Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учёта. Понятие и сущность бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, к которым относятся [5, с. 87]:

- информационная;

- контрольная;

- обеспечение сохранности собственности;

- функция обратной связи;

- аналитическая.

Информационная функция в системе управления – одна из главных функций бухгалтерского учета, которая выполняется в системе управления. Бухгалтерская информация широко используется всеми видами хозяйственного учета с целью планирования и прогнозирования, а также для определения стратегии и тактики деятельности организации.

Бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявляются требования: объективность, достоверность, своевременность, оперативность [4, с. 104].

Обеспечение сохранности собственности – значимая в условиях рыночных отношений и наличия разных форм собственности функция. Данная функция осуществляется в зависимости от действующей системы учета и определенных предпосылок, таких как [8, с. 46]:

- совершенствование системы учета;

- применение передовых методов выявления недостач, растрат и хищений;

- использование мерной тары, измерительных и контрольных приборов;

- использование современных средств для сбора, обработки и передачи информации.

Функция обратной связи необходима при управлении, она формируется и передается в виде информации о фактических параметрах развития объекта управления. Используя обратную связь, на основании фактических показателей осуществляется контроль за выполнением запланированных показателей, выявляются недостатки и резервы производства.

Аналитическая функция. Реализация этой функции позволяет проводить анализ по всем разделам бухгалтерского учета, в том числе использования всех видов ресурсов, затрат на производство и продажу продукции, правильности применяемых цен, что имеет важное значение в условиях действия рыночных цен, инфляционных процессов [8, с. 48].

На современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям собственника, иностранного партнера, участвующего в создании и функционировании совместного предприятия. В зависимости от функции управления экономическая информация подразделяется на плановую, нормативную, учетную, аналитическую.


Контрольная функция бухгалтерского учета. Контроль неотделим от учета. Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий. Настоящий, действенный контроль возможен только при правильной организации всего процесса бухгалтерского учета. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений, анализировать ее и на базе этой информации подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие управленческие решения на разных уровнях управления [9, с. 119].

2 Особенности построения бухгалтерского учета в ООО ТК «Радуга»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Торговая компания Радуга» учреждено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании устава, утвержденного в 2006 году и законодательства РФ.

Учредителем данного общества на момент его государственной регистрации являлся Евтеев Ю.Б.

Общество является собственником переданного ему учредителями имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Учредитель имеет предусмотренные законом и уставом обязательные права по отношению к ООО «ТК Радуга» и не отвечает по обязательствам общества, а несет риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных участников в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Принятие новых участников в общество осуществляется по решению Общего собрания.

ООО «ТК Радуга», как и любое другое предприятие, будь оно коммерческое или бюджетное, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения торговой компании.


Торговая компания Радуга в своей деятельности преследует следующие цели:

- расширения рынка товаров и услуг;

- извлечение прибыли.

ООО «ТК Радуга» самостоятельно планирует свою производственно – хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива предприятия. Основу планов составляют договоры, которые заключаются с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально – технических и иных ресурсов.

Уставный капитал ООО «ТК Радуга» представляет собой одну долю, которая 100% принадлежит единственному – учредителю Евтееву Ю. Б. и в сумме составляет три миллиона шестьсот семьдесят одна тысяча сто девяносто пять рублей.

Высшим органом Общества является Общее собрание участников, а исполнительным органом – генеральный директор.

Имущество ООО «ТК Радуга» состоит из уставного капитала, а также фондов, образуемых из предусмотренных законом поступлений. Оно образуется за счет доходов от реализации продукции, работ, услуг; кредитов банков; безвозмездных или благотворительных взносов и других поступлений, не запрещенных законом, и может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда.

ООО «ТК Радуга» осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в РФ. Организацию документооборота в данном обществе осуществляет генеральный директор. Общество не обязано осуществлять публикацию своей отчетности о своей деятельности, за исключением случаев публичного размещения обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Часть чистой прибыли, подлежащей распределению, распределяется пропорционально вкладам в уставный капитал общества.

Реорганизация общества по единогласному решению общего собрания участников. Она может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. ООО «ТК Радуга» вправе преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. При реорганизации вносятся соответствующие изменения в настоящий устав.

Ликвидация общества происходит в следующих случаях:

- по единогласному решению общего собрания участников;

- решением суда в случаях, предусмотренных законодательством.

При реорганизации деятельности общества документы передаются в соответствии с установленными правилами правопреемнику. При ликвидации документы постоянного хранения, имеющие научно – историческое значение, передаются на государственное хранение в архивы в соответствии с действующим законодательством, документы по личному составу передаются на хранение в архив административного округа, на территории которого находится общество. Передача и упорядочение документов осуществляется силами и за счет средств общества в соответствии с требованиями архивных органов.


В ООО «Торговой компании Радуга» бухгалтерская отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные налоговым законодательством. Бухгалтерский учет ведется на основании рабочего плана счетов в соответствии с инструкцией 38Н от 07.05.2003г.

2.2 Задачи и функции бухгалтерского учета на предприятия

Бухгалтерский учет на торговом предприятии выполняет следующие функции:

1. Функция контроля товарных закупок и продаж реализуется в трех видах: предварительный контроль производится до начала хозяйст­венной операции, чтобы прогнозировать ее результат; текущий кон­троль - во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом; последующий контроль — после за­вершения хозяйственной операции и позволяет корректировать получен­ный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских про­водок, охватывающих все аспекты движения и хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция характеризуется непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на торго­вом предприятии.

4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и ана­лизом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстан­ции для принятия ответственных решений.

5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предпри­ятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности торгового предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансо­вой политики предприятия.

Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйст­венных средств. Словарем этого языка служит План счетов бухгалтерского учета и набор типовых проводок хозяйственных операций.


Бухгалтерский учет ООО «ТК Радуга» ведется в бухгалтерии, структурном подразделении возлагаемым главным бухгалтером.

Структура бухгалтерии торговой компании и организация дела в ней формируются таким образом, чтобы обеспечить выполнение учетных за­дач в минимальные сроки и с высоким качеством.

Главные задачи бухгалтерского учета в торговой компании «Радуга», являются:

- предоставлять полную и точную информацию своему руководству о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических си­туациях в сфере договорных отношений и в области товарных поста­вок, о нарастающем дефиците денежных средств;

- осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебито­рами и кредиторами, с сотрудниками торгового предприятия по опла­те труда и по средствам, выданным в подотчет;

- контролировать работу материально ответственных лиц торгового предприятия;

- отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предпри­ятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту торгового предприятия;

- выполнять и представлять в срок в государственные контролирующие органы полный и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.

Абсолютную ответственность перед коммерческим директором в ООО «Торговой компании Радуга» за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финан­совая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация повседневной, подчас рутинной учетной работы и контроль за ее выполнением.

Дополнительные условия, которые необходимы для достижения про­гнозируемого финансового результата:

1) ведущая роль бухгалтера на предприятии и его признанный авторитет в глазах руководителя;

2) четкие и отлаженные договорные отношения предприятия с дебито­рами, кредиторами и финансовыми институтами;

3) деловые, партнерские и согласованные взаимодействия предприятия (через главного бухгалтера или его заместителя) с налоговой службой и другими контролирующими государственными органами;

4) выверенный, точный и оперативный механизм бухгалтерского и нало­гового учета на предприятии.

В «Торговой компании Радуга» за организацию графика документооборота отвечает главный бухгалтер, который своим распоряжением по бухгалтерии обязывает принимать только те документы, которые оформлены в установленном порядке. Требование главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. График документооборота утверждается приказом коммерческого директора торговой компании.