Файл: «Виды юридических лиц».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результатом нововведений в законодательство было с одной стороны появление новых видов юридических лиц, а с другой стороны прекратили свое существование некоторые виды организационно правовых форм юридических лиц. При этом перерегистрация ранее созданных организаций не потребуется. Пошлина за регистрацию изменений в учредительные документы, связанные с нововведениями, взиматься не будет.

Особо следует остановиться на введенном в новой редакции ГК делении юридических лиц на корпоративные и унитарные организации, которое позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций и коммерческих унитарных организаций, и некоммерческих унитарных организаций и некоммерческих корпоративных организаций. Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.

Нововведения также внесены в процедуру образования и прекращения юридических лиц, перечень учредительных документов для создания юридического лица. Был принят и ряд других нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Поскольку Гражданский кодекс РФ является в настоящее время основным нормативным актом, регулирующим деятельность юридических лиц, значительное внимание в нем уделяется конкретным видам юридических лиц, в том числе и тем, которые ранее ГК не регулировались. Вместе с тем, сохраняется применительно к отдельным видам юридических лиц и специальное законодательство. Так, будут продолжать действие такие законы как Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью и др.

Кроме того, особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, хозяйственных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций (п. 7 ст. 66 ГК).

Надо отметить, что некоторые из наиболее обсуждавшихся вопросов, связанных с правовым статусом юридических лиц, так и не получили законодательного разрешения.

Так, бурные дискуссии на стадии принятия нового ГК вызвал вопрос о необходимости выделения в качестве особой разновидности юридических лиц так называемых юридических лица публичного права. Следует учитывать, что в РФ есть значительное количество субъектов со статусом юридического лица, но без определения организационно-правовой формы. Эти юридические лица, как правило, создаются государством для выполнения каких-либо функций, зачастую имеющих государственно-властный характер (например, ЦБ РФ или Академия наук РФ) и выполняющих публичные функции. Следует отметить, что законодательство ряда стран предусматривает их законодательное закрепление в качестве отдельной категории (ФРГ, Голландия, Италия и др.)


Вопрос о необходимости выделения таких юридических лиц в Российской Федерации в особую категорию ставился в литературе давно*(2). Однако, этого сделано не было, что представляется вполне правомерным. Как правильно отметил Е. Суханов, "относительно возможности ее признания в отечественном праве появляется ряд сложных и трудноразрешимых практических вопросов: кто собственник имущества такого юридического лица? Если это государство (публично-правовое образование), то какое право на это имущество у самого юридического лица, каковы его пределы и чем оно будет отвечать перед своими контрагентами? Если же собственником этого имущества считать само юридическое лицо, то это означает необоснованную приватизацию публичного имущества (подобную той, которая фактически уже имеет место при создании госкорпораций и госкомпаний).

Далее, необходимо ли такое юридическое лицо в качестве самостоятельного участника гражданских правоотношений наряду с создавшим его государством (публично-правовым образованием) и не следует ли лишить государство гражданской правосубъектности? Авторы, отстаивающие необходимость этой конструкции, обычно пренебрегают тем обстоятельством, что в отечественном гражданском праве, в отличие от германского гражданского права, отсутствие юридических лиц публичного права традиционно восполняется признанием самостоятельной гражданской правосубъектности за публично-правовым образованием в целом. В конечном итоге все это приводит к выводу об отсутствии практической потребности в признании российским гражданским правом категории юридического лица публичного права" 3.

Вместо этого в ГК говорится о так называемых публично-правовых компаниях (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК). В данном случае речь идет о государственных корпорациях и государственных компаниях, правовой статус которых урегулирован специальным законодательством.

Бурные дискуссии при обсуждении законопроекта изменений в ГК вызвал вопрос о минимальном размере уставного капитала юридических лиц. Действовавшее ранее законодательство предусматривало весьма небольшую сумму в качестве минимального размера уставного капитала (10000 рублей). Все это приводило к появлению так называемых фирм-однодневок, которые нередко использовались для отмывания нечестно нажитых капиталов.

В ходе обсуждения проекта ГК ставился вопрос о повышении минимального размера уставного капитала до 500 тысяч рублей, в том числе в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Однако в конечном итоге размер уставного капитала был повышен только для акционерных обществ.


Следует отметить, что одним из самых обсуждаемых при рассмотрении законопроекта был вопрос о так называемых офшорных компаниях. Под ними понимаются финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра. Оффшоры организуются в странах, которые предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие или предоставление информации о юридическом лице, зарегистрированном в этой стране. К числу таких стран относятся некоторые страны Карибского бассейна, остров Мэн, находящийся рядом с Великобританией и др.

Основным фактором, способствующим возникновению офшорных зон, выступает экономическая отсталость отдельных стран. Страны, исторически обделенные природными и человеческими ресурсами, и имеющие сравнительно малый производственный потенциал, разрешают регистрировать на своей территории иностранные компании, что является для них дополнительным источником бюджетных средств. При этом освобождая данных субъектов от уплаты налогов или облагая налогами по ставкам, размеры которых значительно ниже ставок, действующих в государствах с развитой рыночной экономикой, они таким образом устанавливают особый административно-правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

Оффшорные компании широко применяются российскими физическими и юридическими лицами, прежде всего, для ухода от налогов. Поэтому в средствах массовой информации ставился вопрос о запрете создания российскими юридическими лицами офшорных зон или, по крайней мере, об обязательном указании бенефициаров созданных в них компаний.

Как было отмечено в п. 2.3 Концепции развития законодательства о юридических лицах, действующее законодательство не устанавливает никаких особенностей правоспособности иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах - на территории иностранных государств, предоставляющих льготный режим налогообложения и/или не предусматривающих предоставления или раскрытия информации при проведении операций 4. Между тем, офшорные компании нередко используются для злоупотреблений в гражданском обороте (искусственное создание мнимого добросовестного приобретателя, сокрытие незаконных манипуляций с долями и акциями, рейдерские захваты и т.п.).

Следует также учитывать, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отмечается необходимость создания условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции, а не регистрироваться в офшорах и использовать для разрешения споров, в том числе по вопросам собственности, российскую судебную систему.


Поэтому целесообразно обсудить вопрос о возможности законодательного (императивного) закрепления дополнительного требования для признания российским правопорядком правоспособности офшорных компаний - их регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц с обязательным раскрытием информации об учредителях (участниках) и выгодоприобретателях. Лишь при наличии такой регистрации и раскрытии указанной информации офшорная компания вправе осуществлять свою деятельность на российской территории, в том числе совершать сделки, приобретать имущество в собственность и т.д. Однако этого сделано не было.

Одним из вопросов, вызывавших жаркие дискуссии, был вопрос о так называемых аффилированных лицах. Термин "аффилированное лицо" происходит от английского глагола "affiliate" - присоединяться, соединяться. Юридическое лицо может иметь особую правовую связь с определенными лицами, в силу которой последние прямо или косвенно, самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами могут влиять на принятие решений этим юридическим лицом. Наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами. Так, аффилированность может возникать на основании родственных или семейных связей, подконтрольности одного юридического лица другому, фактической возможность влиять на юридическое лицо в результате их согласованных действий.

Наличие подобных связей нередко приводило к тому, что юридические лица принимали решения, исходя не столько из своих интересов, сколько из интересов аффилированного с ним лица. Все это требовало подробной регламентации в ГК. Аффилированность сегодня является достаточно размытым определением и в ряде случаев практически недоказуема, но в Гражданском кодексе определяющие нормы не появились. Все ограничилось появлением отсылочной нормы об аффилированности и ее правовых последствиях (ст. 53.2 ГК РФ). В указанной статье сказано, что в случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Под законом понимается Закон о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

Новый ГК не содержит указания на такую новую организационно-правовую форму юридических лиц для российского правопорядка, как хозяйственные партнерства (при этом все юридические лица делятся законом на корпоративные и некорпоративные). В то время как Федеральный закон от 03 декабря 2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" вступил в силу с 1 июля 2012 года (то есть совсем недавно), а основная часть положений закона вступила в силу с 1 сентября 2013 года.


Считалось, что основной причиной появления в законодательстве Российской Федерации указанной разновидности коммерческих юридических лиц было отсутствие в ранее действовавшем законодательстве организационной правовой формы, которая отвечала бы потребностям инновационной деятельности, а также практике венчурного инвестирования и предпринимательства.

Предполагалось, что принятие Закона о хозяйственных партнерствах позволит создать необходимые предпосылки для увеличения количества инновационных, в том числе венчурных, бизнес-проектов, осуществляемых российскими и иностранными инвесторами. Специфической особенностью Закона о хозяйственных партнерствах является достаточно большое количество диспозитивных норм, которые дают необходимую гибкость в регулировании отношений между участниками партнерства.

В ГК упоминается такая организационно-правовая форма (п. 2 ст. 50). Однако дальше этого законодатель не пошел и основной массив норм так и остался в указанном законе.

Весь массив норм, регулирующих деятельность юридических лиц, делится на две группы: общие положения ГК и специальные нормы, посвященные отдельным видам юридических лиц. По существу можно говорить о наличии применительно к юридическим лицам общей и особенной части.

1.2 Признаки юридического лица

Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений имеет ряд особенностей, отличающих его от других субъектов гражданского права. В частности, можно выделить следующие основные специфические функции юридического лица:

1.Оформление коллективных интересов. Конструкция юридического лица позволяет определённым образом организовать, упорядочить внутренние отношения между его участниками, преобразуя их волю в волю организации в целом, что даёт юридическому лицу возможность выступления в гражданском обороте от своего имени как единому целому.

2.Объединение капиталов. Юридические лица (в особенности - акционерные общества) являются удобной формой долговременной концентрации капиталов для достижения каких-либо целей, и, прежде всего предпринимательских целей.

3.Управление капиталом. Юридическое лицо является удобным инструментом гибкого использования капитала (принадлежащего множеству лиц или одному лицу) в различных сферах предпринимательской деятельности. Хорошо развитое законодательство о юридических лицах, биржах и ценных бумагах служит одним из средств управления капиталами в масштабе страны и является мощным фактором управления и саморегулирования экономики.