Файл: Кадровая безопасность современного банка: стратегия и тактика управления (Теоретические основы кадровой безопасности).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Одним из главных методических условий эффективного функционирования системы выступает четко закрепленное в соответствующих внутренних регламентах банка распределение компетенций между субъектами управления. Как уже ранее отмечалось, эффективное противодействие рассматриваемым в настоящей статье угрозам не может быть реализовано силами исключительно службы безопасности. К решению этой задачи подключены все должностные лица организации и некоторые штабные инстанции. Для предотвращения возможности дублирования функций и пересечения сфер компетенции одним из методических требований к организации системы управления кадровой безопасностью банка является четкая дифференциация функций, полномочий и ответственности основных участников (табл. 3).
Оценка эффективности управления кадровой безопасностью является необходимым элементом рассматриваемой системы. Она позволяет решить несколько прикладных задач, например осуществлять статистический анализ вероятности негативной реализации тех или иных угроз, а также объективно оценивать результативность деятельности службы безопасности. В отличие от большинства других направлений менеджмента здесь не всегда можно точно подсчитать обеспеченный экономический эффект. В частности, затруднительно определить возможные потери от своевременно пресеченных угроз. По некоторым видам угроз, например в адрес сотрудников кредитной организации, прямой эффект невозможно рассчитать в принципе. Поэтому приходится опираться на результаты не только прямой, но и косвенной оценки[9].
2.2 Формы и технологии реализации угроз кадровой безопасности банка
Рассмотри прикладные технологии управления кадровой безопасностью, основанные на использовании методов профилактического характера. Практическая реализация подобных технологий становится возможной только при условии функционирования в банке эффективной системы персонального менеджмента, в основу которой заложена социально-ориентированная кадровая стратегия.
В начале рассмотрим возможные угрозы в адрес банковского персонала.
Из всего перечня подобных угроз переманивание наиболее ценных сотрудников кредитной организации является наиболее распространенной и является прямым следствием действия закона рыночной конкуренции. В процессе рыночного соперничества работодатели используют методы как добросовестной, так и недобросовестной конкуренции.
Ко второй группе угроз относится, в частности, переманивание кадров, то есть целенаправленная мотивация сотрудника конкурирующего банка к смене работодателя. При этом субъект угрозы преследует две связанные цели:
1) усиление собственных конкурентных позиций за счет улучшения качества своего человеческого капитала;
2) ослабление позиций конкурирующей кредитной организации за счет ухудшения качества ее человеческого капитала.
Для мотивации специалиста к смене работодателя используются самые разнообразные стимулы.
Чаще всего предлагаются лучшие условия найма (повышенный должностной оклад, более высокая должность, лучшие перспективы карьерного роста, дополнительный социальный пакет и т.п.).
Вспомогательным стимулом также может стать предложение о параллельном решении принципиально важной личной проблемы сотрудника (например, выдача беспроцентного кредита на покупку квартиры, оплата дорогостоящего лечения близкого родственника и т.п.).
В процессе реализации рассматриваемой угрозы могут использоваться следующие технологии:
- прямое переманивание специалиста рекрутером конкурирующего банка;
- переманивание специалиста с предварительной подготовкой в форме соответствующих бесед с членами его семьи или ближайшими друзьями;
- использование услуг специализированных рекрутинговых агентств, так называемых «охотников за головами».
В некоторых случаях переманивание сотрудников у конкурента приобретает характер «кадровой войны (или агрессии)». Данный термин используется в случае, когда объектами рассматриваемой угрозы выступает не один, а сразу несколько высокопоставленных специалистов конкурирующей организации или коллектив конкретного подразделения.
Переманивание высококвалифицированного персонала сопряжено для современного работодателя с масштабными рисками не только по кадровому направлению деятельности. Наряду с уже отмеченным выше ухудшением качества человеческого капитала организация несет и другие формы потерь:
- утечка конфиденциальной информации о деятельности банка в форме передачи ее уволившимся сотрудником своему новому работодателю;
- потеря части клиентов банка, ушедших на обслуживание к его конкуренту вслед за уволившимся сотрудником, выступавшим их куратором;
- общее ухудшение рыночных позиций как результат увольнения одного из топ-менеджеров, высокий авторитет которого во многом формировал имидж его прежнего работодателя.
При организации противодействия рассматриваемой угрозе следует учитывать две важные особенности, отличающие ее от других угроз по кадровому направлению деятельности.
Первой их них является невозможность применения карающих и низкая эффективность пресекающих методов противодействия данной угрозе. Как правило, уходящий к конкуренту банковский служащий будет до последнего момента скрывать свои намерения от работодателя и затем «поставит его перед фактом». Трудовое же законодательство не предусматривает возможности применения санкций к работнику за инициативное досрочное расторжение срочного трудового договора.
Многие кредитные организации в такой ситуации используют сегодня расписки с обязательством хранить в тайне от нового работодателя конфиденциальную информацию по прежнему месту работы, основываясь при этом на соответствующих положениях законодательных актов (например, Закона о коммерческой тайне). Однако доказать факт утечки конфиденциальных сведений и привлечь к ответственности сотрудника, ушедшего к конкуренту, на практике почти невозможно[10].
Вторая особенность проявляется в практическом устранении службы безопасности организации от участия в противодействии данной угрозе. Основной причиной успешной реализации рассматриваемой угрозы является недовольство сотрудника условиями своей трудовой деятельности у конкретного работодателя. Служба безопасности к этой проблеме никакого отношения не имеет, поскольку условия трудового найма находятся вне ее компетенции. Она может быть подключена к решению рассматриваемой проблемы только в том случае, когда организация становится объектом кадровой агрессии со стороны конкурента. В подобной ситуации служба безопасности обязана выявить конкретного кадрового агрессора и предложить руководству адекватные меры воздействия на него (переговоры, угроза ужесточить уровень конкуренции на профильном рынке, жалоба в соответствующую банковскую ассоциацию и т.п.). Поэтому основная ответственность за эффективное противодействие угрозам переманивания сотрудников лежит на других инстанциях.
Второй угрозой в адрес банковского персонала выступает склонение сотрудников к нарушению своих обязательств перед работодателем. Практика показывает, что причиной значительной части реализованных угроз безопасности работодателя со стороны собственных сотрудников является их неспособность противостоять воздействию со стороны третьих лиц. Эти лица, преследуя собственные интересы, склоняют сотрудников организации к различным формам нарушения доверия работодателя вплоть до прямых должностных преступлений (например, коррупция при выдаче кредита). Для этого ими используются самые разнообразные методы, некоторые из которых были профессионально разработаны государственными спецслужбами и позднее оказались востребованными в частном секторе экономики.
Чаще всего объектами рассматриваемой угрозы являются должностные лица банка, рабочие места которых обеспечивают доступ к:
- конфиденциальной информации;
- управлению денежными средствами и иными ликвидными активами;
- реализации функций управления, регулирования и надзора.
Субъектами могут использоваться самые разнообразные формы реализации рассматриваемых угроз, наиболее распространенными из которых являются:
1) вербовка в целях превращения сотрудника в постоянно действующий источник утечки информации, в исключительных случаях - в резидента, имеющего полномочия на самостоятельную вербовку своих коллег;
2) склонение сотрудника к разовому должностному преступлению (хищение, разглашение конфиденциальной информации, установка подслушивающего устройства, акт саботажа и пр.);
3) склонение сотрудника к злоупотреблению своими служебными полномочиями в интересах третьего лица - выгодоприобретателя (выдача заведомо невозвратного кредита, запланированные потери при управлении переданными в трастовое управление ценными бумагами клиента и т.п.);
4) привлечение сотрудника (в том числе топ-менеджера) к рейдерскому захвату бизнеса банка или его клиента.
В процессе реализации рассматриваемых групп угроз в адрес сотрудников банка злоумышленники могут использовать следующие типовые инструменты, выбор которых зависит от поставленной ими цели.
Наиболее распространенным инструментом в современных условиях является коммерческий подкуп в самых разнообразных формах:
- разовый гонорар за выполнение конкретных противоправных действий;
- регулярная фиксированная оплата, дополняемая особыми премиями за выполнение наиболее ответственных заданий;
- косвенная форма подкупа в форме удовлетворения различных материальных запросов сотрудника (приобретение ему квартиры, автомобиля, организация отдыха, оплата медицинских услуг и т.п.);
- «откат», то есть заранее оговоренный процент от суммы убыточного для банка-работодателя хозяйственного договора, заключаемого при посредничестве или с лоббированием конкретного сотрудника.
При необходимости превращения сотрудника банка в постоянный источник утечки конфиденциальной информации субъекты угрозы используют метод вербовки, инструментами которой могут выступить коммерческий подкуп, шантаж, «игра» на недовольстве сотрудника работодателем.
Наконец, прямые угрозы в адрес сотрудника обычно применяют «молодые» преступные группировки (угрозы физического насилия) или непосредственные руководители (угрозы потери работы или отказа в улучшении условий найма). Обычно они используются злоумышленниками в случае неудачи ранее сделанных попыток подкупа, являясь скорее «актом отчаяния», поэтому вероятность их практической реализации крайне невелика.
Третьей и наиболее опасной по характеру угрозой выступают покушения на жизнь высших руководителей и самих собственников банка. В современных отечественных условиях вероятность их реализации существенно выше, нежели в большинстве зарубежных стран.
Подобная ситуация объясняется не только общей криминогенностью российской экономики и характерной для отечественного предпринимательства ориентацией на «силовые» методы конкуренции. По мнению специалистов как правоохранительных органов, так и экспертов в области безопасности банковской деятельности, основными (в порядке убывающей вероятности) причинами покушений являются:
- участие банка в борьбе за раздел или последующий передел государственной собственности, осуществляемой с использованием нелегитимных методов;
- конфликты, связанные с рейдерским захватом чужого бизнеса;
- конфликты между конкурентами (физическая ликвидация конкурента как «последний довод» в конкурентной борьбе);
- невыполнение обязательств, принятых на себя в рамках прямого сотрудничества жертвы покушения с «теневой» экономикой и организованной преступностью («отмывание» денег и перевод их за рубеж, операции с «черным налом», разглашение информации и т.п.);
- невыполнение банком принятых на себя обязательств в отношении крупных клиентов или бизнес-партнеров;
- борьба за контроль над конкретным банком двух преступных группировок, если его высшее руководство занимает сторону одной из них;
- нерешенные внутрикорпоративные проблемы (например, конфликты между совладельцами банка или его топ-менеджерами).
Чаще всего объектами рассматриваемой угрозы выступают собственники бизнеса и представители топ-менеджмента. В некоторых случаях жертвами покушений становятся менее высокопоставленные сотрудники организации, через которых проходит компрометирующая информация, проводятся незаконные финансовые операции, осуществляются контакты с криминальной средой.
Субъекты угроз делятся на две категории:
внешние - конкуренты, криминал, бизнес-партнеры и крупные клиенты;
внутренние - совладельцы бизнеса, топ-менеджеры, а также другие сотрудники банка, действующие из соображений личной мести или стремящиеся избежать разглашения компрометирующих их сведений.
Выделяются три основные формы реализации (подходы к физическому устранению объекта) угрозы:
1) открытое покушение, реализуемое с помощью традиционных методов и автоматически вызывающее возбуждение уголовного дела;