Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в действующем Гражданском кодексе РФ впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. ГК устанавливает основные принципиальные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом ГК вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.
Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.
Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Цель работы – исследование института юридического лица при рассмотрении видов юридических лиц по российскому законодательству.
Задачи работы:
-рассмотреть общую характеристику юридического лица;
-раскрыть критерии его классификации;
-рассмотреть отдельные виды юридических лиц.
Объектом исследования является юридическое лицо.
Предметом исследования выступают виды и классификация юридических лиц.
При написании были использованы нормативные акты, учебники и учебные пособия по гражданскому праву, исследования юридического лица в российском законодательстве.
1. Общая характеристика юридических лиц по законодательству Российской Федерации
1.1 Понятие юридического лица
Правовой институт юридического лица представляет собой систему правовых норм, устанавливающих порядок возникновения, реорганизации и ликвидации юридических лиц, определяющих правосубъектность юридических лиц, формы и порядок деятельности их органов, а также особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.
Наиболее важные нормы о юридических лицах включены в гл. 4 ГК (ст. ст. 48 - 123.28). Кроме того, нормы о юридических лицах содержатся в Законе о регистрации юридических лиц, Законе об акционерных обществах, Законе об обществах с ограниченной ответственностью, Законе об унитарных предприятиях, Законе о производственных кооперативах и др. (очень крупный институт).
Юридическое лицо как субъект гражданского права представляет собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В связи с принятием огромного количества новых норм изменения затронули практически все гражданское законодательство, однако, представляется, что одними из самых значительных были изменения в правовом регулировании юридических лиц. По сути можно говорить о принятии нового Гражданского кодекса РФ. Этот термин и будет использован ниже.
В новом ГК закреплена идея об основополагающей роли общих норм ГК о юридических лицах. Таким образом, все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. Из этого также следует, что специальные законы, посвященные юридическим лицам, в той или иной степени сохранятся.
Изменения были введены Федеральным законом от 05 мая 2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Указанный закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. Исключение составили положения абзаца второго подпункта "г" пункта 3 статьи 1, которые вступили в силу с момента официального опубликования, то есть с 5 мая 2014 г. В указанном абзаце сказано, что к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
С этого момента юридические лица должны будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных гл. 4 ГК РФ. Что касается созданных ранее юридических лиц, то они должны будут привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями только при первом изменении учредительных документов. До приведения в соответствие данные документы будут действовать в части, не противоречащей новой редакции гл. 4 ГК РФ. При регистрации изменений учредительных документов госпошлина взиматься не будет.
При этом со дня вступления в силу ГК к созданным до его вступления в силу юридическим лицам применяются соответственно нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в последней редакции:
1) к обществам с дополнительной ответственностью - об обществах с ограниченной ответственностью (статьи 87-90, 92-94);
2) к сбытовым (торговым) потребительским кооперативам - о производственных кооперативах (статьи 106.1-106.6);
3) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);
4) к политическим партиям, к созданным в качестве юридических лиц профессиональным союзам (профсоюзным организациям), общественным движениям, органам общественной самодеятельности и территориальным общественным самоуправлениям - об общественных организациях (статьи 123.4-123.7);
5) к некоммерческим партнерствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8-123.11);
6) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12-123.14);
7) к общественным и благотворительным фондам - о фондах (статьи 123.17-123.20);
8) к государственным академиям наук - о государственных учреждениях (статьи 123.21 и 123.22);
9) к общественным учреждениям - о частных учреждениях (статьи 123.21 и 123.23).
Как было отмечено в литературе, необходимость внесения изменений в правовое регулирование деятельности юридических лиц была обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить: необходимость упрощения и унификации законодательного регулирования в этой области; устранение множественности действующих здесь законов и их взаимных противоречий; повышение роли ГК РФ в регулировании статуса юридических лиц*(1). Таким образом, вносимые изменения и дополнения направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, прежде всего, путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц.
Следует также учитывать, что до принятия нового ГК правовой статус юридических лиц регулировался целым рядом других федеральных законов, которые нередко противоречили друг другу. В связи с этим было необходимо создать для юридических своего рода общую часть, которая распространялась бы на все виды юридических лиц. При этом сама классификация как видов юридических лиц, так и организационно-правовых форм также требовала изменений.
Поскольку Гражданский кодекс РФ является в настоящее время основным нормативным актом, регулирующим деятельность юридических лиц, значительное внимание в нем уделяется конкретным видам юридических лиц, в том числе и тем, которые ранее ГК не регулировались.
Весь массив норм, регулирующих деятельность юридических лиц в ГК, делится на две группы: общие положения ГК и специальные нормы, посвященные отдельным видам юридических лиц. По существу можно говорить о наличии применительно к юридическим лицам общей и особенной части.
Нововведения затрагивают изменения в классификации юридических лиц, процедуры создания и ликвидации юридических лиц, перечень учредительных документов и др.
Конкретные меры, направленные на достижение указанных целей, весьма многочисленны. Среди них можно назвать отказ от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых практически полностью дублировался статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью, (которые не получили практического распространения в связи с тем, что на учредителей такого общества ложилась дополнительная имущественная ответственность по обязательствам юридического лица)), классификацией юридических лиц на корпоративные и унитарные, и рядом других, которые будут рассмотрены ниже.
Следует отметить, что автор не ограничивается анализом только изменений в правовом регулировании юридических лиц. Категория юридического лица - явление историческое. При всей своей абстрактности, она подвержена конкретным изменениям в соответствии с коренными сдвигами в социально-экономической жизни общества. Появление и развитие института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усилением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. Появление такого института обусловлено тем, что на определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Поэтому, автор рассмотрит историческую эволюцию юридических лиц как участников гражданского оборота, начиная с момента их появления и кончая современностью.
Вкратце основные изменения в правовом регулировании юридических лиц свелись к следующему.
Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится отдельное правовое регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. Такое деление обусловлено тем, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках), требует более строгого регулирования, поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого лиц, вступающих с ними в гражданско-правовые отношения.