Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия. Цели, задачи и нормативное регулирование учета денежных средств.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Цели, задачи и нормативное регулирование учета денежных средств
1.1 Цели, задачи учета денежных средств
1.2 Нормативное регулирование учета денежных средств
1.3. Документальное оформление учета денежных средств
Глава 2 Учет денежных средств в кассе ООО«БОГЕР ГмбХ»
2.1 Характеристика организации и ее учетная политика
2.2 Бухгалтерский учет денежных средств в кассе
Рис.3. Структура бухгалтерии ООО «БОГЕР ГмбХ»
Главный бухгалтер организации не имеет права принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. Ответственность за обеспечение сохранности бухгалтерской информации и несанкционированного доступа возлагается на директора организации.
Бухгалтерский учет ведется по плану счетов, утвержденным в организации, с открытием субсчетов и организацией аналитического учета.
Из локальных документов организации в своей деятельности сотрудники бухгалтерии руководствуются Положением о бухгалтерии, а также должностными инструкциями. На предприятии ведется автоматизированная форма учета с использованием программного продукта «1С: Предприятие 7.7».
Отличительные черты данной конфигурации 1С:
- широкий опыт использования на предприятиях различных видов деятельности;
- ведение основных разделов оперативного управленческого учета и всех разделов бухгалтерского учета;
- высокая степень автоматизации и детализации учета;
- тесная интеграция оперативного и бухгалтерского учета;
- широкие возможности анализа данных для руководителей и бухгалтеров.
Конфигурация включает разнообразные отчеты, предназначенные для получения как управленческой, так и бухгалтерской информации. Отчеты по оперативному учету позволяют быстро получать такую информацию, как остатки складских запасов, незавершенного производства, задолженности контрагентов, а также проводить детальный анализ себестоимости продукции, взаиморасчетов, планов и т.п.
Набор отчетов для анализа остатков и движений по счетам бухгалтерского учета позволяет бухгалтеру легко ориентироваться в проводках. К таким отчетам относятся: оборотно-сальдовая ведомость, главная книга, карточки учета и другие. Полный набор бухгалтерских и налоговых регламентированных отчетов позволяет существенно облегчить сдачу отчетности.
На предприятии установлена также справочная компьютерная система “Консультант Плюс”. Информационный банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и учета.
Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Плюс” позволяет добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономится огромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.
Методологической основной ведения бухгалтерского учета в ООО «БОГЕР ГмбХ» на локальном уровне является его учетная политика. В настоящее время учетная политика является одним из главных элементов документооборота любой организации.
Модель учета в программе «1С: Бухгалтерия 7.7» представлена на рис. 4.
Регистры налогового учета
Налоговая декларация
Регистры бухгалтерского учета
Бухгалтерская отчетность
Первичные документы
Рис. 4. Модель учета в «1С: Бухгалтерия 7.7»
Под отражением операций в системе бухгалтерского учета понимается формирование бухгалтерских проводок, в которых корреспондирующими являются балансовые счета Плана счетов. Собственно регистры бухгалтерского учета в их классическом понимании в типовых конфигурациях, поддерживаемых компонентой «Бухгалтерский учет», получают с помощью стандартных и специализированных отчетов по данным на синтетических и аналитических счетах. К регистрам бухгалтерского учета относятся журналы-ордера, ведомости, карточки счетов и другие.
Отражение операций в налоговом учете имеет принципиальное отличие. Оно заключается в том, что обобщение и группировка данных производится без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Поэтому регистры налогового учета представляют собой группу самостоятельных специализированных отчетов, формируемых по данным налогового учета. В полном соответствии по порядку ведения и составу показателей, формируются следующие регистры: регистры учета хозяйственных операций, регистры промежуточных расчетов, регистры учета состояния единицы налогового учета, регистры формирования отчетных данных. В состав конфигурации программы «1С: Бухгалтерия 7.7.» включена декларация по налогу на прибыль организаций - полная форма, с учетом изменений и дополнений налогового законодательства.
На предприятии установлена также справочная компьютерная система “Консультант Плюс”. Информационный банк системы включает в себя нормативные акты, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение, а также консультации квалифицированных специалистов по наиболее часто встречающимся в практике бухгалтеров вопросам налогообложения и учета.
Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Плюс” позволяет добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использовании средств вычислительной техники экономится огромное количество времени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.
Свод данных осуществляется в главном компьютере, часть информации распечатывается и хранится на предприятии на бумажных носителях.
Автоматизация учета обеспечивает информацией пользователей по запросу в разрезе, требуемом для управления, контроля и составления отчетности.
Учетная политика для целей учета в ООО «БОГЕР ГмбХ» сформирована главным бухгалтером в виде отдельного документа и утверждена распоряжением руководителя организации. При формировании учетной политики учитывалась специфика деятельности организации и другие факторы, связанные с задачами управления. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировке и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности 10.
Учетная политика ООО «БОГЕР Гмбх» разработана на основании Федерального закона №129 «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» и других нормативных документов.
Учетная политика предприятия состоит из следующих разделов:
- общие положения;
- выбранные варианты методики учета;
- налоговой политики;
- технический аспект;
- организационный аспект;
- документальное оформление и контроль учетной политики.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
В отношении учета денежных средств в учетной политике должно быть отражено следующее:
- график документооборота кассовых и банковских документов;
- порядок проведения инвентаризации кассы;
- установление лимита остатка;
- порядок пересчета стоимости иностранной валюты (если организация производит операции с иностранной валютой).
Основными моментами учетной политики предприятия являются:
- форма ведения бухгалтерского учета – машиноориентированная, бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией;
- амортизация по объектам основных средств и нематериальных активов как в целях бухгалтерского, так и в целях налогового учета, начисляется линейным способом;
- в случае, если срок полезного использования нематериальных активов установить невозможно, то используют нормативно установленный период – 20 лет;
- учет заготовления и приобретения материальных ресурсов ведется без использования счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;
- фактическая себестоимость списываемых материальных ресурсов рассчитывается по средней себестоимости;
- расходы по заготовке и доставке товаров учитываются в стоимости их приобретения;
- при продаже товаров их стоимость списывается по средней себестоимости;
- затраты, собранные на счете 44 «Расходы на продажу» в конце отчетного периода распределяются между видами деятельности пропорционально выручке от продажи товаров;
- затраты на ремонт основных средств включаются в состав себестоимости или издержек обращения;
- резервы предстоящих расходов и платежей не создаются;
- на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организация может создавать резерв по сомнительным долгам по расчетам с другими предприятиями;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» не применяется;
- датой реализации для исчисления НДС является дата отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
2.2 Бухгалтерский учет денежных средств в кассе
Все операции по кассе в ООО «БОГЕР ГмбХ» ведет кассир, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Лимит наличных денежных средств составляет 10 000 рублей. Суммы сверх лимита сдаются на расчетный счет ООО «БОГЕР ГмбХ» в ОАО ГБ «Нижний Новгород». Денежные средства сверх установленных лимитов хранятся в течение трех дней только для выдачи заработной платы. Инвентаризация кассовой наличности проводится не реже одного раза в месяц и оформляется актом инвентаризации наличных денежных средств. Инвентаризация проводится при обязательном присутствии материально-ответственного лица – кассира. В соответствии с Методическими указаниями по проведению инвентаризации и финансовых обязательств, целями инвентаризации являются:
- выявления фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Выявленные излишки наличных денег в ООО «БОГЕР ГмбХ» приходуются с зачислением в доход предприятия:
Д 50-1 «Касса» К91-1 «Прочие доходы»
В случае выявления недостач составляется проводка:
Д 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» К 50-1 «Касса»
Данные суммы подлежат взысканию с материально-ответственного лица (кассира):
Д 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» К 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Основанием для отражения в бухгалтерском учете (учетных регистрах) движения наличных денежных средств служат первичные документы.
Поступление денег в кассу ООО «БОГЕР Гмбх» производится в основном с расчетного счета (на выдачу заработной платы) и от подотчетных лиц (возврат неиспользованных сумм). Все операции по поступлению денежных средств оформляются приходными кассовыми ордерами по типовой форме. Наличные деньги, полученные кассиром, расходуются только на те цели, на которые они получены: на выдачу заработной платы, на командировочные, операционные, хозяйственные и другие расходы.
Выбытие денежных средств из кассы оформляется расходными кассовыми ордерами. Сдача сверхлимитных сумм на расчетный счет производится бухгалтером в течение одного дня по объявлению на взнос наличными.
В обязанность кассира входит ведение кассовой книги (форма № КО-4). Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
Предприятие ведет только одну кассовую книгу. В кассовых документах не допускается никаких подчисток, помарок и исправлений. Данные в кассовую книгу заносятся бухгалтером-кассиром на основании первичных документов.
Денежные средства на расчетном счете учитываются на активном балансовом счете 51 «Расчетные счета». В ООО «БОГЕР ГмбХ» открыт расчетный счет в ОАО «НБД-банк».
В соответствии с Положением № 2-П «О безналичных расчетах», существуют следующие виды безналичных расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты платежными требованиями;
- расчеты по инкассо;
- расчеты чеками;
- аккредитивная форма расчетов.
На сегодняшний день ООО «БОГЕР ГмбХ» применяет только расчеты платежными поручениями и платежными требованиями. При расчетах платежными поручениями владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения используются для предварительной и последующей оплаты товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Порядок расчетов платежными поручениями представлен на рис. 5.
Поставщик
(получатель)
Покупатель
(плательщик)
Банк
поставщика
(получателя)
Банк
покупателя
(плательщика)
1
2
3
4
5
6
Рис. 5. Схема расчетов платежными поручениями
- Между поставщиком и покупателем заключается договор-контракт.
- Поставщик отгружает продукцию покупателю (выполняет работы, оказывает услуги).
- Покупатель передает платежное поручение о перечислении суммы средств со своего расчетного счета на счет получателя.
- Банк передает покупателю выписку с расчетного счета о списании денежных средств.
- Банк плательщика передает платежное поручение банку поставщика и перечисляет денежные средства на его расчетный счет.
- Банк поставщика передает выписку из расчетного счета о зачислении суммы платежа.
Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 № 2-П. Порядок расчетов платежными требованиями представлен на рис.6.
Поставщик
(кредитор)
Покупатель
(плательщик)
Банк поставщика
(эмитент)
Банк
покупателя