Файл: История развития авторского права в России и за рубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенные изменения в советское законодательство по авторскому праву произошли в 1925 году принято Постановление «Об основах авторского права». В нем говорилось о том, что автор под своим именем или условным именем, псевдонимом или анонимно может выпустить в свет свое произведение, и в течение установленного законом срока всеми дозволительными способами воспроизводить и распространять его, а также всеми дозволенными способами извлекать выгоды из своего исключительного права. Это же Постановление вводило ряд ограничений. Не считалось нарушением авторских прав перевод произведения на другой язык, а также публичное исполнение произведения без взимания платы за просмотр. Кроме того на фото и изобразительные произведения не распространялась защита авторских прав, если они использовались в заводских ремеслах и промышленных мастерских. Срок защиты авторских прав устанавливался в течение 25 лет с момента выходы произведения в свет.

Ограничение в правах авторов заключалось в том, что произведение могло быть выкуплено в принудительном порядке правительством СССР или той республики, на территории которой было выпущено произведение в любой объективной форме.

Следующим этавторск правом было принятие 8 октября 1928 года принятие закона об авторских правах, Согласно закону действие авторских прав распространялось на весь период жизни автора, а использование его регулировалось договором. Перевод по-прежнему не считался нарушением авторских прав, а публичное исполнение предполагало выплату некоторого вознаграждения.

К 1930 году московское и ленинградское отделения Драматургов, Писателей и Композиторов объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое через три года было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей. В 1934 году было создано Управление по охране авторских прав при Союзе художников.

В 1938 году образовано Всесоюзное управление по охране авторских прав, в которое влились подобные организации Украины, Белоруссии, республик Закавказья и Средней Азии.

К 60-ым годам наметилось расширение прав авторов в части укрепления позиций в отношениях с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими правами.

В 1961 году приняты основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, которые введены в действие в 1962 году. По этим основам принимается гражданский кодекс, в котором был раздел об авторских правах. Согласно этому законодательству авторские права сохраняются в течение 15 лет после смерти автора.


Появились разделы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и использованием служебных произведений. Однако публичное исполнение чужих произведений допускалось, что сводило права авторов к нулю.

В 1973 году на базе всех этих организаций было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП).

С присоединением в 1973 году Советского Союза к  Женевской конвенции об авторском праве, в советском законодательстве впервые было закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, а так же существенно расширен перечень субъектов авторского права. Многие специалистов высказывалось за необходимость дальнейшего сближения советского авторского права с принципами регулирования авторских отношений в большинстве развитых стран. Предлагалось привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций, а именно: предоставить авторские права на произведения в кино, на телевидении и радио.

О своей готовности подписать Бернскую конвенцию и Парижский протокол неоднократно заявляло Правительство СССР. С учетом этого был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства Союза ССР, принятый Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Новые Основы гражданского законодательства исключили свободное использование произведений в кино, на радио, телевидении, а так же публичное исполнение опубликованных произведений без согласия авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора; впервые ввели охрану «смежных прав».

Эти нововведения получили широкую поддержку специалистов по авторскому праву. Но в связи с распадом Союза ССР Основам, которые должны были вступить в силу с 21 января 1992 года, так и не довелось претвориться в жизнь.

В новых условиях – СНГ- некоторые независимые государства, в частности Казахстан, приняли решение о применении Основ гражданского законодательства на своей территории. В  России Основы гражданского законодательства вступили в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года.

1.3 Развитие авторского права России на современном этавторск праве


Наряду с изменением законодательства, которое проводилось в последние годы существования СССР, велась работа по подготовке специального законодательства, которое должно было восполнить пробелы действующего законодательства. Первым был принят Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23 сентября 1992 года, вступивший в силу 20 октября 1993 года. В 1993г. 3 августа вступил в силу Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, с принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства.

В 1994 – 1995 гг. Россия присоединилась к ряду международных договоров – Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. (Парижская редакция) и к дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции Парижского акта 1979 г.). С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть ГК РФ, а еще раньше – с 1994 г. – начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности, и в профессиональной среде все чаще стали высказываться мнения о включении норм об авторском праве в структуру ГК РФ[11].

В июне 2005 г. формально была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России по сей день[12].

Однако на сегодняшний момент законодательными органами представлен на обсуждение проект изменений в действующий гражданский кодекс, многие из планируемых нововведений навторск правравлены на кардинальное изменение части 4 ГК РФ.

В частности, законопроект вносит следующие изменения в области авторского права:

  • Дополнять, уточнять и исправлять документы и материалы, содержащиеся в заявке на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных, по завторск правросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо по собственной инициативе автор или иной правообладатель будет вправе до даты государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (в настоящий момент до даты публикации сведений в официальном бюллетене).
  • В связи с упрощением порядка государственной регистрации отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности внесены соответствующие изменения в ст. 1262 ГК РФ.
  • В частности, предусмотрено, что:
  • федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изменения, относящиеся к сведениям о правообладателе и/или авторе программы для ЭВМ или базы данных, в том числе к наименованию или имени правообладателя, адресу его местонахождения или местожительства, имени автора, адресу для переписки, соответственно в Реестр программ для ЭВМ или в Реестр баз данных и в свидетельство о государственной регистрации  по заявлению правообладателя при условии уплаты соответствующей пошлины;
  • федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может вносить изменения в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных для исправления очевидных и технических ошибок по собственной инициативе или по просьбе любого лица, предварительно уведомив об этом правообладателя.
  • Для исчерпания исключительного права на произведение необходимо наличие правомерности его введения в гражданский оборот (в настоящий момент правомерности опубликования). Соответствующие изменения вносятся в ст. 1272 ГК РФ.
  • Внесены существенные изменения, позволяющие использование библиотеками, архивами и образовательными организациями объектов авторских и смежных прав.
  • Установлено, что в случае, когда ГК РФ разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и такое использование невозможно осуществить в силу наличия технических средств защиты авторских прав, лицо, желающее осуществить такое использование, может требовать от автора или иного правообладателя снять ограничения использования произведения, установленные техническими средствами защиты.
  • Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия.
  • Установлено, что изготовителю базы данных принадлежит право на обнародование базы данных, под которым понимается «осуществление действия, которое впервые делает базу данных доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, доведения до всеобщего сведения, сообщения в эфир или по кабелю или иным способом». При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров базы данных с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
  • Предусмотрено, что право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковке своего имени или наименования действует и охраняется в течение срока действия исключительного права изготовителя базы данных.
  • Введена новая статья, регулирующая действия, не являющиеся нарушением исключительного права изготовителя базы данных[13].

Глава 2. История развития авторского права в зарубежных странах.

​​​​​​​2.1. Развитие авторского права в зарубежных странах XV-XVII вв.

Большинство исследователей связывают возникновение авторского права с изобретением книгопечатания в Европе. Иоханн Генсафлейш по прозванию Гуттенберг в 1440 г. выпустил первую, не сохранившуюся до нашего времени, печатную книгу.

С возникновением книгопечатания большое распространение приобрела и контрафакция печатных изданий. Издатели и авторы страдали от того, что книги перепечатывались и распространялись за бесценок без их согласия. Защитить свои интересы в суде было невозможно, т.к. контрафакция не подпадала ни под одну законодательную норму ни римского, ни канонического, ни обычного права[14]. Единственным выходом представлялось обращение к верховной власти с прошением об определенных привилегиях, в первую очередь это касалось издателей.

Таким образом, первоначальна охрана интересов авторов и издателей обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых верховной властью.

Власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам мануфактур. В 1491г. в Венеции была выдана первая из известных привилегий. Её получил профессор канонического права magistro Petro de Ravenna nuncupato a Memoria на издание своего произведения «Phoenix».

В Германии правом давать привелегии обладал как император, привилегии которого распространялись на всю империю, так и местные земские власти (духовные и светские). В привилегиях обозначалась величина пени, которым облагались «перепечатники». Сама привилегия помещалась в начале или в конце произведения.

Во Франции привилегии имели вид королевского послания всем судам. Стоит отметить тот факт, что привилегии имели как срочный, так и бессрочный характер. Это обуславливалось тем, какие лица ходатайствовали о привилегии – издатели или авторы. Однако зачастую привилегии получали только издатели, а авторы довольствовались лишь гонорарами.


С XVII века появляются привилегии более широкого круга действия, в соответствии с ними, запрещается не только перепечатывать чужие произведения, но и ввозить из-за границы контрафактные издания, кроме того, предоставлялось право конфисковать произведения, изданные в нарушение привилегий[15].

​​​​​​​2.2. Развитие законодательства об авторских правах в зарубежных странах XVIII-XX вв.

Большинство исследователей в области авторских прав и интеллектуальной собственности придерживаются мнения, что первый законодательный акт, содержащий основные принципы авторского права был принят в 1710 году в Англии[16] и назывался Статут Королевы Анны, по имени королевы Анны-Стюарт. Было введено понятие копирайта, означавшего право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора.

Автору принадлежат исключительные права на публикацию своего произведения в течение 14 лет с момента опубликования или регистрации своего произведения. Кроме того, срок мог быть продлен еще на 14 лет.

В 1814 году за автором было признано пожизненное право на его произведение.

Законодательство об авторском праве продолжает совершенствоваться, и в 1 июня 1842 года был издан закон, по которому, срок для авторских прав увеличен и расширен на весь период жизни автора и продлен на семь лет после его смерти, когда правами на произведение могут пользоваться наследники автора. Затем этот срок был увеличен с семи до тридцати лет.

Вслед за Англией патенты и авторские законы приняли в США, Франции, Германии и Австрии. Повсеместно стала широко распространяться продажа и покупка произведений и прав на их издание. Так же, законодательные акты об авторском праве вводили в Италии, Испании, Португалии, Норвегии, Швеции, Дании, Бельгии и Голландии[17].

Во Франции появление законодательства об авторском праве было прямым следствием буржуазной революции 1789г., отменившей все дореволюционное законодательство, а вместе с ним и существовавшую ранее систему привилегий, выданных отдельным авторам и издателям. Вместо этого были приняты два нормативных акта – Декрет от 13 (19) июля о праве публичного представления произведения и Декрет 13 (24) июля 1793г. о праве на воспроизведение. Декрет 1791г. признал за авторами драматических произведений исключительное право на публичное представление в течении всей жизни автора, которое после его смерти переходило по наследству сроком на 5 лет. Декрет 1793г. признал за авторами разного рода письменных произведений, композиторами и художниками исключительное право продавать, передавать для продажи, распространять свои произведения на территории Республики, а также уступать полностью или частично право собственности на них. Декрет 1793г. предусматривал переход всех прав автора к наследникам уже на десятилетний срок.