Файл: История развития авторского права в России и за рубежом..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История развития авторского права в России
1.1. Развитие авторского права в России до 1917г.
1.2. Развитие авторского права в Советский период
1.3 Развитие авторского права России на современном этавторск праве
Глава 2. История развития авторского права в зарубежных странах.
2.1. Развитие авторского права в зарубежных странах XV-XVII вв.
2.2. Развитие законодательства об авторских правах в зарубежных странах XVIII-XX вв.
2.3. Зарубежное законодательство об авторских правах на современном этапе.
Введение
Проблемы авторского права привлекают внимание правоведов различных стран в течении нескольких последних столетий, и интерес к ним не ослабевает в связи с частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения, призванные защитить интеллектуальную собственность от новых форм посягательства.
В связи с этим, можно с уверенностью говорить о том, что авторское право является передовым и тесно связанных с техническим прогрессом правовым институтом.
Зарождение авторского права, как в России, так и в зарубежных странах, прочно связывают с изобретением книгопечатания.
Изобретение книгопечатания в Европе датируется 1440г. и связывается с именем Иоханна Генсафлейш по прозвищу Гуттенберг.
Изобретение Гуттенберга привело к тому, что процесс изготовления копий произведений значительно упростился, цена на книги понизилась и они стали более доступными – теперь рукопись могла быть напечатана большим тиражом и распространена среди широкой аудитории. Тем самым, результаты творческого труда авторов стали полноценным товаром и могли приносить стабильный доход. И первыми, кто поставил вопрос о необходимости особой охраны для произведений, стали издатели.
Похожая ситуация происходила и в России. Где изобретение книгопечатания произошло на столетие позже в 1564г.
Верховные власти пытались обуздать разраставшуюся контрафакцию с помощью различных мер, первыми из которых стали привилегии на издание произведение.
Однако подобные меры не давали должной защиты, в особенности самому автору, чьи права все еще были чрезвычайно ущемлены.
Вместе с тем, постоянное развитие техники – а следовательно – новых возможностей для контрафакции также, подталкивало к развитию регулирования отношений в сфере авторских прав.
Постепенно, законодательство отходило от однобокой защиты прав издателей, и все большее внимание уделяло личным правам автора.
На сегодняшний момент правовое регулирование отношений в сфере авторского права развивается все более стремительно.
С повсеместным распространением сети Интернет законодатели столкнулись с серьезной проблемой охраны авторских прав.
Но, как показывает история, динамичность и новизна, являются отличительной чертой института авторского права.
Глава 1. История развития авторского права в России
1.1. Развитие авторского права в России до 1917г.
История существования авторского права в России насчитывает не многим больше двухсот лет, тогда как датой возникновения книгопечатания на Руси принято считать 1564 г. – издание Иваном Фёдоровым и Пётром Мстиславцем первой печатной книг – «Апостол».
К 18 веку государство с помощью правовых средств защищало исключительные права на литературные произведения отдельных юридических лиц. Так, в 1732 на основании жалобы Академии наук в России был издан указ, запрещающий ввоз в страну русских книг, перепечатанных за границей. Тремя годами позже, в 1735 году Российское Правительство вступило в переговоры с Королем Карлом IV по вопросу прекращения перепечатывания книг, издаваемых российской Академией наук в Германии.
Однако вплоть до 19 века авторское право, позволяющее защитить интересы частного лица, практически не развивалось. По мнению русского юриста Владимира Даниловича Спасовича: «Русские законы предоставляли привилегии исключительного издательства некоторым юридическим лицам публичного характера, ученым корпорациям, академии наук (издание календарей и ведомостей), и лишь в 19-м веке занялись обеспечением авторских и издательских прав за частными лицами»[1].
Впервые авторские права частных лиц были закреплены положением о правах сочинителей 1828г., принятым в дополнение к Цензурному Уставу и «Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета о правах сочинителей, переводчиков и издателей»[2]. 8го января 1830 года было принято следующее Положение «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». В последующем было принято еще 2 положения «О музыкальной собственности» от 9го января 1845 года и положение «О художественной собственности», принятое 21 января 1846 года. В конечном счете, данная реформа привела к увеличению срока пользования авторскими правами с 25 до 50 лет. Стоит отметить, что законодательство того времени защищало права авторов литературных и художественных произведений независимо от национальности автора, обязательным условием было лишь издание на территории России. Однако эта норма не распространялась на музыкальные произведения. Согласно ст. 354 Цензурного Устава охранялись от контрафакции всякие произведения русских или иностранных композиторов, в период их пребывания в России, даже, если произведение было издано за границей[3].
Но и здесь, несмотря на стремление к защите частных интересов, сохранилась статья (21 прил.), по которой «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного Устава лишается всех прав на оную». И здесь авторское право во многих отношениях подчинено было комитетам и инспекторам по делам печати (ст. 27 прил. К 420 ст., по продолжению 1906 г.), наблюдавшим за исполнением предписаний об авторском праве. Т.е., государство продолжало быть полноправным участником правоотношений в сфере авторского права.
В отношении самого автора прежний закон указывал, что автор может пользоваться «во всю жизнь своим произведением, как имуществом благоприобретенным», но этим главным образом отмечалось, что имущественная ценность авторского права не имеет родового характера, причем этой имущественной ценности, отнюдь не исчерпывалась в законе вся сущность прав автора. Закон не отвергал и личных прав автора. Так, еще в своде законов 1857 г. заключались статьи, перенесенные затем целиком в Устав гражданского судопроизводства, об ограничении взыскания «с сочинений, переводов и рукописей» (2193,2195 и 2411 X т. 2ч.). В Уставе гражданского суда (ст. 1041, 1042) произведения искусства упоминаются наряду с иконами и ризами. Именно с целью защиты личных прав автора, сокращалось право кредиторов продавать против воли автора его сочинения и переводы. Основываясь на прежних постановлениях авторского права, Правительствующий Сенат разъяснил, что литературный труд, как бы он ни был скромен и малозначителен сам по себе, не может быть оценен всегда с точки зрения одной лишь выгоды. «Труд этот», - указывает Сенат, «может, несомненно, иметь значение для автора и вне той материальной выгоды, которую таковой приносит ему»[4]. При этом Сенат имеет в виду выгоды чисто индивидуального характера, как добрая репутация автора и пр.
Стоит отметить, что закон регулировал и вопросы цитирования. Так, ст. 15 говорила о том, что еще при жизни автора он должен был «терпеть выписки со стороны всех и каждого из его произведений в определенном размере для ссылок, помещение его статей, отрывков или других сочинений, без его согласия, в хрестоматиях и учебных книгах…»[5].
Через 50 лет после смерти автора его произведение становилось общественным достоянием (1185 ст. X. Т. 1). Цензурный устав предписывал, что с истечением установленного срока со дня смерти автора «его творения, кому бы оные дотоле ни принадлежали, становятся «собственностью публики и всяк может печатать, издавать и продавать оные беспрепятственно»[6].
В 1882г. была учреждена Редакционная комиссия по составлению проекта гражданского уложения. Подразумевалось, что изменения будут внесены и в законодательные нормы, регулирующие отношения в сфере авторского права. В последующем, 27 декабря 1897 года Государственный Совет поручил Редакционной Комиссии разработать нормы, регулирующие отношения в области интеллектуальной собственности (художественной, музыкальной и литературной), которые были бы обособлены от проекта гражданского уложения.
По Высочайшему повелению от 23 сентября 1905 проект постановлений об авторском праве на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения, внесенный Редакционной Комиссией в Государственный Совет был передан Министру Юстиций[7].
20 марта 1911 года был принят новый законодательный акт об авторском праве. Предпосылками к принятию этого закона во многом послужили международные договоры, заключенные между Россией и зарубежными странами (Германией, Францией, Австро-Венгрией). Основной целью создания данного закона было коренное улучшение законодательства об авторском праве приведение его к современному на тот момент уровню развития[8].
Стоит отметить, что еще, будучи Проектом Министра Юстиции, закон подвергся подробной критике со стороны законодательных учреждений и был обработан специалистами авторского права. Кроме того, в проекте Министра Юстиции (и в Государственном Совете) обращалось внимание на моральные свойства авторского права, на «сторону нравственную, тесно связанную с личностью автора», как говорил Министр Юстиции, — в Государственной Думе оттенялось социальное значение института, «общественное содержание продукта духовного творчества», по прекрасному выражению докладчика О. Я. Пергамента[9].
Обращаясь к содержанию нового закона, можно выделить, что в качестве объекта охраны в нем выступают литературные, художественные, музыкальные, фото и кинопроизведения. Кроме того положения закона закрепляли права авторов на географические, астрономические и иные карты. Права авторов подразделялись на моральные и материальные. Они охранялись в течение жизни автора и еще в течение 50 лет после его смерти. Помимо этого, провозглашалось наступление охраны прав произведения с момента создания. Здесь закреплялось положение о нарушении прав автора, однако ответственность за его нарушение наступала только после решения суда.
В целом, закон 1911г. «Положение об авторском праве» можно считать существенным шагом на пути развития российского законодательства об авторском праве.
Подводя итог можно сказать, что развитие российского законодательства об авторском праве до 1917г. не было бурным и интенсивным. Многие авторы считают полный массив законодательства того времени реакционным и не учитывающим интересы общества[10]. Однако в этот период времени все же был совершен значительный переход к защите интересов частных лиц, авторов, от интересов только отдельных юридических лиц, и, в конечном счете государственных интересов. Это, безусловно, является важным этапом развития рассматриваемого правового института.
1.2. Развитие авторского права в Советский период
Великая Октябрьская революция в 1917 году отменила весь массив законодательства Российской Империи. 29 декабря 1917 года был принят декрет о государственном издательстве. Он был принят в связи с нехваткой книг массового спроса. Согласно декрету подлежали изданию произведения русских классиков. В отношении к произведениям других писателей введена была госмонополия на 5 лет. Таким образом, произведения были из области частной собственности реквизированы в общественную собственность.
Положения декрета получили развитие в декрете Совета народных комиссаров 26 ноября 1918 года под названием « О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Те авторы, произведения которых попали под действие этого декрета, получили за свои произведения гонорары.
10 декабря 1919 года Советом народных комиссаров принимается еще один Декрет «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства», по которому все договоры издательств с авторами считались недействительными и все права на произведения перешли в полную собственность издательств.
В 1924 году в Москве состоялось общее собрание драматических писателей и композиторов. Ими было решено возобновить на новой основе деятельность Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, и образовать Правление МОДПИК (Московское отделение драматических писателей и композиторов). Председателем Правления был избран В.И. Немирович-Данченко.