Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия. Цели, задачи и нормативное регулирование учета денежных средств.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Цели, задачи и нормативное регулирование учета денежных средств
1.1 Цели, задачи учета денежных средств
1.2 Нормативное регулирование учета денежных средств
1.3. Документальное оформление учета денежных средств
Глава 2 Учет денежных средств в кассе ООО«БОГЕР ГмбХ»
2.1 Характеристика организации и ее учетная политика
2.2 Бухгалтерский учет денежных средств в кассе
плательщика — о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
получателя — о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.
В Положении Центрального банка РФ изложены требования к оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации (расчетные документы (кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускаются исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные Положением, и др.).
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.
Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также договорами банков с клиентами.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:
а) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
б) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
в) в целях возврата / размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процента по ним;
г) по распоряжению физических лиц или в пользу физических лиц.
д) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия де нежных средств на счет плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств в очередности установленной законодательством.
Положением ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 г. № 2-П установлена новая форма бланка платежного поручения, которая должна применяться с 1 ноября 2000 г.
Расчеты по инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений. Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором плательщика с его контрагентом.
Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней). При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежного требования по основаниям, предусмотренным в договоре.
Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной, досрочной поставки товаров или досрочного оказания услуг, предъявления поставщиком бестоварного требования, отсутствия утвержденных или согласованных в установленном порядке цен на товары и услуги и др. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, допущении арифметических ошибок в требовании или товарно-транспортном документе, поступлении части незаказанной, недоброкачественной, нестандартной продукции и др.
Отказ плательщика от оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта установленной формы, которое составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями соответствующих должностных лиц и оттиском печати плательщика.
При полном отказе от акцепта платежное требование в тот же день возвращается банку-эмитенту вместе со вторым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возврата получателю средств. Первый экземпляр заявления вместе с копией платежного требования остается в банке плательщика, а третий экземпляр заявления возвращается плательщику.
При частичном отказе от акцепта платежное требование оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком. Первый экземпляр заявления об отказе от акцепта вместе с первым экземпляром платежного требования остаются в банке плательщика, второй экземпляр заявления направляется в банк эмитента, а третий экземпляр возвращается плательщику.
Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик.
При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и на следующий рабочий день после истечения срока оплаты оплачиваются со счетов плательщика, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счете оплачиваются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
Схема документооборота при расчете платежными требованиями с использованием предварительного акцепта приведена на рисунке 1.
Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение поставщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет поставщика (5 дней на акцепт и двойной срок почтового пробега).
Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми в безакцептном порядке, производятся, как правило, на основании соответствующих законов. В этом случае получатель должен указать в платежном требовании номер, дату принятия и название соответствующего закона. Как правило, со счетов плательщика без акцепта оплачивают требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
Рис.1. Документооборот при расчете платежными требованиями:
1 — отправка документов, подтверждающих отгрузку товара;
2 — сдача платежного требования в четырех или трех экземплярах на инкассо;
3 — отправка платежного требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика;
4 — извещение покупателя о поступлении платежного требования-поручения;
5 — отправка покупателю оплаченного платежного требования-поручения;
6 — извещение об оплате покупателем счета;
7 — перечисление платежа за счет поставщика и извещение об этом поставщика.
Инкассовые поручения применяются:
а) если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;
б) для взыскания по исполнительным документам;
в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
Инкассовое поручение составляется по установленной Положением[4] форме. В поручении должна быть сделана ссылка на соответствующий закон, исполнительный документ или договор. К поручению должен быть приложен подлинник исполнительного документа или его дубликат.
При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
а) по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскивания;
б) при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
в) по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
При расчетах платежными поручениями и расчетах по инкассо расчеты у поставщиков отражают как продажу продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.
Глава 2 Учет денежных средств в кассе ООО«БОГЕР ГмбХ»
2.1 Характеристика организации и ее учетная политика
ООО «БОГЕР ГмбХ» - коммерческое предприятие, находящееся по адресу 603000 г. Нижний Новгород, пл.Горького, д.6. Организация несет полную ответственность за результаты своей деятельности.
Размер предприятия определяют: объем товарооборота, численность работников, занимаемая площадь.
Предприятие занимается оптовой продажей продуктами питания.
Основными группами товаров ООО «БОГЕР ГмбХ» являются:
- кондитерские изделия;
- макаронные изделия;
- кофе натуральный;
- морские деликатесы.
Основной целью ООО «БОГЕР ГмбХ» является получение прибыли от своей деятельности для удовлетворения материальных, трудовых и социальных потребностей участников и работников.
Налогообложение и контроль за финансовой деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
ООО «БОГЕР ГмбХ» в своей работе ориентируется в основном на обеспеченный сегмент рынка, к которому принадлежит большинство потенциальных покупателей данного района. Структура ООО «БОГЕР ГмбХ» представлена на рис. 2.
Генеральный директор осуществляет общее руководство предприятием, несет полную ответственность за его деятельность, организует взаимодействие всех структурных подразделений, обеспечивает выполнение всех принимаемых предприятием обязательств, включая обязательства перед бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, осуществляет контроль за соблюдением законности в деятельности всех служб, защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти.
Генеральный директор
Финансовый директор
Главный бухгалтер
Экономист
Бухгалтерия
Кассир
Продавцы
Менеджеры
Юридический отдел
Коммерческий отдел
Рис. 2. Организационная структура ООО «БОГЕР ГмбХ»
В ООО «БОГЕР ГмбХ» бухгалтерская служба учреждена как структурное подразделение, которое возглавляется главным бухгалтером.
Ее штатная численность – 3 чел. (два бухгалтера и один бухгалтер-кассир). Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, а главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах всех хозяйственных операций. Совместно с руководителем главный бухгалтер организации подписывает документы, служащие основанием для приемки товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетно-кредитных и финансовых обязательств.
Структура бухгалтерии ООО «БОГЕР ГмбХ» представлена на рис 3.
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР |
||||||||||||||
1. |
Денежные средства (сч.52,57,55) |
|||||||||||||
2. |
Расчеты с учредителями (сч.75) |
|||||||||||||
3. |
Расчеты по займам и кредитам (сч.66,67) |
|||||||||||||
и расчетам по претензиям (сч.63) |
||||||||||||||
4. |
Капитал (сч.80,82,83,84) |
|||||||||||||
5. |
Затраты (сч.20,26,43) |
|||||||||||||
6. |
Финансовый результат |
|||||||||||||
(сч.90,91,97,98,99) |
||||||||||||||
7. |
Контроль за ведением |
|||||||||||||
бухгалтерского и налогового учета |
||||||||||||||
8. |
Статистическая отчетность |
|||||||||||||
9. |
Бухгалтерская и налоговая отчетность |
|||||||||||||
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА |
||||||||||||||
1. Анализ статей расходов по БУ (сч. 20,26,44,43) |
||||||||||||||
2. Закрытие счетов в конце месяца |
||||||||||||||
3. Налоговый учет доходов и расходов |
||||||||||||||
4. Подготовка и сдача отчетов, расчетов, деклараций по налогам и сборам |
||||||||||||||
5. Расчеты по налогам и сборам (сч.68) |
||||||||||||||
6. Сверка расчетов |
с ИМНС |
|||||||||||||
БУХГАЛТЕР |
БУХГАЛТЕР |
БУХГАЛТЕР-КАССИР |
||||||||||||
По расчетам с персона-лом и расчетам с покупателями |
По производственному учету |
Работа с банком, кассой |
||||||||||||
с подотчетными лицами |
||||||||||||||
1 Расчеты по оплате труда |
1. Учет активов, МПЗ (сч.01,02,04,05,08,10,1) 2. Затраты на производство (сч.26 ,44) 3. Учет товаров (сч. 41, 42) 4. Расходы будущих периодов (сч. 97) 5.Расчеты с поставщиками (сч.60) |
1. Касса (сч.50) 2. Работа с банками 3, Денежные средства (сч. 51,55) 4. Работа с фондами, статистикой, налоговой и другая работа по передаче документов 5. Занесение информации по счетам к оплате 6. Расчеты с подотчетными лицами (сч.71) |
||||||||||||
труда (сч.70) |
||||||||||||||
2. Расчеты с ппеперсоналом |
||||||||||||||
персоналом по пр. оп. |
||||||||||||||
3 .Отчеты, декларации по |
||||||||||||||
Страховым взносам, НДФЛ, сверка с |
||||||||||||||
ИМНС и фондами по |
||||||||||||||
расчетам |
||||||||||||||
4. Расчеты с прочими |
||||||||||||||
дебиторами и кредиторами |
||||||||||||||
кредиторами (сч. 76) |
||||||||||||||
5. Расчеты с покупате-лями и заказчиками (сч. 62) |
||||||||||||||