Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональные состояния намного более постоянны. Причина текущего состояния может давно исчезнуть, а эмоциональное состояние остается и иногда задерживается надолго. Разумеется, эмоции и эмоциональные состояния неразрывно связаны: эмоции меняют эмоциональные состояния. Но и эмоциональные состояния влияют на эмоциональные реакции, а кроме того влияют на мышление (т.е. ум). Кроме того, свою лепту вносят чувства: они тоже меняют эмоциональное состояние. А поскольку люди нередко путают где чувства, а где эмоции, то простой в общем-то процесс превращается в нечто сложно понимаемое. Вернее так: понять это не сложно – сложно без подготовки применять это на практике, и поэтому у людей с управлением своими эмоциями и возникают трудности.

Эмоциональные состояния стали объектом внимания учёных ещё в древности. Алкмеон, Демокрит, Платон, Сократ упоминали в своих трудах о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Аристотель, относя психические состояния к особым состояниям души, подчеркивал их связь с «характеристиками телесного субстрата», «выделял их в самостоятельную психологическую категорию».

Л. В. Куликов рассматривает психическое состояние как сложную психическую реакцию, выделяет следующие основные детерминанты состояния[4]:

1) потребности, желания и стремления человека (более точно, осознанные и неосознанные потребности, стремления и желания);

2) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы личности, физический тонус и ресурсы организма);

3) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).

П. В. Симонов выделяет взаимосвязь между потребностью, степенью её удовлетворения и эмоциональным состоянием человека, при этом не исключает влияния других факторов на возникновение того или иного эмоционального состояния[5].

Все перечисленные факторы обусловливают, как утверждает П. В. Симонов, лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются только два фактора: потребность и вероятность (возможность) её удовлетворения[6].

Представители личностно-деятельностного подхода к психическим состояниям: В. А. Ганзен[7], Н. Д. Левитов, Ю. Е. Сосновикова и др. - выделяют различные основания для классификации состояний. Приведённые ими критерии позволяют как выделить эмоциональные состояния в отдельный класс состояний, так и охарактеризовать эмоциональное состояние по классификационным основаниям.


Классификация Ю. Е. Сосновиковой базируется на общих существенных философских принципах рассмотрения явлений: категориях времени, пространства, структуры и функций[8]. В соответствии с этими принципами она выделяет следующие принципы классификации состояний: по степени продолжительности (кратковременные, малопродолжительные, продолжительные состояния); степени распространённости (замкнутые внутри системы, выраженные внешне, определяемые местоположением человека в пространстве, местом и степенью удалённости от центра); степени напряжённости (всего тонуса, различных компонентов); степени адекватности (ситуативные, соответствующие нормам морали); степени осознанности (ситуативные, осознанность самого состояния). Данная классификация позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние по различным критериям. Ю. Е. Сосновикова указывает на эмоциональный компонент состояния, подчеркивает, что «одно и то же психическое состояние может выражать собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слёзы, радость – сопровождаться печалью, а гневу может сопутствовать радость»[9].

В. А. Ганзен в своём исследовании приводит систематизацию психических состояний человека. Он считает целесообразным различать состояния установившиеся и переходные, так как человек в каждый момент времени пребывает только в одном состоянии, а их смена осуществляется, как правило, в промежуточную, переходную стадию. По мнению В. А. Ганзена, чувства проявляются в форме различных эмоциональных состояний. Проведённый В. А. Ганзеном анализ показал, что множество психических состояний человека распадается на две группы:

1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека;

2) состояния сознания – внимания.

Л. В. Куликов выделяет эмоциональные состояния в весьма специфический класс состояний, отличающийся большим объёмом, наибольшим пересечением с другими классификационными группами, поэтому целесообразнее рассматривать не эмоциональные состояния в чистом виде, а эмоциональные характеристики, которые присущи любым психическим состояниям: волевым, когнитивным, состояниям внимания, сознания. Выделяют эмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением.

Что касается классификации эмоциональных состояний, то традиционно они делятся на две большие группы: положительные (благоприятные, улучшающие выполнение деятельности) и отрицательные (неблагоприятные, ухудшающие выполнение деятельности). С. Л. Рубинштейн подчёркивает, что положительный или отрицательный характер эмоционального состояния зависит от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам[10]. По мнению П. К. Анохина[11], положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведёт к отрицательным эмоциям.


В. С. Агавелян структурно подразделяет эмоциональные состояния на стенические, астенические и амбивалентные. В эмоциональных состояниях ярко выражена субъективная сторона переживаний от радости до страданий. Стенические состояния многофакторны и являются побудителями и вдохновителями к деятельности, то есть они в большей степени личностно обусловлены и имеют мобилизующее влияние на человека. Астенические состояния дезорганизуют, вводят в депрессию, агрессию, панику, страх, даже парализуют волю, искажают деятельность. Амбивалентные состояния мало изучены, но они придают устойчивость, стабильность в жизнедеятельности на определённый период времени[12].

Отечественные и зарубежные психологи: В. К. Вилюнас, Г. М. Бреслав, Б. И. Додонов, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. выделяют дифференцированные виды эмоций, отличающиеся по закономерностям протекания и психологическим особенностям. Наиболее распространённой является классификация эмоций, выделяющая аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.

Исследователи эмоций – выделяют следующие функции эмоциональных состояний:

1) сигнальную;

2) оценочную;

3) побудительную;

4) функцию предвосхищения;

5) мобилизующую;

6) функцию предкогнитивной оценки реальности;

6) коммуникативную или экспрессивную функцию.

Таким образом, эмоциональные состояния являются одним из видов психических состояний человека наряду с состояниями деятельностными, волевыми, внимания, сознания. Среди множества эмоциональных явлений: реакции, процессы, черты личности, поведенческие акты – эмоциональные состояния как форма существования (проявления) чувств и эмоций требуют специального рассмотрения и выделения в качестве отдельного класса эмоциональных явлений.

1.3 Классификация систем невербальной коммуникации

Достаточно часто невербальную коммуникацию классифицируют в виде систем: [13]

  1. Визуальная (зрение)
  2. Акустическая (слух)
  3. Тактильная (осязание)
  4. Ольфакторная (запахи, обоняние)
  5. Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, позы,

походку, дистанцию между партнерами, визуальный контакт (контакт

глазами), различные вспомогательные средства общения и т. д. Рассмотрим главные элементы визуальной системы общения:


Мимика.

Мимика - способ использования выражения лица[14].

Чаще всего основным объектом внимания является лицо человека. И по эмоциональному состоянию человека можно многое для себя узнать.

Главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Например, удивление - рот максимально открыт, если же также широко открыты и глаза, подняты брови – это признак ошеломления. Протест - уголки рта чуть приподняты, часто широко открыты глаза. Закрытый, напряженный рот часто говорит о твердости характера, о нежелании продолжать беседу. Улыбка на лице обычно показывает дружелюбность. Улыбка для женщины чаще всего правдива и соответствует ее настроению. Улыбка мужчины как возможность себя показать, что он владеет собой. Однако, улыбка не всегда может выказываться в знак дружелюбия, она может быть неискренней, лживой, ехидной.

Очень важно знать различные выражения лица при разных эмоциях не только для того, чтобы понимать других людей, но и для хорошей отработки своих рабочих имитаций.

Малоподвижная мимика свидетельствует о постоянстве душевных процессов, об устойчивом настроении, о спокойном характере. А подвижная мимика говорит о легкой возбудимости от внешних раздражителей, о быстрой смене восприятия впечатлений и т. д.

Жесты - обычно движения рук или кистей рук. Жесты могут быть понятны без использования речи, а могут быть понятными только с ее использованием.

Во всем мире основные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд[15].

Жест говорит о желании человека или о том, что человек в этот момент испытывает. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие и разные вещи, но существуют и тождественные моменты:

1) активная жестикуляция - частый элемент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;

2) чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

Выделяются жесты-сигналы, жесты-знаки, жесты-символы, жесты- иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-адапторы:

Жесты-знаки произвольные жесты, осознанные, рассчитанные на передачу информации собеседнику.

Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие.

Непроизвольная жестикуляция это демонстрация открытых ладоней как показатель открытости; сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция); прикрытие рта рукой в момент речи - удивление; прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность, ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента; потирание пальцем века - ложь, но иногда - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера; суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки) - настороженность, нервозность, смущение; пощипывание ладони - готовность к агрессии; покусывание ногтей - внутреннее беспокойство.


Жесты-символы - сильно ограничены рамками культуры или местности, и являются самыми простыми приемами невербальной коммуникации.

Жесты-иллюстраторы - ими пользуются для того, чтобы пояснять сказанное (например, указать рукой), также являются простыми приемами невербального общения.

Жесты-регуляторы - играют огромную роль в начале и в конце беседы. Например - рукопожатие. Это традиционная и древняя форма приветствия. Эти жесты являются самыми сложными приемами невербального общения.

Жесты-адапторы - они сопровождают наши чувства и эмоции. Они проявляются в ситуациях стресса, волнения, становятся первыми признаками переживаний - нервное перебирание одежды, постукивание ногой, ручкой и т.д.

Все жестовые средства общения разделяются на натуральные, дактилологические и конвенционные. Натуральные (естественные) жесты в норме употребляются в повседневном общении совместно с речью, усваиваются они в контексте обыденного общения без специального обучения. Конвенционные (условные, символические) жесты не зависят от языка, они повторяют его структуру и требуют специального обучения. К конвенциональным жестам относятся: тайный “язык” жестов кочевых народов, “язык” жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов.

Жесты могут очень многое повествовать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к определенному типу людей.

Каждый человек умеет жестикулировать по своему, индивидуально. При каких-либо сильных эмоциональных переживаниях намного увеличивается количество жестов, возникает ощущение жестовой чрезмерности и общей суетливости, жесты как бы ускоряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от привычной манеры жестикуляции.

При формальном общении, в каких-либо официальных ситуациях язык жестов гораздо реже используется, чем в неформальных беседах.

Жест может быть основным, главным в разговоре, может просто дополнять сказанное. Жесты должны соответствовать мыслям, также в разных ситуациях нужно уметь контролировать свою жестикуляцию.

Поза - это положение человеческого тела.

Позы выполняют 2 функции в общении:

  • расчленять поток речи на единицы;
  • регулировать межличностные отношения в диадах.

Изменение позы говорит об изменениях отношений между собеседниками.