Файл: История развития авторского права в России и за рубежом..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже во времена Великой французской революции достаточно отчётливо прослеживалось различие между двумя направлениями правовой мысли в авторском праве, имеющих в своей основе различные философские подходы; различие, которое в значительной степени сохранилось до настоящего времени.

Основанная на принципах естественного права теория авторского права Франции и других стран системы римского права акцентировала внимание на идее о том, что охрана должна распространяться как на имущественные, так и на личные интересы автора. Взгляд на произведение, как на продолжение личности автора, приводил законодателя к тому, что в центре внимания закона об авторском праве должен быть автор. Именно он, творец должен изначально наделяться всеми полномочиями по использованию своего произведения, которые могут быть им в последующем в том или ином объёме делегированы другим лицам. При этом передача автором права использования произведения другому лицу с точки зрения этой теории вовсе не означает, что прекращается правовая связь творца с его произведением. Признаваемые за автором личные права, являясь такими же естественными правами, осуществляются им независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Такая концепция авторского права с присущим ей дуализмом личных и имущественных авторских прав и чётко выраженным акцентом на обеспечении прав и интересов создателя произведения, получила название концепции «прав автора» (droit d'auteur). Наибольшее распространение данная концепция получила в европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии.

В 1790 году принят закон об авторском праве в США. Главные принципы первого закона об авторском праве в США были реализованы в развитии положений Конституции 1787 года. Нормативный акт предусматривал содействие науке, прогрессу и полезным искусствам посредством предоставления исключительного права[18]. Значительные изменения в сфере авторского права в США произошли с 1909 года, когда было принято положение, остающееся неизменным до сегодняшнего дня. Основные положения о депонировании и резервировании произведений, предусматривает обязательную регистрацию. Это касалось всех произведений – опубликованных и неопубликованных, в результате чего библиотека конгресса США стала обладателем богатейшей коллекцией работ.


​​​​​​​2.3. Зарубежное законодательство об авторских правах на современном этапе.

На сегодняшний момент в большинстве западных стран действуют специальные законы:

во Франции — Кодекс интеллектуальной собственности 1992 г., объединивший закон об охране литературной и художественной собственности (1957 г.), Закон об авторском праве, правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и предприятий аудиовизуального вещания (1985 г.). Патентный закон, закон о товарных знаках (1991 г.) и некоторые другие правовые акты;

в ФРГ — закон об авторском праве и смежных правах (1965 г.) с изменениями, наиболее существенные из которых были внесены в 1972-1974 гг.; Закон об управлении авторскими правами (Закон об авторских обществах) от 9 сентября 1965 г., Закон об авторском праве на произведения изобразительного искусства и фотографии от 9 января 1907 г., Закон о праве на издание 1901 г. (с изменениями, внесенными в 1965 г.)

в Англии — закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах (1988 г.); в США — закон об общем пересмотре авторского права (1976 г.), 28 октября 1998 в США был принят закон об авторском праве цифрового тысячелетия.

В Японии — закон об авторском праве (1970 г.).

Основу международной системы охраны авторских прав составляют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.) и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.).

Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (6 сентября 1952 г.) ввела проставление знака охраны авторских прав в виде латинской литеры «С», помещенной в окружность, и сопровождается наименованием владельца авторских прав и года выпуска данного произведения в свет.

Бернская конвенция включает значительно больше норм материального авторского права. В соответствии с данной конвенцией авторские права охраняются в течение 50 лет после смерти автора. Кроме подробного перечня видов охраняемых произведений конвенция характеризует основные авторские права (на перевод, воспроизведение, передачу в эфир, публичное исполнение) и варианты использования произведений[19]. Участниками Конвенции являются более 150 государств, которые образовали Бернский союз для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения (административные функции этого союза выполняет ВОИС).

Римская конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций (при­нятая в 1961 г. и вступившая в силу 18 мая 1964 г.), и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 21 мая 1974 г.)[20].


По заданию Комиссии европейских сообществ в Брюсселе уже более 30 лет назад был разработан проект гармонизации авторского права стран — членов ЕЭС (так называемый проект Дитца).

Заключение

Развитие законодательных механизмов, направленных на защиту авторских прав является важной составляющей развития общества с высокой правовой культурой.

Одной из самых ярких особенностей института авторского права является то, что он соединяет в себе материальные и духовные аспекты. Создавая свое произведение, даже в сугубо коммерческих целях автор вкладывает в него часть себя. Он имеет определенную связь со своим произведением в течение всей жизни автора. Безусловно, его стремление защитить плоды свои трудов, ставших частью его личности оправданны.

Однако лишь в силах законодателя урегулировать отношения в этой сфере на должном уровне.

В ходе анализа мы увидели, что развитие авторского права всегда было динамичным и стремительным, идущим в ногу с прогрессом.

А ведь в нашем все более быстро развивающемся мире это является одним из основных показателей продуктивности и пользы.

Развитие авторского права не потеряет своей актуальности, пока человечество не лишиться способности создавать что-то новое.

Изучение развития авторского права в его историческом аспекте тем более актуально, ведь только оглядываясь назад можно проследить пройденный уже путь, оценить правильность выбранного направления и перспективы дальнейшего развития.

Библиография

  • Борзенко А. Литературная собственность в северо-американских соединенных штатах. The Plate-Simonds copyright act of March, 1891. M, 1892.;

    • В.В. Залесский, Основные институты гражданского права зарубежных стран– М.: НОРМА, 1999.

    • В.Д. Спасович, Права авторские и контрафакция, Санкт-Петербург, 1865 г., стр. 13;

    • Высочайше утвержденное Положение о правах Сочинителей 1928 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 478 (п. 1980).

    • Конвенция об охране литературных и художественных произведений. 9 сентября 1886. Бюллетень международных документов, №9, 2003
    • Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей 1930 г. // Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. Отд. I. С. 17 - 21 (п. 3411)
    • С.А. Беляцкин. Новое авторское право в его основных принципах, Санкт-Петербург, 1912г.
    • Свод законов РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.
    • Сергеев А.П. К истории новейшей кодификации законодательства об интеллектуальной собственности в Российской Федерации (1995 - 2006 гг.) // Белая книга: история и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: Сборник документов, материалов и научных статей / Под ред. В.Н. Лопатина. М., 2007. С. 229.
    • Цензурный устав. О Сочинителях и Издателях книг // Полное собрание законов Российской империи. Т. 3. С. 475 - 476 (п. 1979).
    • Шершеневич Г.Ф., Авторское право на литературные произведения, Типография импераорского университета, 1891г., стр. 89;
    • Ю.В. Александровский, Авторское право. Закон 20 марта 1911 года. Исторический очерк, законодательные мотивы и разъяснения, Санкт-Петербург, 1911г., стр. 8;

  1. В.Д. Спасович, Права авторские и контрафакция, Санкт-Петербург, 1865 г., стр. 13;

  2. Там же

  3. В.Д. Спасович, Права авторские и контрафакция, Санкт-Петербург, 1865 г., стр. 35;

  4. С.А. Беляцкин. Новое авторское право в его основных принципах, Санкт-Петербург, 1912г.;

  5. Там же

  6. Там же

  7. Ю.В. Александровский, Авторское право. Закон 20 марта 1911 года. Исторический очерк, законодательные мотивы и разъяснения, Санкт-Петербург, 1911г., стр 5;

  8. Там же стр. 6;

  9. ? С.А. Беляцкин. Новое авторское право в его основных принципах, Санкт-Петербург, 1912г.;

  10. В частности Рассудовский В.А., Беляцкий С.А. и др.

  11. Сергеев А.П. К истории новейшей кодификации законодательства об интеллектуальной собственности в Российской Федерации (1995 - 2006 гг.) // Белая книга: история и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности: Сборник документов, материалов и научных статей / Под ред. В.Н. Лопатина. М., 2007. С. 229.

  12. Свод законов РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

  13. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/11059.html

  14. В.Д. Спасович, Права авторские и контрафакция, Санкт-Петербург, 1865 г., стр. 2;

  15. Шершеневич Г.Ф., Авторское право на литературные произведения, Типография импераорского университета, 1891г., стр. 89;

  16. Ю.В. Александровский, Авторское право. Закон 20 марта 1911 года. Исторический очерк, законодательные мотивы и разъяснения, Санкт-Петербург, 1911г., стр. 8;

  17. Ibid;

  18. Борзенко А. Литературная собственность в северо-американских соединенных штатах. The Plate-Simonds copyright act of March, 1891. M, 1892.;

  19. Конвенция об охране литературных и художественных произведений. 9 сентября 1886. Бюллетень международных документов, №9, 2003

  20. В.В. Залесский, Основные институты гражданского права зарубежных стран– М.: НОРМА, 1999.