Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Походка может быть ритмичной, быстрой, медленной и т. д. Характер походки связан с состоянием здоровья человека, возрастом.

Прямой зрительный контакт говорит о желании участвовать в деле. Устойчивый зрительный контакт означает доверие, заинтересованность в общении. Напряженный взгляд означает, что человек испытывает агрессию. Когда собеседник смотрит искоса, значит он в чем-то сомневается, подозрителен. Широко открытые глаза обычно говорят о желании внимательно слушать всю информацию. Полузакрытые глаза говорят о нежелании слушать партнера.

2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МИМИКИ

2.1 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека

Ч. Дарвин высказал предположение, что до того, как доисторические люди обрели язык, средством выражения приветствия, угрозы и подчинения, была лицевая экспрессия. Именно это наследие человечества, по его мнению, объясняет, почему люди разных культур выражают базовые эмоции посредству сходных выражений лица. Лицо – это, пожалуй, наиболее важная сфера невербальной коммуникации, потому, что через лицевую экспрессию (мимику), мы передаём значительную часть эмоций и информации. В результате исследований было выделено 1000 различных выражений лица. Мы уделяем много внимания лицевой экспрессии, поскольку она даёт нам намёки о смысле словесного общения [Ekman, Friesen, & Ellsworth, 1972]. Также, лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека.

Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций. Мимику можно анализировать не только по её произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, то есть по отдельным зонам – лоб, рот, глаза – и в целом. Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная - слабая мимика, неопределённая - красноречивая мимика, беспорядочная – гармоничная мимика, стереотипная – индивидуальная мимика, а также с учётом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы.


Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, грусть, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий.

Рассмотрим наиболее типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных представителей всех народов и культур).[ Ekman]

  1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.
  2. ГОРЕ: внутренние уголки бровей подняты вверх; внутренние уголки верхних век приподняты; рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в области рта нет.
  3. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
  4. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
  5. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
  6. ОТВРАЩЕНИЕ: брови слегка опущены; верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки; нос наморщен; рот закрыт; верхняя губа поднята, нижняя губа тоже поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Это лишь немногие примеры тех сообщений, которые могут передаваться через лицевую экспрессию. Отслеживание человеком подобного рода мимических реакций (как собственных, так и другого человека), осознание их значения, могут существенно обогатить процесс общения. Эмоции, за счёт своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессии лица), считаются непосредственным способом установления контакта человека с окружающими людьми, средством воздействия на них. В качестве примера приводится практика европейских работодателей, которые при приёме на работу руководствуются показателем коэффициента интеллекта (IQ), а повышают в должности – по эмоциональному коэффициенту (EQ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению. [Ильин Е.П.]


Невербальное общение охватывает всевозможные жесты и мимику, различные телесные позы, тембр голоса, телесный или визуальный контакт. Средства невербального общения человека передают образное содержание и эмоциональную суть информации. Язык неречевых компонентов общения может быть первичным (все вышеперечисленные средства) и вторичным (различные языки программирования, азбука Морзе). Многие ученые умы уверены, что посредством слов транслируется всего 7% информации, 38% данных посылается при помощи звуковых средств, которые включают тон голоса, интонацию, а 55% – через инструменты невербального взаимодействия, собственно при помощи первичных неречевых компонентов. Отсюда следует, что основополагающим в общении человечества является не произносимая информация, а манера ее изложения.

Невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Типы невербальной коммуникации Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1.

Рис. 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта). Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Коммуникации невербального общения

Окружающий социум может многое узнать об индивиде исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные средства общения необходимы с целью:


— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

Рис. 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Рис. 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже: «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления". Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции. В интроспективной психологии эмоции- это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие.


Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений. Так в теории Джеймса- Ланге эмоции- это производные физиологических процессов. Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса- Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Таким образом, невербальные проявления эмоций тесно связаны с невербальной коммуникацией в целом.

2.2 Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур

В науке сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей к невербальному общению, в частности к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Одним из аспектов в исследовании невербальных форм выражения эмоций является изучение его особенностей у представителей различных этносов. Для поддержания мира, развития дружественных отношений между народами и народностями, проживающими совместно на одной территории, изучение этнопсихологических особенностей эмоциональной культуры представляет огромную практическую значимость. В первой половине ХХ века многие ведущие культурантропологи, обнаружили многочисленные свидетельства того, что у представителей разных культур существуют значительные различия в экспрессивном поведении, в том числе и в мимике[16].

Любой наблюдательный человек, взаимодействующий с представителями различных народов, невольно замечает межкультурные вариации в частоте и интенсивности отражения тех или иных эмоций на их лицах. Другими словами, в каждой культуре выработаны передающиеся из поколения в поколение правила, регулирующие экспрессивные выражения лица и предписывающие, какие – универсальные по своей сути – эмоции позволительно показывать в определенных ситуациях, а какие – прятать. П. Экман и У. Фризен назвали их обусловленными культурой правилами невербального выражения эмоций[17].