Файл: Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие современной спортивно-зрелищной услуги, ее сущность и специфические особенности
1.2 Особенности организации и управления в сфере спортивно-зрелищных услуг
1.3 Экономический эффект от организации и проведения крупных международных спортивных соревнований
2.2 Анализ экономического содержания крупных спортивных соревнований на примере Олимпийских игр 2014
2.3 Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий
Проведение крупных мероприятий, таких как Олимпиада или чемпионат мира по футболу, проводимый под эгидой ФИФА всегда связано с большими инвестициями, которые служат катализатором для строительства современной транспортной системы, коммуникаций и спортивной инфраструктуры. Преобразования, связанные с созданием хорошо продуманной инфраструктуры, дают долгосрочный экономический, демографический и социальный эффект в масштабах всего региона.
То, как государственные органы – на национальном, региональном или муниципальном уровне – планируют использовать построенные объекты инфраструктуры, может оказать влияние на развитие региона в долгосрочной перспективе – на десятилетия вперед [13, с. 67].
Любой долгосрочный проект, Чемпионат мира по футболу не исключение, оказывает прямое и косвенное воздействие на развитие региона и его экономические показатели. К прямому воздействию на экономику региона можно отнести воздействие на такие показатели, как отраслевой баланс и занятость населения, ВРП.
К косвенным эффектам относятся:
- мультипликативное влияние отраслей спорта на другие отрасли экономики;
- рост основного капитала благодаря инвестициям в спорт;
- рост доходов, вызванный повышением потребительских трат в результате увеличения заработной платы в спортивной сфере и многое другое.
Совокупные расходы на Чемпионат мира по футболу-2018 оцениваются примерно в $13 млрд на сегодняшний день. Частные инвестиции составили примерно треть от данной суммы. Соответственно, примерно две трети, то есть большую часть составили расходы расширенного правительства. Сумма расходов сопоставима с футбольным чемпионатом в Бразилии в 2014 году, однако намного больше ЮАР-2010 и Германии-2006.
Подробная арифметика посчитана Александром Разуваевым, генеральным директором аналитического департамента компании "Альпари" [8]. Наблюдая за такими весомыми цифрами, хочется оценить поток финансирования денежных средств с их расходами (таблица 4).
Таблица 4
Движение денежных средств во время проведения Чемпионата мира по футболу в регионах проведения
Поступление |
Выбытие |
Период до проведения чемпионата |
|
Государственный бюджет |
Развитие инфраструктуры |
Спонсорские средства |
Подготовка специализированного персонала и волонтеров |
Общественные организации |
Строительство стадионов или их реставрация |
Период первых этапов продажи билетов |
Закупка инвентаря |
Период проведения Чемпионата |
|
Трансляция игр |
Обеспечение проживания, питания и комфортного пребывания гостей, игроков Чемпионата |
Основной этап продажи билетов |
Коммунальные расходы, содержание объектов |
Спонсорские средства |
Организаторские расходы |
Коммерческая деятельность по продаже сувениров |
Аренда |
Доход от туризма |
Обеспечение безопасности |
Период после проведения Чемпионата |
|
Доход от туризма |
Эксплуатационные расходы |
Дальнейшее финансирование других мероприятий на построенном объекте |
Отсюда видим, что основным источником дохода являются трансляции и спонсорство, и еще одна весомая часть - продажа билетов. При этом телевидение и другие СМИ демонстрируют спортивные мероприятия мировому сообществу, осуществляют рекламную деятельность, стимулируют получение прибыли организаторам спортивных событий, компаниям и рекламным агентствам. Спонсоры имеют доходы от продажи своей продукции.
Самая большая ошибка, которую может совершить регион после проведения Чемпионата – это простаивание спортивного объекта, в данном случае во избежание подобного исхода, необходимо разработать программу по управлению стадионов, чтобы данный проект окупился.
Интенсивный рост частных инвестиций, это первоначальная цель реализации программы привлечения государственных инвестиций в развитие региона. Благодаря такому подходу есть возможность компенсировать риски отторжения государства в процессе эксплуатации инфраструктурных проектов и объектов спортивной застройки [8]. Это является существенным и важным показателем, прежде всего, для региона, который показывает его активность в национальном пространстве.
2.2 Анализ экономического содержания крупных спортивных соревнований на примере Олимпийских игр 2014
В период, когда Россия идет по пути созидания и инновационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, когда реализуются крупномасштабные проекты, особенно важны действия государства, всех институтов гражданского общества, направленные на сохранение здоровья населения, его молодого поколения [7, с. 342].
В последние годы Россия стала постоянной площадкой для проведения крупных международных спортивных соревнований, среди которых Зимние Олимпийские игры 2014 года, Всемирная летняя универсиада 2013 года, чемпионаты мира по легкой атлетике 2013 года и водным видам спорта 2015 года, по хоккею 2016 года, Кубок конфедераций ФИФА 2017 года и чемпионат мира ФИФА по футболу 2018 года.
Олимпиада в Сочи добавит 0,3% к ВВП РФ - главным образом в первом квартале 2014 года, считают в Банке России. В более долгосрочной перспективе эффект от ее проведения может быть связан с «определенными издержками...и финансовыми рисками». По другим оценкам, например, агентства Moody's, «проведение Олимпиады не сможет стать дополнительным фактором увеличения роста» [18].
По словам вице-премьер России Дмитрия Козака, доходы от Олимпийских игр в Сочи превысили расходы на 1,5 млрд. руб. Правда, надо уточнить, что эта прибыль образовалась без учета затрат на строительство, которые, по версии Правительства, составили 214млрд. руб., а по неофициальным оценкам- 1,5 трлн. руб. [15]
Можно привести еще большое количество высказываний и мнений на этот счет, однако для всех из них будет характерно:
- отсутствие комплексного подхода - зачастую оценки проведения таких крупных спортивных мероприятий затрагивают лишь определенную часть проекта, например, только маркетинговую программу или только капитальные вложения;
- отсутствие обоснований и расчетов – вся аналитика в этой сфере носит либо «экспертный» характер, не подразумевающий объяснения позиции, либо ссылается на закрытость расчетов и их конфиденциальность.
Стоит отметить, что полученная сумма затрат в 1,5 трлн. рублей совпадает с цифрой, рассчитанной Минрегионом России [16, с. 2547] и выводит Россию в лидеры по объему средств, вложенных в Олимпийские игры (рисунок 1).
Рисунок 1 –Инвестиции в Зимние олимпийские игры разных лет
Источник: ФБК по данным Всемирного банка и открытых источников
Таким образом, первым этапом оценки экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований должен стать детальный анализ капитальных затрат во временной разбивке. При этом состав инвесторов будет определяться тем, для кого проводятся соответствующие расчеты. В случае Сочинской олимпиады, очевидно, что главным инвестором стало государство, действительный объем частных вложений можно признать минимальным.
Таким образом, глобально может быть выделено три вида экономической деятельности, формирующих общий эффект от проведения Олимпийских игр [17]:
1.Инвестиции в подготовку турнира – капитальные затраты.
2.Расходы, связанные с проведением турнира.
3.Расходование средств туристами: приобретение товаров и услуг прибывшими в страну туристами, приезд которых прямо или косвенно связан с проведением Игр.
Эти три вида экономической деятельности формируют спрос на товары и услуги и тем самым оказывают положительное влияние на развитие секторов, призванных удовлетворять данный спрос. Соответствующие выгоды - рост объема производства, занятости, доходов и налоговых поступлений - могут интерпретироваться как прямые результаты от проведения Олимпиады.
Например, строительство стадиона приводит к увеличению объемов производства в строительном секторе. В свою очередь, это сказывается на занятости и последующем распределении доходов от производственной деятельности между сотрудниками, акционерами и государством.
Организация и проведения международных спортивных мероприятий в регионе (на материал Зимней Олимпиады-2014 в Сочи) способствует следующим экономическим эффектам [11]:
- привлечение инвестиций (во много раз превышающих бюджет города) на развитие инфраструктуры как спортивной, так и городской;
- рост таких показателей как доходы бюджета, включая доходы на прибыль, объемы строительства, турпоток, оборот торговли, общественного питания, туристских и культурно-развлекательных услуг, заработной платы;
- снижение спроса и отток прибыли в ряде отраслей после проведения мероприятия, сокращение индекса физического объема торговли и общественного питания, абсолютное снижение заработной платы. Рост расходов городского бюджета на содержание «наследия» после проведения крупного спортивного мероприятия.
2.3 Пути повышения экономического эффекта от проведения спортивно-зрелищных мероприятий
Крупные спортивные мероприятия международного уровня оказывают огромное влияние на функционирование национальной экономики страны, но наиболее сильное воздействие они оказывают на развитие инфраструктуры региона, уровень его обеспечения трудовыми ресурсами и инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов.
Мировой опыт проведения глобальных спортивных мероприятий показывает, что подобные события являются не только стимулом к дальнейшему социально-экономическому развитию, но также могут оказать отрицательное воздействие и стать тяжелым бременем [13, с. 66]. В связи с этим перед проведением мероприятий такого уровня следует провести тщательный анализ, разработать стратегию, которая помогла бы ответить на следующие вопросы:
1. Как сделать так, чтобы мощные финансовые вливания не обернулись безвозвратными потерями, а открыли новые возможности развития?
2. Способны ли российские спортивные мегасобытия впитать в себя лучшее из мирового опыта и дать максимальный социально-экономический эффект?
Один из самых важных эффектов от проведения чемпионата мира заключается в том, что в страну, принимающую турнир, приезжают футбольные туристы. Туристы тратят деньги на проживание, транспорт, питание и напитки, шопинг.
В прошлом обычные туристы предпочитали не приезжать в период подготовки, проведения и после крупных спортивных мероприятий, так как ожидали больших скоплений людей, хаоса, переполненных отелей, высоких цен и активного строительства [9, с. 117]. В литературе подчеркивается важность эффекта вытеснения при оценке экономического эффекта от крупного спортивного мероприятия, хотя в качестве обоснования используется только ситуативный анализ.
Разработанная модель спортивно-зрелищного мероприятия позволила сформулировать следующие методические рекомендации по управлению эффективностью предоставления спортивно-зрелищных услуг:
1) В большинстве случаев спортивно-зрелищные услуги предоставляются на действующих спортивных объектах, поэтому требуется оценка денежных потоков операционной деятельности. Строительство или реконструкция спортивных объектов предусматривает также учет денежных потоков по инвестиционной и финансовой деятельности;
2) Формирование и анализ бюджета спортивно-зрелищного мероприятия позволяет устанавливать целевые ключевые показатели его эффективности;
3) Модель типового спортивно-зрелищного мероприятия показала высокую зависимость результативной эффективности от бюджетных и спонсорских средств и крайне низкую коммерческую доходность;
4) Учитывая социальный характер спортивно-зрелищной услуги, государству следует сохранить участие в финансировании спортивно-зрелищного мероприятия;
5) Целесообразно организаторам активизировать привлечение спонсорской помощи и кардинально увеличить коммерческую составляющую в работе;
6) Необходимо повышать статус спортивно-зрелищного мероприятия путем стимулирования спортсменов за счет увеличения призовых выплат, и эффективной ценовой и сервисной политики в отношении зрителей, предлагая им качественные и логистически выстроенные комплексные спортивно-зрелищные услуги;
7) Следует усиливать комплексность основной услуги и совершенствовать механизмы сотрудничества с партнерами по предоставлению потребителю дополнительных и сопутствующих услуг: транспортных, гостиничных, туристских, медицинских, услуг по питанию, страхованию, обеспечению безопасности, продажи сувенирной продукции и др.
Мировая практика исследований в данной сфере обращает внимание на следующие существенные аспекты [18, с. 228].