Файл: Анализ организационной культуры (Теоретические аспекты понятия организационной культуры).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты понятия организационной культуры
Сущность организационной культуры
Организационная культура как фактор реализации стратегии организации
Зарубежный подход к исследованию организационной культуры
Особенности организационной культуры в российских компаниях
Экспорт корпоративной культуры[4,с.55]
Анализ организационной культуры в ООО «Сделай своими руками»
Руководящий состав новых магазинов формируется задолго до их открытия, и, как правило, почти все управленческие вакансии закрываются «внутренними» кандидатами, чей профессиональный рост начинается с первого дня работы. Компания заинтересована в том, чтобы люди оставались в ней надолго и строили успешную карьеру. За несколько лет сотрудник может пройти путь от продавца до управленца. Основные принципы карьерного продвижения заложены в одной из важнейших программ компании – «Система управления талантами». [22]
С первого дня работы для новых сотрудников создаются условия для комфортной адаптации на рабочем месте. Вводная программа обучения «Школа сервиса» помогает узнать больше о стандартах компании, бизнес-процессах, связанных с работой магазинов, и корпоративной культуре. По завершении программы следует сдача экзамена.
Работая в «ОБИ», сотрудники постоянно совершенствуют свои навыки и обретают новые знания. В компании развит институт наставничества – каждый новый член коллектива получает поддержку более опытного коллеги, который помогает ему быстрее адаптироваться и изучить все детали работы. Наставники проходят обучение и ежемесячно встречаются со своими кураторами. Сотрудник, ставший успешным наставником, может рассчитывать на карьерный рост и позицию старшего специалиста.
Большой вклад в процесс обучения сотрудников «ОБИ» вносят внутренние тренеры. Это директора магазинов, их заместители, начальники отделов, сотрудники по работе с персоналом. Сегодня в компании работают 124 тренера, подготовка которых проходит по специально разработанным программам. [22]
Подобный системный подход к обучению и развитию персонала, безусловно, способствует повышению такого показателя, как вовлеченность. По результатам опроса сотрудников, который проводила компания AonHewitt – мировой лидер в области HR-консалтинга, – «ОБИ» вошла в первую десятку рейтинга из 73 компаний по уровню вовлеченности. Данный показатель в «ОБИ» Россия в течение ряда лет демонстрирует стабильный рост.
14 ноября 2014 г. в рамках PeopleManagementReForum «WinningTheHearts» Russia состоялось оглашение результатов ежегодного исследования «Лучшие работодатели 2014», проводимого крупнейшей HR-консалтинговой компанией AON Hewitt. Согласно рейтингу, компания «ОБИ» второй год подряд была признана лучшим работодателем в ритейле и заняла третье место в ТОП-10лучших работодателей года в России, оказавшись в одном ряду с крупнейшими компаниями в сфере IT, фармацевтики и производства. Стоит отметить, что «ОБИ» вновь оказалась единственным DIY-ритейлером, вошедшим в первую десятку рейтинга российских компаний (в 2013 г. компания была на 8-м месте), а также самой большой компанией по численности сотрудников.
Исследование «Лучшие работодатели России» проводится с 2006 г. и позволяет определить способы достижения значительного преимущества в сфере человеческих ресурсов, выявить факторы, повышающие привлекательность компании для работников и составить объективный список лучших работодателей России. В этом году в исследовании приняли участие 106 российских и международных компаний. В ходе исследования были опрошены 274 292 сотрудника и 1 383 топ-менеджера.
Со стороны «ОБИ» в опросе приняли участие 4 300 сотрудников, что составляет 87% от общей численности персонала. Сотрудникам всех уровней — от топ-менеджмента до линейного персонала — было предложено дать свою оценку по следующим пунктам: вовлеченность сотрудников, доверие руководству компании, культура эффективности, бренд работодателя, устойчивое развитие и согласованность стратегии.
Результаты исследования превысили все ожидания. Уровень вовлеченности, один главных показателей эффективности управления персоналом и удовлетворенности сотрудников своей работой в компании, составил 84%.
Вовлечённая команда – залог успеха любого бизнеса. Это ценный актив и конкурентное преимущество «ОБИ». Организация инвестирует значительные средства в обучение сотрудников, в их профессиональное развитие.[22,с.12]
Не имеющий аналогов комплексный инструмент развития менеджеров – проект «Ритейл Менеджер» или сокращенно «Ритмен» – был реализован «ОБИ» в виде компьютерной бизнес-симуляции. Каждый участник игры может почувствовать себя в роли директора виртуального гипермаркета «ОБИ»: освоить бизнес-процессы, управлять продажами, логистикой, административными издержками и персоналом, опробовать различные стратегии в управлении.
За два «игровых» года директор должен добиться максимальной прибыли своего магазина. При этом задачи бизнес-игры соответствуют реальным ситуациям: от проведения инвентаризации до урегулирования претензий покупателей. Таким образом, участники игры не только приобретают опыт в различных направлениях бизнеса, но и учатся расставлять приоритеты, самостоятельно принимать решения и просчитывать возможные риски.
Таким образом, в добавление к традиционным тренингам организация ввела инновационный для отрасли инструмент по обучению персонала – компьютерную бизнес-симуляцию. Игра вызывает большой интерес у сотрудников и желание применять наиболее эффективные решения на практике.
В 2017 году показатель вовлеченности сотрудников «ОБИ» составил 91%, что на 7% выше показателя 2016 года. И, безусловно, в этом отчасти есть заслуга проекта «Ритмен», который позволяет понять и прочувствовать масштаб бизнеса, овладеть комплексным подходом к решению задач.
Сотрудники «ОБИ» - профессионалы в области благоустройства дома и всегда стремятся расширять свойпотенциал. Именно поэтому руководство компании уделяет большое внимание развитию и обучению сотрудников. Сотрудники «ОБИ» имеют отличную возможность повышать квалификацию уже с первых дней работы в компании.
В течение обучения новые сотрудники знакомятся с преимуществами и особенностями компании «ОБИ», правилами клиентоориентированности, устройством и структурой гипермаркетов, многочисленным ассортиментом. Помимо этого знакомятся с функциями своего отдела и уже делают первые шаги в их выполнении.
В компании существует четкая должностная градация: сотрудники I и II категории, старшие продавцы, начальники отдела, заместители директора и директор магазина. Существует четкое описание, что нужно сделать, чтобы перейти на очередную ступень. [22,с.24]
Таким образом, можно сделать вывод, что в «ОБИ» по возрастному составу основную массу работников составляют работники в возрасте 25-35 лет. По уровню образования преобладают работники со средним специальным образованием. Основная доля в общей структуре персонала приходится на категорию специалистов.
Сотрудники «ОБИ» – главная ценность компании. Большое внимание уделяется обучению и совершенствованию профессиональных навыков специалистов. Вовлечённая команда – это конкурентное преимущество торговой сети «ОБИ».
Сеть гипермаркетов «ОБИ» второй год подряд признана лучшим работодателем в ритейле за высокий уровень вовлеченности сотрудников. Руководство уверено, что вовлеченная команда – залог успеха и конкурентное преимущество компании. Можно сказать, что вовлеченный сотрудник равно понятию «мотивированный сотрудник».
Измерение вовлеченности проводится также внутри самой компании и охватывает шесть групп: персонал, работа, возможности, качество жизни, признание и деятельность компании. В конце года в каждом гипермаркете и отделе центрального офиса «ОБИ» проводятся сессии, на которых сотрудники обсуждают сильные стороны и области развития подразделений. По итогам сессий составляются планы повышения вовлеченности, по которым сотрудники работают в течение года. Если определенный фактор «проседает», идет совместный поиск решения по его улучшению.
Например, в одном из отделов отмечается низкий показатель фактора «признание», люди считают, что их работу не замечают и не ценят. Чаще всего такое ощущение возникает из-за того, что о достижениях отдела нигде не рассказывается, и никто о них не знает. Для решения этой проблемы в «ОБИ» существуют еженедельные «Пятничные новости», которые сотрудники получают по корпоративной почте. Новости для этого канала коммуникации формируют сами сотрудники. Как правило, это новости отдела, результаты или анонсы проектов, важные события в жизни магазинов. Как показывает практика, это очень эффективное решение. [22,с.12]
Среди факторов, повышающих привлекательность компании, сотрудники «ОБИ» отмечают наличие полностью «белой» стабильной зарплаты, обеспечение социальным пакетом, стабильные и прозрачные схемы заработка и карьерного роста, профессиональное обучение и развитие, сплоченную команду.
В «ОБИ» принято Положение об оплате труда, в основе которого лежит повременно-премиальная система оплаты труда по утвержденным окладам с учетом фактически проработанного времени за месяц, а также премий по итогам работы за отчетный период. Должностной оклад определяется штатным расписанием и выплачивается за добросовестное выполнение работ, зафиксированных в должностной инструкции. Размер премии, выплачиваемой по итогам работы за период (месяц), зависит от категории работника, роста продаж, а также прохождение проверки «Тайный покупатель», что не является сильным мотивирующим фактором, так как выплачиваемая каждый месяц премия по категории становится частью заработной платы, рост продаж, а также прохождение проверки «Тайный покупатель» зависит от работы сотрудниковв совокупности, что лишает ее исключительности, следовательно, и стимулирующего воздействия.
Денежная мотивация по своей природе является «ненасыщяемой», а человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивировал его на высокую трудовую отдачу, очень скоро становится привычным, теряя свою побудительную силу. [23,с.35] Поэтому в «ОБИ» уделяется внимание моральному поощрению работников. Используется широкий спектр средств корпоративного награждения: вручение почетных грамот, поощрение в связи с Днем защитника Отечества, Международным женским днем. К Новому Году все работники организации получают подарки.
С целью выявления удовлетворенностью системой корпоративного награждения работниками был проведен анонимный опрос в одном из гипермаркетов организации. Было проведено анкетирование среди персонала в количестве 508 человек. В таблицах приведены вопроса анкетирования и структура ответов.
Таблица 1 - Структура анкетного опроса сотрудников
1 |
Руководитель моего подразделения регулярно посещает производство и общается с подчиненными |
да |
нет |
2 |
Отдел персонала проводит для меня вступительные тренинги, а также организовывает обучение на рабочем месте или вне его, если таковое было запланировано руководителем моего подразделения |
да |
нет |
3 |
Существующие вакансии закрываются в компании в соответствие с внутренними правилами закрытия вакансии |
да |
нет |
4 |
Я могу рассматривать свое вознаграждение за труд как конкурентоспособное по отношению к вознаграждению компаний-конкурентов |
да |
нет |
5 |
Мой непосредственный руководитель оценивает справедливо мой вклад в работу |
да |
нет |
Таблица 2 - Структура ответов сотрудников
Номер |
Да |
Нет |
Нет ответа |
1 |
462 |
38 |
8 |
2 |
458 |
35 |
15 |
3 |
457 |
39 |
12 |
4 |
335 |
145 |
28 |
5 |
454 |
44 |
10 |
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что 28,5% ответивших не рассматривают свое вознаграждение за труд как конкурентоспособное по отношению к вознаграждению компаний-конкурентов. Данное утверждение показывает, что в организации большой процент работников не удовлетворены системой корпоративного вознаграждения работников организации.
Неотъемлемая часть корпоративной культуры «ОБИ Россия» – конкурсы. Ежемесячно в каждом магазине проводятся конкурсы «Лучший отдел», «Лучший сотрудник», «Лучший кассир», «Лучший мастер-консультант» и ряд других. Ряд конкурсов проходят поэтапно – на уровне магазина, региона и финал на уровне всей компании. К таким относится, например, конкурс «Лучший наставник».
Существуют свои системы премирования для разных категорий сотрудников. Руководящий состав получает годовую премию, которая выплачивается в марте по финансовым показателям работы компании. У рядового состава – ежемесячная премия. Основные показатели для премирования: уровень обслуживания клиентов, рост среднего чека и продаж.
В компании считают, что у сотрудников должна быть возможность зарабатывать больше. Например, действует программа «Я рекомендую», когда сотрудник приводит кандидата на ту или иную должность. Если кандидат проходит все этапы собеседования и испытательный срок, человек, рекомендовавший его, получает премию. Существуют также премии на высокий сезон, по результатам оценки «тайным покупателем» и т.д.
Также запущен проект «Охота за покупателем», в рамках которого увеличена ежемесячная премия сотрудникам, в то время как многие компании, наоборот, сокращают заработные платы.
В рамках проекта «Настрой победителя» будут реализовываться инициативы, направленные на повышение информирования и мотивации.
В компании креативно подошли к пропаганде карьерного роста. Например, раз в квартал издается TalentExpress в виде большого яркого плаката с изображением сотрудников, получивших повышение. Портреты обыгрываются в разной стилистике, например, Олимпийских игр и прочего.
Постеры и плакаты являются хорошим способом воздействия на персонал.