения цели, следствием диверсификации производства.[5] Однако расширение ассортимента не всегда является доказательством диверсификации.


Рассмотрев приведенные выше определения, экономическую суть диверсификации можно определить как объединение производств различных отраслей в процессе деятельности предприятия как одной большой системы. Это может выразиться как в формировании новых видов деятельности, так и в виде поглощения других производств. Соответственно, диверсификацию можно представить как процесс вхождения предприятий в новые для себя отрасли производства с целью обеспечения стабильных условий работы. Другими словами, суть диверсификации в узкой трактовке состоит в соединении различных отраслей и видов материального производства в одном предприятии, в широкой - предполагает включение сфер и видов деятельности непроизводственной сферы, таких как финансовой, сферы услуг и т.п.[6]

Все причины диверсификации вызваны целью увеличения эффективной деятельности предприятия не только в настоящее время, но и в будущем.[7] Фактически интерес к диверсификации стал заметен в эпоху, когда впервые стало известно об исчерпании внутренних источников увеличения эффективности производства.

В целом выделяют такие причины диверсификации как:

- недозагруженность имеющегося оборудования;

- неполное использование рабочей силы по времени и квалификации; возникновение новых перспективных технологий, сочетающихся с имеющимися ресурсами предприятия;

- увеличение производительности предприятия;

- желание проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;

- желание обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска наиболее доходного продукта;

- снижение риска неполучения прибыли.[8]

Диверсификация предоставляет широкий спектр возможностей: от соединения разных отраслей и типов производства в одном предприятии до объединения сфер и видов деятельности непроизводственной сферы, таких как финансовая, сфера услуг и т.д.[9]

Существует два вида диверсификации:

1) Конгломератная диверсификация реализуется, когда организация покупает предприятия, производящие продукты питания или обеспечивают услугами, не имеющими явной взаимосвязи с уже имеющимися продуктами, услугами и рынками.

Это одна из самых сложных для осуществления стратегий, т.к. вводит фирму в неизведанные для нее сферы. Эта стратегия в целом изучается как имеющая большой уровень риска, т.к. компания может не иметь требующегося опыта работы в новейшей технологии или на новых рынках и не иметь способностей к управлению, необходимых для продуктивного руководства новым предприятием.[10] При реализации конгломератной диверсификации цель компании состоит в обновлении своего собственного портфеля. К примеру, фирма «ВЕДА», специализирующаяся на производстве напитков, заполучила в 2002 г. 60 % акций большой металлургической компании «Днепроспецсталь», задумывая выйти на новый рынок. Однако управление непрофильным производством вызвало ряд настолько серьезных проблем, что через год после осуществления задуманного акции были проданы.[11]


2) Концентрическая диверсификация используется тогда, когда организация приобретает компании, которые создают продукты либо предоставляют услуги, сходные с существующими продуктами или предложениями.[12] Она основывается на поиске и применении таких способностей изготовления новейшей продукции, которая подходит уже имеющимся возможностям компании. Организации, желающие осуществить концентрическую диверсификацию внешними средствами, станут находить хозяйственные организации, которые в значительной степени соединены с ними в вопросах рынков, каналов дистрибьюции, необходимостей в технике и ресурсах, через технологию либо маркетинг.[13] К примеру, компания «Nestle» - наикрупнейший в мире производитель товаров питания, который первоначально специализировалась на одном только кофе, а в данный момент позиционирует себя и в остальных областях - производстве кондитерских продуктов, продуктов быстрого питания, товарах для животных, фармацевтике, напитках. Денежные выгоды концентрической диверсификации в основном возникают в течение длительного промежутка времени.

Прежде чем приступать к реализации стратегии диверсификации, компания должна быть уверена, способно ли её решение по диверсификации увеличить прибыльность акций. В этом случае принято использовать следующие критерии.

Критерий привлекательности. Отрасль, подобранная для диверсификации, обязана быть довольно привлекательной с точки зрения получения хорошей выгоды от вложенных средств.[14]

Критерий «издержки входа». Издержки при вхождении в новую ветвь никак не могут быть слишком высоки, чтобы не усугубить перспективы получения выгоды.

Критерий дополнительных выгод. Фирма, исполняющая диверсификацию, обязана приложить определенные усилия для сотворения конкурентоспособного преимущества в новейшей сфере деятельности либо новый вид деятельности обязан обеспечить определенный потенциал для укрепления конкурентоспособного достоинства в текущих делах фирмы.[15]

В случае, когда активность компании по диверсификации удовлетворяет трем вышеуказанным аспектам, то у нее большой потенциал для сотворения дополнительной прибыльности акций. При соответствии лишь одному либо двум аспектам проведение диверсификации вызывает значимые опасения.[16]

Эффективность работы отрасли находится в зависимости не только от качества использующейся техники, но и от того, как сгруппировано между собой оборудование. Как раз одной из форм такой группировки и выступает диверсификация.


Таким образом, что под диверсификацией понимают усвоение предприятием полностью новейшей, никак не характерной его ветви продукции, никак не связанной технологически с базовым производством. Она создает предпосылки для выхода на новые товарные рынки, наиболее полного удовлетворения потребительского спроса и, на этой основе, получения устойчивой выгоды, укрепления финансовой устойчивости, увеличения уровня использования производственных фондов, сохранения кадрового потенциала, социальной поддержки трудовых коллективов. Стратегия диверсификации предпринимательской деятельности считается одним из способов реагирования компании на изменения во внешней среде и запросам рынка. Безусловно, применение диверсификации не гарантирует стопроцентную прибыль и абсолютное устранение рисков. Но она может помочь достичь инвестиционных целей и существенно сократить риск сокращения стоимости активов.

1.2. Внешние и внутренние факторы диверсификации деятельности компании

Стратегии диверсифицированного роста предполагают развитие организации за счет производства нового продукта по новой для фирмы технологии, предназначенной для нового рынка, таким образом, при диверсификации фирма меняет свою отраслевую принадлежность. Диверсификация является одной из эталонных стратегий по классификации О.С. Виханского[17], он выделяет центрированную, горизонтальную и конгломеративную версию диверсификации. И. Ансофф[18] разделяет синергетическую и конгломеративную диверсификацию.

А.А.Томпсон и А.Дж. Стрикленд[19] считают вертикальную интеграцию одним из вариантов диверсификации.

Тенденцией развитых рынков является отказ от диверсификации в пользу одноотраслевого специализированного бизнеса. Тем не менее, диверсифицированные фирмы существуют, и продолжают создаваться новые. Поэтому несомненный интерес представляет изучение и анализ мотивов, или факторов, диверсификации.

Внешние факторы диверсификации Причины, или факторы диверсификации, могут быть эндогенными (внутренними) и экзогенными (внешними).[20] Внешние причины обусловлены динамикой внешней среды. Методической основой выделения внешних факторов диверсификации являются три модели, описывающие внешнее пространство фирмы: модель STEEP, модель V сил конкуренции и модель стэйкхолдеров.[21]