Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Несомненно, такие задачи Банк России не сможет осуществлять в рамках такой организационно-правовой формы, как учреждение. Более того, придание ему статуса учреждения вступит в прямое противоречие с нормами статьи 75 Конституции РФ, определяющими Центральный банк РФ как независимый орган государственной власти, а не учреждение. Это отрицательно может сказаться на его возможностях осуществлять конституционно-публичную функцию по обеспечению устойчивости рубля.
Следует отметить, что в новом ГК также ничего не сказано об особом правовом статусе Академии наук РФ. Однако, Российская академия наук, как и ряд других отраслевых государственных академий (сельскохозяйственных, медицинских наук, художеств и т.д.) обладает особым статусом. Его невозможно "втиснуть" в узкие рамки организационно-правовых форм, предусмотренных новой редакцией ГК РФ.
Для участия в гражданско-правовых отношениях юридическое лицо должно быть наделено такими признаками как правоспособность и дееспособность. Причем в отличие от правоспособности физических лиц правоспособность юридических лиц наступает одновременно с дееспособностью.
Наверное, поэтому ГК РФ дает определение лишь правоспособности юридического лица, ничего не говоря о дееспособности. В частности, в п. 1 ст. 49 ГК лишь сказано, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности, может быть общей (универсальной), как у граждан, или ограниченной (специальной). Правоспособность юридических лиц будет отличаться в зависимости от того, идет ли речь о коммерческих или некоммерческих юридических лицах. Так, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В новом ГК поддерживается центральная, основополагающая идея о роли общих норм ГК о юридических лицах. Согласно п. 4 ст. 49 ГК гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах. По общему правилу правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается с момента внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. новом ГК поддерживается центральная, основополагающая идея о роли общих норм ГК о юридических лицах. Согласно п. 4 ст. 49 ГК гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус соответствующих организаций как юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК о юридических лицах.
2. Классификация и виды юридических лиц
2.1 Классификация юридических лиц
Юридические лица классифицируются по различным основаниям. В первую очередь все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК). Критерий деления - основная цель деятельности.
Коммерческие организации: основная цель деятельности - извлечение прибыли. Это хозяйственные товарищества и общества (чаще всего создаются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Некоммерческие организации: во-первых, не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, хотя и могут осуществлять деятельность, приносящую доход, если а) это предусмотрено их уставами, б) это служит достижению целей, для которых они созданы, в) это соответствует таким целям; во-вторых, не распределяют полученную прибыль между участниками. Как некоммерческие организации создаются учреждения, потребительские кооперативы (например, жилищно-строительные), общественные организации и т.д.
Очень важно: организационно-правовые формы как коммерческих, так и некоммерческих организаций исчерпывающим образом определены в ст. 50 ГК (п. п. 2, 3).
Значение деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие состоит в том, что, прежде всего, различается их правоспособность (у первых по общему правилу - общая, у вторых - специальная). Кроме того, различаются сферы деятельности (у первых - производство товаров, выполнение работ, оказание услуг и т.п., у вторых - управление, культура, образование и т.д.). Естественно, и правовое регулирование деятельности юридических лиц в этих сферах не может быть одинаковым.
Юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Критерий деления - наличие или отсутствие права участия (членства).
Корпоративные юридические лица: учредители (участники) обладают правом участия (членства). К таким юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др.), кооперативы и т.д. (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК).
Право участия означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (правильнее - корпоративные права и обязанности).
Корпоративные права есть собирательная категория, объединяющая имущественные и неимущественные организационные отношения. Так, в обществе с ограниченной ответственностью имущественными являются право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Наряду с имущественными обязательственными правами участник обладает и правами организационными. К ним относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др. Участник корпорации не только имеет права, но и несет обязанности, которые тоже имущественные и организационные. Так, он должен участвовать в образовании имущества корпорации (вносить вклады, взносы) - обязанность имущественного характера. Участник обязан не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации - организационная обязанность (прежде всего см. ст. ст. 65.1 - 65.3 ГК).
Существование корпорации предполагает наличие участников (членов) корпорации и то, что ее "жизнь" определяется ими.
Унитарные юридические лица: их учредители не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства). К таким юридическим лицам относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК).
При сопоставлении корпоративных юридических лиц с унитарными создается впечатление, будто унитарные юридические лица "живут" сами по себе, независимо от учредителей (у учредителей нет права участия). Однако это не так. В корпоративных юридических лицах есть внутренние отношения: а) участников (членов) между собой, б) участников (членов) с корпорацией. Кроме того, существуют внешние отношения - с третьими лицами. Естественно, у унитарных юридических лиц есть отношения внешние. Внутренние же отношения неодинаковы у разных унитарных юридических лиц. Так, государственное предприятие и муниципальное унитарное предприятие создаются по решению соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество такого предприятия находится в государственной и муниципальной собственности. Руководитель (орган) юридического лица назначается собственником и подотчетен собственнику (ст. ст. 113 - 114 ГК). Таким образом, во внутренних отношениях здесь участвуют собственник (публично-правовое образование), с одной стороны, и унитарное предприятие - с другой. При этом собственник (и только он) полновластно управляет унитарным предприятием. Аналогично можно охарактеризовать отношения, складывающиеся между учреждениями, а также автономными некоммерческими организациями и их учредителями (правит учредитель).
Такое унитарное юридическое лицо, как фонд, независимо от учредителя. Он не имеет права участия. Имущество фонда является его собственностью, и учредители не имеют на него имущественных прав. Управление фондом осуществляется высшим коллегиальным органом (учредитель не имеет отношения к управлению). И, только если это предусмотрено законом, при ликвидации фонда его имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, возвращается учредителям (ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК).
Значение деления юридических лиц на корпоративные и унитарные состоит в том, что благодаря такому делению становится возможным единообразное правовое регулирование однородных общественных отношений.
2.2 Коммерческие и некоммерческие юридические лица
Юридические лица могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее распространенными являются классификации на коммерческие и некоммерческие юридические лица и корпоративные и унитарные юридические лица.
В ст. 50 ГК законодатель сохранил известное и ранее деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Так, согласно п. 1 указанной статьи юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В свою очередь, предусмотренное им деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций и некоммерческих корпораций. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.
Термин "некоммерческие организации" давно и широко вошел в нашу жизнь. Однако, законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации появилось лишь в 1990-х гг., хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Конституцией РФ (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение. С принятием первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях были помещены в единый раздел "Некоммерческие организации".
Как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц установлен исчерпывающий перечень организационно правовых форм, предусмотренный в ГК. Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства перечень некоммерческих организаций является исчерпывающим. Это значит, что могут создаваться только организации, прямо предусмотренные новым кодексом.
По существу по отношению к некоммерческим юридическим лицам действует принцип numerus clausus - закрытого перечня. Ранее в российском законодательстве действовало значительное количество федеральных законов, предусматривавших различные виды некоммерческих юридических лиц. Таким образом, в настоящие время некоммерческие организации могут действовать только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК. Следует отметить, что перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц был расширен по сравнению с тем, что предлагался в редакции Проекта, одобренной Государственной Думой в первом чтении.
Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия "некоммерческая организация" в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделяемые определенными правами и обязанностями, но которые не могут выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.
В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран, часто носят название "неправительственные организации", или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу речь идет о синониме термина "некоммерческие организации".
Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих является, специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых.