Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
1.1 Понятие и особенности невербального общения
1.2 Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний
1.3 Классификация систем невербальной коммуникации
2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МИМИКИ
2.1 Мимика как отражение эмоциональных состояний человека
2.2 Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что люди довольно часто обращаются к невербальному способу передачи информации, при общении с родственниками, друзьями, деловыми партнерами или сослуживцами. Общение – это действительность отношений между людьми, которая предполагает как вербальную, т.е. речевую, так и невербальную сторону.
В современном мире психологи в ходе общения рекомендуют обращать внимание в первую очередь на невербальную составляющую. Происходит это из-за того, что невербальный язык практически не контролируется человеком. Невербальное общение — это такое общение, при котором характерным является применение в качестве основного средства передачи информации, организации взаимодействия, создания образа, мнения о собеседнике, исполнения воздействия на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций. Осмысление речи других людей и их понимание, позволяет человеку наиболее выгодно с ними взаимодействовать. Но для того, чтобы понимать, мало, лишь осознать, что было произнесено другими.
Проблема невербальных коммуникаций очень актуальна в наше время. Очень важно знать все виды, средства, способы передачи невербальной информации и знать ее значение. Изученность этого вопроса поможет человеку контролировать свои невербальные жесты и стать приятным собеседником.
Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.
Для достижение данной цели необходимо решить поставленные задачи: -
- изучить понятие и особенности невербального общения;
- рассмотреть основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний;
- изучить классификацию систем невербальной коммуникации;
- изучить мимика как отражение эмоциональных состояний человека;
- рассмотреть невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур.
Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.
Объектом является изучение невербальных проявлений эмоций.
Степень разработанности - в описании данной работы послужили труды многих российских и зарубежных ученых, философов, психологов, профессоров: Витт, Н.В., Барабанщиков, В.А., Бреслав Г.М., Дегтярёв, А.В., Прихидько, А.И., Защиринская, О.В., Изард, К.Э.
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ
1.1 Понятие и особенности невербального общения
Понятие «коммуникация» означает процесс передачи информации. К коммуникациям относят переговоры, межличностное, массовое, групповое общение и т. д. Коммуникация может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация — это словесное взаимодействие сторон, осуществляется с помощью символов, знаковых систем, главный среди которых язык.
Невербальное общение – это разновидность неречевого взаимодействия коммуникационного характера между живыми существами. Другими словами, невербальное общение человека является разновидностью передачи всевозможной информации или возможностью воздействия на окружение без употребления речевых (языковых) механизмов[1][2].
Невербалика включает в себя всевозможные жесты, мимику, взгляды, телесный контакт, внешний вид и многое, многое другое. Невербальные сигналы играют огромную роль в общении. Они дают дополнительную информацию к вербальному общению. Невербальные сигналы человека показывают психическое состояние собеседника, его отношение к участникам переговоров и теме дискуссии, различные желания, невыражаемые словами. Принято даже считать, что язык телодвижений более правдив, чем словесный язык. Это говорит о том, что люди научились говорить на какие-то шаблонные темы, соблюдая определенный контроль, а в каких-либо ситуациях прибегать ко лжи, используя для этого имеющиеся в запасе слова.
Невербальная информация не посылается преднамеренно. Она практически всегда неосознанна и воспринимается на подсознательном уровне человека[3].
Первоначально, невербальные средства общения являлись реакцией человека в ситуациях защиты, нападения, сосредоточения т. п. Поведение человека в каких-либо ситуациях в основном заучено им на протяжении всей жизни.
Невербальные средства - это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, мимика, жесты, интонация голоса, осанка, поза, походка человека. Невербальные коды либо дополняют информацию и выражают эмоции собеседников, либо заменяют речь. Жесты человека являются некой утечкой информации, поскольку люди в основном никогда не задумываются над своими движениями во время переговоров и в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, глаза и жесты это выдают. Австралийский специалист А. Пиз говорит о том, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств— 38%, мимики, жестов, позы - 55%. На самом деле, невербальная коммуникация передает намного больше информации, чем вербальная. Общение с помощью языка тела ведется в течение тысячелетий, но предметом исследований стало недавно. В конце XX в возникла новейшая научная дисциплина, появились специалисты по невербальному общению. Предметом изучения является поведение людей в различных условиях. Знание специфики такого поведения дает нам информация о собеседнике, а также мы можем изучать самих себя.
Детальное изучение методов невербального общения началось в 60-е годы XX века.
В тех случаях, когда информация, которая передается словами, не соответствует тому, о чем говорят жесты, мимика и т. д., то большего доверия заслуживает информация невербальная, становится очевидным, что человек лжет, или что-то недоговаривает и т. п.
Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой различной информации о человеке. Подобную информацию мы можем получить через жесты, интонации, мимику, поскольку они способны выразить и корректно интерпретировать душевную энергию человека, состояние симптомы и движения.
Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, так как позволяют хорошо понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Но, невозможно получить информацию о предметах или лицах, отсутствующих в данный момент или вовсе не существующих. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю, поэтому так просто выявить истину при вербальном общении.
Таким образом, невербальные средства общения усваиваются только в естественных условиях при наблюдении, подражании или копировании. Они могут быть врожденными или приобретенными при социальном развитии человека, биологическими, социальными. В целом, роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с человеком, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневной практики общения. Такая коммуникация позволяет с легкостью уловить сигналы тревоги или же раздражения собеседника по невербальному смыслу, не допуская вербального выражения. Невербальное поведение может подчеркивать или акцентировать информацию. Правильная интерпретация действий и намерений партнера помогают получить достаточно важную информацию, а также позволяют предотвратить недопонимания, конфликты.
1.2 Основные характеристики эмоций и эмоциональных состояний
Многообразие эмоциональных проявлений человека выражается в эмоциональных реакциях, эмоциональных процессах, чувствах, эмоциональных состояниях, отношениях, устойчивых чертах личности. Термин «эмоции» в широком смысле объединяет все эти понятия. Эмоциональные явления, внешнее выражение эмоций давно вызывают у психологов практический и научный интерес. Эмоциональные состояния представляют собой целый класс эмоциональных явлений и являются специальным предметом молодой отрасли психологической науки – психологии состояний, а также большой области психологического знания – психологии эмоций. Изучение эмоционального состояния как самостоятельного психологического феномена возможно на стыке психологии эмоций и психологии состояний. Эмоциональное состояние рассматривается также в инженерной психологии, психологии труда, психологии, клинической психологии, специальной психологии.
На протяжении многовековой истории исследования эмоциональных состояний пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.
Разработкой подходов к изучению эмоциональных состояний занимались такие психологи как В. Вундт, В. К. Вилюнас, У. Джемс, У. Макдауголл, Ф. Крюгер.
Учения об чувствах или эмоциях -это самая неразработанная глава в психологии. Это та сторона поведения человека, которую труднее описать и классифицировать, а также объяснить какими- то законами.
Можно волевым усилием подавить эмоциональное состояние – это то самое подавление, которое вредно, по мнению психологов, тем более вредно как для человека и как для родителя. Можно себя переключить: искусственно вызвать в себе (или привлечь извне) какой-то другой импульс – отреагировать на него каким-то заранее известным способом – новая эмоция добавит свою струю и приведет к другому эмоциональному состоянию. Можно вообще ничего не предпринимать, но сосредоточиться на проживании текущего эмоционального состояния (этот подход упоминается в буддизме и Тантре). В этом нет ничего нового, и подавлять эмоциональные состояния мы учимся с детства, считая этот процесс контролем эмоций… но это неверно. Все-таки это контроль эмоциональных состояний, и с его помощью управлять собственно эмоциями невозможно.
В действительности человек пытается работать со следствиями эмоций; но поскольку он не затрагивает причины своего эмоционального состояния, его попытки заведомо будут неэффективными (разумеется, если он не работает с собой и в части выбора эмоций) - в части эмоциональных состояний сложность в том, что наше текущее состояние – это результат сразу нескольких разных причин, разнородных причин. Поэтому сложно выбрать толковый метод саморегуляции (особенно если учитывать только эмоции и не учитывать другие сферы психики). Впрочем, кажется, что при достаточно развитой воле с собственными эмоциональными состояниями работать проще. Ну и не стоит упускать из виду тот факт, что причины из сферы чувств – слабо поддаются и контролю и наблюдению, по крайней мере изначально.
В современной психологической науке выделяют следующие виды и формы переживания чувств:
- Моральные.
- Интеллектуальные.
- Эстетические.
- Предметные.
Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и к своему собственному. Моральные чувства-это отчужденность и привязанность, любовь и ненависть, благодарность и неблагодарность, уважение и презрение, симпатия и антипатия, чувство уважения и презрения, чувство товарищества и дружбы, патриотизма и коллективизма, чувство долга и совести. Эти чувства порождаются системой человеческих отношений и эстетическими нормами, регулирующими эти отношения.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Это радость поиска решения какой-либо проблемы или тяжёлое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить её. К интеллектуальным чувствам относятся также следующие: любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.
Эстетические чувства - это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, пошлости.
Предметные чувства - чувства иронии, юмора, чувство возвышенного, трагического.
Попытки дать более универсальные классификации эмоции предпринимали многие ученые, но каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т.Браун положил в основу классификации признак времени, разделив эмоции на непосредственные, то есть проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основе отношения к источнику действия. И.Додонов в 1978 году отмечает, что создать универсальную классификацию вообще, невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной для решения другого круга задач
Эмоции - (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — класс психических состояний и процессов, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.
Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие.
Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма).
Разумеется, поскольку человек – это неразрывное целое, то и состояние эмоционального тела непосредственно влияют на все остальные тела, включая физическое.
Кроме того, эмоциональные состояния (если точнее – состояния эмоционального тела) могу быть вызваны не только эмоциями. Эмоции довольно скоротечны. Есть импульс – есть реакция. Нет импульса – и реакция исчезает.