Файл: Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности
1.2 Особенности организации и управления в сфере спортивно-зрелищных услуг
1.3 Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований
2.2 Анализ экономического содержания крупных спортивных соревнований на примере Олимпийских игр 2014
2.3 Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий
Крайне важно связать ежедневную, зачастую рутинную работу по созданию инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, по сохранению и развитию традиций российского спорта, по защите здоровья жителей нашего региона с тем наследием, которое мы можем получить, если на нашей территории будут проводиться спортивные мероприятия мирового масштаба.
Для этого необходим качественный анализ экономической и социальной эффективности такого рода мероприятий, прежде всего с точки зрения полезности для развития жителей нашего региона. При таком подходе нам не придется выбирать, по выражению авторов одной из статей, между хлебом и зрелищами.
Под организационно-управленческим механизмом в работе подразумевается создание эффективной системы предоставления спортивно-зрелищных услуг, обеспечивающей целенаправленное воздействие на процесс их оказания. Целью организационно-управленческого механизма является установление оптимального использования трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов с помощью применения совокупности организационных и управленческих методов и инструментов.
Организационные методы обеспечивают формирование оптимальной организационной структуры, определяющей участников процесса предоставления спортивно-зрелищных услуг и выстраивающей согласованную схему их взаимодействия.
Управленческие методы включают в себя совокупность методов государственного, в том числе программно-целевого управления, маркетинговых, экономических, финансовых, проектных, процессных, мотивационных и прочих инструментов управления, с помощью которых формируется эффективный процесс предоставления комплексных спортивно-зрелищных услуг.
В соответствии с выявленными в диссертации социально-экономическими особенностями спортивно-зрелищных услуг представляется необходимым выделить три группы участников процесса их оказания [12, с. 13]:
1) Государственные органы управления, подведомственные им организации и общественные организации в области физической культуры и спорта, обеспечивающие реализацию государственной политики (правовая и нормативная база, программы развития разных видов спорта, государственные целевые программы, международное сотрудничество, бюджетное финансирование и т.д.);
2) Физкультурно-спортивные организации, участвующие в спортивно-зрелищном мероприятии и обеспечивающие подготовку участников для проведения спортивно-зрелищного мероприятия;
3) Партнеры, спонсоры и благотворители, осуществляющие оказание услуг для технического, финансового, транспортного, информационного и рекламного обеспечения спортивно-зрелищных мероприятий.
Двойственная природа и сущность спортивно-зрелищных услуг, как показано в данной работе, обусловливает разделение организационно-управленческого механизма их предоставления на два аспекта: социальный и экономический.
Функции ответственных участников по достижению целей предоставления спортивно-зрелищной услуги, как показал анализ, имеют различную степень влияния на их эффективность и скорость реакции на происходящие изменения.
Матрица рисков (таблица 1) предоставления спортивно-зрелищных услуг позволила определить наиболее критические функции в зависимости от реакции на изменения и степени влияния на эффективность с тем, чтобы определить пути оптимизации по следующим направлениям:
1) привлечение потребителя,
2) повышение качества и комплексности услуг,
3) повышение коммерческой эффективности,
4) развитие спортивной инфраструктуры и подготовка спортсменов.
Таблица 1
Матрица основных рисков неэффективного выполнения функций предоставления спортивно-зрелищных услуг
Скорость реакции на изменения |
Быстрая реакция |
Улучшение организации |
Привлечение потребителя Повышение качества и комплексности услуг Повышение коммерческой эффективности |
Замедленная реакция |
Пропаганда физической культуры, здорового образа жизни и спортивных достижений |
Развитие инфраструктуры спортивной сферы и подготовка спортсменов |
|
Сильное влияние |
Критическое влияние |
||
Степень влияния на эффективность спортивно-зрелищных услуг |
1.3 Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований
Спортивные мегасобытия, такие как летние и зимние Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу, привлекают внимание к региону, принимающему мероприятие, и исследования в данной области очень востребованы во всем мире. Не будет преувеличением предположить, что соревнования между городами и странами за право принимать эти мероприятия зачастую не менее жесткие, чем состязания между самими спортсменами.
В последние два десятка лет в борьбу за право принимать мегаспортивные мероприятия включились и развивающиеся страны. Однако стоимость организации, управления и создания объектов инфраструктуры для Олимпийских игр или чемпионатов мира по футболу может оказаться чрезмерно высокой, особенно для развивающихся стран, не располагающих таким уровнем спортивной и туристической инфраструктуры, какой имеется в промышленно развитых государствах [9, с. 16].
Мегамероприятия дают возможность концентрировать политическую волю, необходимую для привлечения инвестиций в общую инфраструктуру, что может привести к долгосрочному экономическому росту. С экономической же точки зрения вопрос заключается в том, был ли эффект от инвестиций в мегамероприятие и использовали ли развивающиеся страны крупные спортивные события для развития инфраструктуры иначе, чем это сделали промышленно развитые страны.
Оценки последствий от проведения крупных спортивных мероприятий сильно различаются даже в отношении одного и того же события. Эффекты, представленные в ретроспективных исследованиях, гораздо меньше, чем те, которые содержатся в прогнозных исследованиях. В работе [Matheson, 2006] даже сделан вывод, что прогнозные оценки выгод от крупных спортивных мероприятий «обычно» завышаются в десятки раз. При этом затраты на инфраструктуру, спортивные сооружения и обеспечение безопасности часто занижаются или вообще не учитываются. То же относится и к расходам на подготовку соревнования.
2.1 Анализ экономического содержания крупных спортивных соревнований на примере Чемпионата мира по футболу – 2014 и 2018
Еще одним крупнейшим спортивным мероприятием являются чемпионаты мира по футболу, организуемые Международной федерацией футбола (ФИФА). Как и Олимпийские игры, чемпионат национальных команд проходит каждые четыре года. Кубок мира по футболу начал проводиться в 1930 году, как реакция на растущее значение футбольных соревнований в рамках Олимпийских игр.
Чемпионат мира по футболу - 2014 предоставляет Бразилии возможности для строительства, расширения и модернизации инфраструктуры, повышения качества оказываемых услуг в различных отраслях экономики, связанных с проведением данного спортивного мероприятия. Более того, инвестиции в рамках принимающего города могут также влиять на развитие географически прилегающих муниципалитетов, поддерживая цикл экономического роста.
Очень важным элементом является туризм, поскольку чемпионат мира по футболу привлекает местных и иностранных посетителей. Инвестиции в данный сегмент объективируются в увеличении туристического потока, продвижении имиджа страны и создании устойчивой базы для использования объектов инфраструктуры, построенных для данного мероприятия.
Еще один важный аспект - это значение спорта для развития принимающих городов. Спортивные состязания могут использоваться для улучшения транспортной инфраструктуры, модернизации зданий, повышения качества здравоохранения, строительства культурных и спортивных объектов, возрождения существующих или создания новых районов [9, с. 57].
Официальный бюджет ЧМ-2014 консолидирован в документе под названием «Матрица распределения ответственности», в котором описываются мероприятия и ресурсы. В ноябре 2012 года размер бюджета достиг в общей сложности 29,3 млрд реалов (около 14,7 млрд долларов США), распределенных по 120 проектам в 12 принимающих городах и их окрестностях.
Бюджет включает в себя семь основных статей расходов: городские транспортные системы, аэропорты, стадионы, обеспечение безопасности, порты, телекоммуникации и туризм. Как следует из таблицы 2, на первые четыре статьи приходится 88,5% общего объема расходов.
Таблица 2
Глобальный бюджет ЧМ-2014, млн реалов
Статьи бюджета |
Федеральное правительство |
Органы местного самоуправления |
Частные инвестиции |
Итого |
|
Финансирование |
Инвестиции |
||||
Городские транспортные системы |
7 060,7 |
0,0 |
4 374,9 |
0,0 |
11 795,6 |
Аэропорты |
0,0 |
3 695,1 |
0,0 |
3 640,0 |
7 335,1 |
Стадионы |
4 065,6 |
0,0 |
2 083,2 |
612,0 |
760,8 |
Общественная безопасность |
1 879,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1 879,1 |
Порты |
0,0 |
898,9 |
0,0 |
0,0 |
898,9 |
Телекоммуникации |
0,0 |
371,2 |
0,0 |
0,0 |
371,2 |
Туризм |
0,0 |
194,5 |
18,0 |
0,0 |
212,5 |
Всего |
11 126,3 |
7 038,8 |
6 836,1 |
4 252,0 |
29 253,1 |
Источник: Portal Brasil, 2012. Один бразильский реал равняется приблизительно 0,5 долларов США (50 центов США) или 0,4 евро (40 евроцентов).
Исходные данные, используемые, свидетельствуют, что ЧМ-2014 имел для страны значительный экономический эффект. Экономика может обеспечить пятикратную отдачу от инвестиций, связанных с проведением чемпионата мира. В указанном исследовании использовались следующие исходные данные: инвестиции - 22,5 млрд реалов, операционные расходы - 1,2 млрд реалов, расходы на прием туристов - 5,9 млрд реалов.
Таким образом, общие расходы и инвестиции на проведение чемпионата мира принимаются за 29,6 млрд реалов.
Данные расходы должны способствовать получению бразильской экономикой 112,8 млрд реалов с учетом косвенных и производных эффектов. В общей сложности экономика страны получит дополнительные поступления в размере 142,4 млрд реалов в период с 2010 по 2014 год, что приведет к созданию 3,6 млн рабочих мест в год и получению 63,5 млрд реалов доходов для населения. Оцениваемое создание рабочих мест относится к временным профессиям со сроком занятости в пределах года и зависит от реализации проектов (таблица 3).
Таблица 3
Экономические последствия ЧМ-2014
Влияние на конечный спрос (расходы и инвестиции на проведение чемпионата мира в Бразилии) |
29,6 млрд реалов |
Инвестиции |
22,5 млрд реалов |
Операционные расходы |
1,2 млрд реалов |
Расходы на прием туристов |
5,9 млрд реалов |
Влияние на национальное производство товаров и услуг |
112,8 млрд реалов |
Влияние на доходы |
63,5 млрд реалов |
Влияние на занятость |
3,6 млн рабочих мест в год |
Влияние на налоговые поступления |
18,1 млрд реалов |
Экономическое наследие проявляется в получении доходов, приросте производства товаров и услуг, а также в повышении экономической активности. В качестве вывода можно отметить, что эффект от проведения ЧМ-2014 будет результатом влияния не отдельных факторов, а их взаимосвязанной совокупности.
Эффекты от инвестиций проявились в ряде социальных, экономических, институциональных и городских проектов, часть которых может быть встроена в жизнь бразильского общества. Чемпионат мира может использоваться в качестве рычага для увеличения инвестиций в ключевые объекты инфраструктуры, что даст положительный эффект для развития страны в краткосрочной перспективе [9, с. 68].