Файл: Мотивация трудовой активности и ее место в стратегической организации (Теоретические основы мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом — об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Стимулирование труда предполагает создание механизма, при котором активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и до­статочным условием удовлетворения значимых и социально обуслов­ленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда. Перечень стимулирующих систем приведен в таблице 1.4.

Система мотивов и стимулов труда должна опираться на опреде­ленную базу (нормативы трудовой деятельности). Вступление работника в трудовые отношения предполагает, что он за предва­рительно оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этом случае для стимулирования еще нет места. Здесь находится сфера контролируемой деятельности, в ко­торой работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть как минимум два: частичная выплата обещанного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.

Таблица 1.5

Перечень стимулирующих систем в организации.

№ п/п

Вид

стимулировани

Форма стимулирования

Основное содержание и источники (практика отечественных и зарубежных организаций)

1

2

3

4

2

Материальное

Заработная плата.

Оплата труда наемного работника, включая основную (сдельную, повременную, окладную) заработную плату и дополнительную: премии, надбавки за профмастерст­во; доплаты за тяжелые условия труда, совместитель­ство, за работу в ночное время, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные и воскресные дни, за сверхурочную работу; за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.

3

Бонусы.

Разовые выплаты из прибыли организации (вознаграж­дение, премия, добавочное вознаграждение). За рубе­жом это годовой, полугодовой, рождественский, ново­годний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой зарплаты. Различают следующие виды бонусов: годовой, за отсутствие про­гулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой.

4

Участие в

акционерном

капитале.

Покупка акций организации (АО) и получение дивиден­дов; покупка акций по льготным ценам, безвозмездное получение акций.

5

Участие в прибылях.

Устанавливается доля прибыли, из которой формирует­ся поощрительный фонд. Выплаты через участие в при­былях не являются разовым бонусом. Распространяется на категории персонала, способного реально воздейст­вовать на прибыль. Чаще всего это управленческие кадры, и доля такой части прибыли коррелирует с ран­гом руководителя в служебной иерархии и определяется в процентах к его доходу (базовой зарплате).

6

Планы дополнительных выплат.

Планы связаны чаще всего с работниками сбытовых организаций (структурных Подразделений организаций) и стимулируют поиск новых рынков сбыта, путей макси­мизации сбыта. К ним относят подарки от организации, субсидирование деловых расходов, покрытие личных расходов, косвенно связанных с работой (деловых командировок не только работника, но и его супруги или друга в поездке). Это косвенные расходы, не обла­гаемые налогом, и поэтому более привлекательные.

7

Нематериальное

Стимулирование

свободным

временем.

Регулирование времени по занятости:

путем предоставления работнику за активную и твор­ческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора времени отпуска и т.д.; путем организации гибкого графика работы; путем сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.

8

Трудовое или организацион­ное стимулиро­вание.

Регулирует поведение работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в процессе организации и в самом характере его труда; возможность участия в управлении; продвижения по службе в пределах одной и той же должности; творческие командировки.

9

Моральное

Стимулирова­ние, регулирую­щее поведение работника на основе выраже­ния обществен­ного признания.

Вручение грамот, значков, вымпелов, размещение фо­тографии на Доске почета. В зарубежной практике используются почетные звания и награды, публичные поощрения (избегают, особенно это характерно для Японии, публичных выговоров). В США используется для морального стимулирования модель оценки по заслу­гам. Создаются кружки по типу «золотой кружок» и т.д.

10

Материальное

Оплата транс­портных расхо­дов или обслу­живание собственным транспортом.

Выделение средств:

на оплату транспортных расходов;

на приобретение транспорта. Предоставление транспорта:

с полным обслуживанием (с водителем);

с частичным обслуживанием лицам, связанным с частыми разъездами, руководяще­му персоналу.

11

Сберегательные фонды.

Организация сберегательных фондов для работников организации с выплатой процента не ниже установ­ленного в Сбербанке РФ. Льготные режимы накопления средств.

12

Организация питания

Обслуживания.

Выделение средств:

на организацию питания в организации; на выплату субсидий на питание.

13

Продажа товаров, выпускаемых организацией или получае­мых по бартеру.

Выделение средств на скидки с продажи этих товаров.

14

Стипендиальные программы.

Выделение средств на образование (покрытие расхо­дов на образование) на стороне.

15

Программы обучения.

Покрытие расходов на организацию обучения, перепод­готовку, повышение квалификации.

16

Программы

Медицинского.

Организация медицинского обслуживания или заключе­ние договоров с медицинскими учреждениями. Выделе­ние средств на эти цели.

17

Консультатив­ные службы.

Организация консультативных служб или заключение договоров с таковыми.

18

Программы жилищного строительства.

Выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях.

19

Программы, связанные с воспитанием и обучением детей.

Выделение средств на организацию дошкольного и школьного (в колледже) воспитания детей, внуков сотрудников организации; привилегированные стипендии.

20

Гибкие социаль­ные выплаты.

Организации устанавливают определенную сумму на приобретение необходимых льгот и услуг. Работник, в пределах установленных сумм, имеет право самостоя­тельного выбора льгот и услуг.

21

Страхование жизни.

За счет средств организации: страхование жизни работ­ника и за символическое отчисление - членов его семьи. Выплаты за счет средств, удерживаемых из доходов работника.

22

Программы вы­плат по времен­ной нетрудоспособности.

При несчастном случае - годовой доход работника; при несчастном случае со смертельным исходом - удвоенный годовой доход.

23

Медицинское страхование.

Как самих работников, так и членов их семей.

24

Отчисления в

пенсионный

фонд

Такой альтернативный государственному фонд допол­нительного пенсионного обеспечения может быть соз­дан как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне.

25

Ассоциации

получения

кредитов.

Установка льготных кредитов на строительство жилья, приобретение товаров длительного пользования, услуг и т.д.


Работник должен знать, какие требования к нему предъявляют­ся, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном со­блюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.

В таблице 1.6 дана система понижающих показателей в оценке трудового вклада работника в общие результаты работы, применя­емая на одном из российских предприятий, в случае нарушения предъявляемых к работнику требований. Дисциплина всегда несет в себе элементы принуждения, ограничивая свободу выбора вари­антов поведения.

Однако грань между контролируемым и мотивированным по­ведением условна и подвижна, так как работник с сильной моти­вацией труда обладает самодисциплиной, привычкой добросовест­но выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения.

Система стимулирования труда как бы вырастает из админист­ративных методов управления, но не заменяет их. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. Цель стимулирования не вообще побудить человека рабо­тать, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Таблица 1.6

Понижающие показатели в оценке трудового вклада работника в общие результаты работы организации

№ п/п

Наименование показателей

Количественная оценка

Примечание

1

Отказы клиенту по вине работника

0,5-1,0

За один случай

2

Несоблюдение инструкций и положений

1,0

За один случай

3

Несоблюдение чистоты и порядка на рабочем месте

0,1-0,2

За один случай

4

Задержка ввода оборудования в эксплу­атацию

0,1

За отработанный месяц

5

Нарушение трудовой и производствен­ной дисциплины

0,2-0,5

За отработанный месяц

6

Самовольный уход с рабочего места, опоздание на работу

0,2-0,5

За отработанный месяц

7

Прогул

1,0

Единичный случай

8

Появление на рабочем месте в состоянии опьянения

0,5

Единичный случай

9

Нарушение правил общественного порядка

0,4-0,5

Единичный случай

10

Невыполнение оперативной и технологи­ческой дисциплины

0,5

Единичный случай


Глава 2. Совершенствование мотивации трудовой деятельности в организации

2.1 Основные методы мотивации труда работников организации

Система морального и материального стимулирования труда в различных компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его качества.

Все стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные. Соотношение их в различных компаниях значительно отличается. На большинстве предприятий постепенно сокращается доля материального вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов. Для значительного числа российских предприятий характерны сокращения в доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в доходах материального вознаграждения.

К материальному вознаграждению относят [25]:

заработную плату;

участие в распределении прибыли;

премии;

участие в капитале.

Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Это вершина системы стимулирования персонала предприятия, но при всей значимости заработная плата в большинстве процветающих фирмах не превышает 70% дохода работника, остальные 30% дохода участвуют в распределении прибыли.

Участие в распределении прибыли является сегодня широко распространенной системой вознаграждения. Развитие данной системы началось с попыток совершенствования организацией заработной платы наемных работников с целью усиления ее мотивационного воздействия на результаты труда. Для этого обосновалась возможность выплат из прибыли или дохода предприятия тем работникам, чей вклад в формировании прибыли предприятия был наиболее весом и очевиден. Однако использование систем участия в прибылях создает у работника заинтересованность в эффективной работе сегодняшнего дня, но не стимулирует учитывать в производственной деятельности долгосрочные перспективы развития организации. Она основывается на показателях общей или балансовой прибыли, которые отражают прежде всего результаты коммерческой деятельности организации (размер оборота, состояние рынков сбыта, уровень цен).


Существует ряд ключевых вопросов, от решения которых зависит эффективность реализации программ распределения прибыли [27]:

кто должен принимать участие в разработке и внедрении плана;

как распределится степень участия в этих процессах между руководством и рабочим персоналом;

какого размера подразделение будет охвачено планом;

какой критерий будет использоваться для оценки трудового вклада.

Реальные изменения во взаимоотношениях между руководством организации и сотрудниками могут произойти только после успешного решения всех перечисленных вопросов. Такой подход к распределению прибыли может привести к фундаментальным изменениям в концепции, определяющей право собственности каждого сотрудника организации. В этом моменте и заложено основное стимулирующее начало подобных программ.

Участие в прибылях используется предпринимателями как средство, способствующее сохранению социального мира внутри организации, и как фактор повышения заинтересованности в её экономическом успехе. Системы участия в прибылях различаются по показателям, условиям выплат, кругу лиц, получающих эти выплаты. Эти системы имеют свои особенности в разных странах мира, что обусловлено историей развития экономики, менталитетом той или иной страны, традициями или обычаями трудовой жизни. Общим для всех является одно: раздел между организацией и наемными работниками дополнительной прибыли.

Особенность системы участия в прибылях состоит в том, что эффект от её применения сказывается не сразу, а через несколько лет после внедрения. Это можно объяснить психологическим действием привыкания, согласно которому наибольший эффект от принятого или не принятого воздействия достигается с течением времени. В то же время система участия в прибылях имеет свою специфику применения. Она обеспечивает высокий экономический и социальный эффект в тех случаях, когда работники обладают своевременной и точной информацией о деятельности организации. Система участия в прибылях будет недостаточно эффективной, если она охватывает не весь персонал организации.

Важной проблемой является также распределение прибыли между суммами, направляемыми на обеспечение системы участия в прибылях и на развитие производства. Малые суммы, отчисляемые администрацией на распределение между работниками, могут оказаться недостаточными для того, чтобы они чувствовали себя реально пользующимися прибылью организации. Выплаты же больших сумм сокращают расходы на развитие трудовой деятельности, что подрывает перспективность развития организации и грозит обернуться экономическими трудностями в недалёком будущем. Поэтому очень важно правильно распределять средства между воспроизводством и системами участия в прибылях.


По своей сути система участия в прибылях является элементом оперативного управления организацией, направленной на обеспечение получения прибыли. Работник разделяет наравне с собственником риск кратковременного снижения дохода, чтобы в будущем достигнуть более высоких результатов и компенсировать потери сегодняшнего дня.

Специфической формой участия в прибылях организации является бонус наличностью или бонус акциями.

Бонус – форма вознаграждения, суть которой заключается в определении системы участия персонала в прибыли прошлого года. Решающим для определения его размера являются экономические итоги финансового года. Руководство определяет размер выплаты, причем оплата во многих случаях непропорциональна динамике прибыли во избежание слишком больших скачков этой дополнительной денежной оплаты для сотрудников.

Преимущества бонусов в том, что их выплата дает сильную трудовую мотивацию и побуждает к высокопроизводительному труду даже отстающих работников, так как при расчете учитываются реально достигнутые результаты конкретного работника. Система выплаты бонусов достаточно гибка, их размеры колеблются в зависимости от количества персонала, на который они распространяются. Бонусы не являются единственной формой премирования, они сочетаются с другими видами вознаграждений, применяемых в организациях.

В отдельных случаях, если поощрение отдельных работников неблагоприятно воздействует на психологический климат в трудовом коллективе, то система бонусов может быть использована для поощрения первичных трудовых коллективов, групп, участков производства.

Текущие выплаты, будь то наличность или акции, производятся в конце отчетного периода. Корпоративная прибыль и индивидуальная деятельность - наиболее распространённая база для определения бонуса. Выплата бонуса может быть немедленной, отложенной или растянутой на 3 - 5 летний период.

Отложенными выплатами называется такой тип вознаграждений (в форме наличности или акций), выплата которого отложена до определенного момента в будущем. Системы отложенного вознаграждения в форме акций часто содержат ограничения на их продажу или устанавливают, что та доля в цене акций, которую оплатила работнику организация, в течение определённого срока не может быть инвестирована, что создает «привязку» персонала к данной организации.

Некоторые схемы предусматривают выплаты через 3 - 5 лет формального приобретения прав на их получение и при условии продолжения работы на фирме данного работника. Такие системы делают слишком дорогостоящим для работника уход из организации.