Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (Мотивация как процесс воздействия на профессиональную деятельность).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Мотивация как процесс воздействия на профессиональную деятельность.
1.2 Стимулирование в процессе управления.
1.3 Отличие мотивации от стимулирования
Глава 2 Практические аспекты в таможенных органах
2.1 Стимулирование персонала в таможенных органах
2.2 Мотивация персонала в таможенной системе
Глава 3 Совершенствование методов мотивации и стимулирования персонала в системе таможенных органов
3.1 Проблемы стимулирования и мотивации персонала в системе таможенных органов
3.2 Предложения по совершенствованию системы стимулов в структуре таможенных органов.
Введение
Процессы мотивирования и стимулирования являются очень важным составляющим в любой системе. Таможенные органы так же являются системой взаимосвязей управляющих и управляемых, поэтому вопросы мотивации и стимулирования не менее актуальны для таможенной структуры.
Огромная роль в процессе функционирования таможенной системы отводится отношениям устанавливаем в процессе трудовой деятельности, эффективность трудовой деятельности напрямую зависит от мотивации сотрудников и внешнего стимулирования их начальством, поэтому очень важно понимать как осуществляется это воздействия, найти проблемы и разработать новые пути в усовершенствовании методов стимулирования и мотивации персонала в таможенных органах.
Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие при реализации трудового процесса между управляющими и исполняющими звеньями таможенных органов.
Основным предметом изучения являются методы стимулирования и мотивации, используемые в таможенных органах.
Целью работы является выработка решений по проблемам, обнаруженным в ходе изучения существующих методов стимулирования и мотивации в таможенной структуре.
В работе установлены следующие задачи: теоритическое обоснование и разграничение между стимулированием и мотивацией, определение основных методов мотивации и стимулирования используемых в таможенных органах, нахождение проблем в существующей структуре, предложение решений по совершенствованию существующих подходов.
Глава 1 Теоретические основы
1.1 Мотивация как процесс воздействия на профессиональную деятельность.
Мотивация – это чаще осознанное человеком побуждение к активности, целенаправленному действию, решению стоящих перед ним задач. Такое стремление является внутренним и проявляется лишь тогда, когда оно до конца воспринято субъектом. Основополагающим для мотивации является определённая потребность (физиологическая, духовная, ценностная), после удовлетворения которой, импульс к дальнейшему действию существенно снижается.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным свершениям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина управления человеком. Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется самомотивирование.
В зависимости от того, какие при этом преследуются цели, какие задачи оно решает, можно выделить основные типы мотивирования. Так, посредством воздействий извне на человека приводятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к требуемому результату. При этом важно точно знать то, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также то, каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования чем-то напоминает торговую сделку: «Я даю тебе то, что тебе надо, а ты предоставляешь мне то, в чем я нуждаюсь». Если у двух сторон нет никаких точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет смысла.
Иной тип мотивирования основан на формирование конкретной мотивационной структуры человека. Здесь всё внимание сконцентрировано на развитие и усиление необходимых мотивов действий человека или ограничение действия мотивов, которые мешают эффективному управлению самим человеком. Данный тип мотивирования имеет характер воспитательного и образовательного, он может быть не связан с конкретными действиями, которые предполагаются от человека как итог его деятельности. Подобное мотивирование связано с большими усилиями, требует огромных знаний и способностей для реализации. Результаты такого воздействия, как правило, намного выше результатов первого типа мотивирования. Предприятия, использующие его в своей практике, намного успешнее управляют своими сотрудниками.
Разные типы мотивирования нельзя противопоставлять друг другу, поскольку управленцы на практике стремятся сочетать достоинства этих типов мотивирования в своей деятельности.
На что же в профессиональной деятельности человека оказывает воздействие мотивация? Это:
1) усилия;
2) старания;
3) настойчивость;
4) добросовестность;
5) нацеленность.
Одинаковую работу человек способен проделать, выбирая разные пути выполнения и затрачивая разные усилия. Он может действовать в полную силу, а может и вполсилы. Он может искать работу полегче, а порой готов приступить к сложной и трудной работе, склонен выбирать решение попроще, или наоборот хочет браться за сложное решение. Все это зависит от того, насколько он мотивирован на затраты усилий при выполнении своей работы.
Человек по-разному старается, следуя своей роли и назначению в организации. Одному абсолютно неинтересно качество его труда, другой желает делать все как можно качественней, работать с максимальной отдачей, устремлён к повышению своей квалификации, совершенствует свои способности к работе и взаимодействию с другими сотрудниками. Важной особенностью трудовой деятельности, на которую воздействует мотивация, является проявление настойчивости в продолжении и развитии начатого проекта. Довольно часто можно встретить людей, которые, приступив к работе, очень быстро теряют к ней первоначальный интерес. Потеря его и отсутствие настойчивости приводят к уменьшению усилий, выполнению заданий на более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости негативно воздействует на доведение начатого дела до конца. Работник порой способен выдвигать отличные идеи и ничего не сделать для их осуществления, что означает для организации нереализованные возможности.
Добросовестность при исполнении работы с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм для большинства работ выступает основным условием их успешной реализации. Работник может обладать высокой квалификацией, обширными знаниями, быть созидателем, много и долго трудиться, но при этом относиться к своим обязанностям спустя рукава, что сводит к нулю все положительное в его деятельности. Руководство организации должно стремиться строить систему мотивирования таким образом, чтобы она развивала у сотрудников нужные характеристики их поведения.
Направленность на результат как особенность профессиональной деятельности конкретного человека свидетельствует о том, к чему он стремится, осуществляя конкретные действия. Один вариант, почему человек способен выполнять свою работу, она дает ему удовлетворение (моральное или материальное), но он может делать ее и потому, что стремится помочь своей компании достичь ее целей. Для управления действительно важно оценивать правильно направленность действий своего трудящегося, но не менее важно уметь с помощью мотивирования направлять эти действия на реализацию определенных задач и достижению требуемых целей.
Понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять профессиональную деятельность с затратой определенных усилий, на конкретном уровне усердия и добросовестности, с необходимой степенью настойчивости для достижения определенных целей, становится очевидным. Интересен вопрос соотношения «внутренней мотивации» и «внешней мотивации». Деятельность человека находится под влиянием мотивов, возникающих при замкнутом взаимодействии человека и задачи, но бывает, что и мотивов, возникающих при открытом взаимодействии человека и задачи (внешняя среда задействует мотивы, побуждающие человека к решению задачи).
В первом случае мотивацию именуют «внутренней», потому что мотивы порождает непосредственно сам человек, сталкивающийся с задачей. Примером такой мотивации может быть стремление человека к конкретному достижению, к завершению работы, к познанию и прочему. В другом случае мотивы деятельности, связанные с решением задачи, порождаются воздействием извне. Такую мотивацию можно назвать «внешней». Здесь в этом качестве выступают процессы мотивирования (оплата за работу, распоряжения, нормативные документы и т. п.).
В жизни нет четких разграничений «внутренней» и «внешней» мотиваций. Некоторые мотивы в одних ситуациях порождены «внутренней» мотивацией, а в других – «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Отсюда следует, что управление должно опираться на «внешний» тип мотивации, но принимая во внимание и аспекты «внутренней» мотивации.
1.2 Стимулирование в процессе управления.
Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, направляет работников на повышение результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного ими труда и времени. Кроме того, эта функция направлена на обеспечении заинтересованности в достижении высокой эффективности работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он способен трудиться более производительно. Хотя стимулы и побуждают человека трудиться, но их одних еще недостаточно для производительного труда.
Стимулы являются своеобразными инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать какие-то предметы или действия других людей, всё то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или то, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы неосознанно. Часто его реакция на стимулирование может и не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на разные стимулы неодинакова у различных людей. Поэтому стимулы не имеют точного значения, если люди не способны реагировать на них. Например, в условиях высокой инфляции заработная плата не является надёжным инструментом стимулирования, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже реже используются в рамках управления людьми.
Использование многообразных стимулов для мотивирования людей являет собой процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одним из самых распространенных видов стимулирования является материальное стимулирование. Его роль в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не превышать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, целей и интересов.
Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Тем самым сам факт вступления работника в трудовые отношения уже предполагает, что он за оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг своих обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь уже распространяется сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.
Система стимулирования постепенно вырастает из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно лишь в том случае, когда органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования заключается не только в том, чтобы побудить человека работать вообще, а чтобы побудить его делать это лучше и больше того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Определяя структуру стимулирования труда можно вынести основные способы стимулирования. Таким образом, система стимулирования труда выглядит так:
- Материальное денежное стимулирование.
Деньги - это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников за выполнение своих должностных обязанностей.
- Материально-социальные стимулы.
К ним относят:
- создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.
- возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
- стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки.
- улучшение отношений в коллективе. Построение удачных социальных связей в коллективе способно положительно сказываться на эффективности труда служащих.
- продвижение по службе. Возможность продвижения по службе является так же важным стимулом, который является очень распространённым для увеличения заинтересованности в труде.
- Морально-психологические стимулы.
Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только индивида, призванного исполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов, моральные являются внутренними стимулами, то есть напрямую ими нельзя воздействовать на человека.
Правильное использование системы стимулов позволяет направить деятельность работника в нужном направлении, повысить его эффективность и положительно сказывается на результате труда.