Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действие этих правил весьма разнообразно, они могут предполагать: - усиление (гиперболизацию) выражения эмоций. Так, французский этнолог М. Мосс обратил внимание на «чрезвычайную распространенность обязательного и морально предписанного использования слез» в погребальных обрядах традиционных культур. Например, в традиционной культуре мордвы с наступлением смерти близкого человека родные начинали исполнять протяжные вопли отчаяния в высоком регистре наиболее напряжено. Этот момент плача называли – крик о смерти («куломадаранкстама»). Последующий плач вопленицы исполнялся в низком регистре мягким грудным и приглушенным тембром, прерываясь горестными всхлипами и представлял собой рассказ о смерти. В наиболее драматические моменты обряда напев плача интонируется вновь в высоком регистре. Причеты исполняли с такой эмоциональной силой, отмечают Л. Б. Бояркина и Н. И. Бояркин, чтобы оказать максимальное воздействие на всех присутствующих и заставить их плакать[18];

- уменьшение выражения эмоций. Например, от эстонцев или финнов ожидается сдержанность в эмоциональных проявлениях там, где от представителей других национальностей можно было бы ожидать проявлений ярости или бурной радости;

- контекстный запрет на выражение определенных эмоций. Например, во многих культурах мужчине на людях не положено демонстрировать страх, проявлять слабость, быть сентиментальным;

- маскировку одной эмоции другой. Строгие правила «сокрытия» эмоций существуют в японской культуре.

Практически все наблюдатели отмечают, что у японцев, как правило, спокойное, безмятежное выражение лица, независимо от внутренних эмоций, которые они стремятся скрыть, пряча под маской[19]. Еще одним видом экспрессивного поведения человека являются жесты, или выразительные движения рук, головы и т.п. За последние десятилетия появилось большое количество работ, описывающих и систематизирующих жесты. Приходится констатировать, что многие из них культурно-специфичны и часто становятся препятствием для адекватного общения и взаимопонимания. Многие из нас, путешествующие и вступающие во взаимодействие с представителями иных культур, оказывались в ситуациях, когда привычные для нас жесты, были неправильно поняты местными жителями, поскольку имели в их культуре совершенно иное значение.

Исследователи отмечают, что одинаковые по технике исполнения жесты могут неоднозначно интерпретироваться даже в разных районах одной страны[20]. При подготовке индивидов к взаимодействию в инокультурной среде психологи обычно рекомендуют во избежание недоразумений использовать жесты как можно меньше. Этой же точки зрения придерживаются и специалисты в области лингвострановедения, полагая, что учащиеся должны быть ознакомлены лишь с наиболее характерными жестами культуры изучаемого языка. Но нет никакой необходимости стремиться к активизации всех жестов, в ряде случаев «то, что у носителя языка кажется обычным, у представителя другой страны становится неуместным»[21].


Успешная межкультурная коммуникация предполагает постоянную готовность человека к восприятию, пониманию, и принятию чужих этнических стереотипов поведения, нравов, обычаев, интересов, культурных ценностей. Чтобы конструктивно общаться и понимать представителей другого этноса, необходимо не только знать и понимать коммуникативную символику своего народа и другого народа, но и признавать равноценность и равнозначность всех этносов, всех культур.

Важно отметить, что, несмотря на различия в невербальных формах выражения эмоций представителями разных культур, «универсальность экстралингвистической эмоциональной экспрессии не оставляет сомнений», что позволяет находить взаимопонимание в процессе общения и способствует установлению и развитию дружественных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полное владение невербальным языком несет в себе не только умение использовать жесты как элементы невербального семиотического кода, но и знание языковых манифестаций любого из жестов. В свою очередь хорошее владение естественным языком в качестве одной из составляющих предполагает не только умение пользоваться языковыми номинациями, как элементами вербального семиотического кода, но и способность распознавать по языковым манифестациям стоящие за ними жесты. Жесты рук имеют особенность проявлять эмоциональное состояние людей в ходе беседы, дополнять высказывание, уточняя при этом сказанное или сделанное, эксплицировать отношение к собеседнику, замещать высказывание, аккомпанировать вербальное сообщение.

Жесты и мимика относятся к знаковой системе невербального общения, разной в различных национальных культурах. Экстралингвистические причины такие как социальное положение, государство, политическая обстановка проявляют большое воздействие на восприятие мимики и жестов. Немаловажным является культурологический аспект восприятия семиотической системы невербального общения, т.к. история, культура, традиции народа значительны для основания менталитета человека. Язык жестов и телодвижений является очень богатым и непростым, как в прочем и многие подобные формы общения.

Научные исследователи проводили изучения, в ходе которых было выявлено, что язык телодвижений обладает всеми компонентами, которые характеризуют их как полноценные языки. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. В заключении является необходимым отметить, что невербальная коммуникация – это есть интерпретация и обмен людьми невербальных сообщений. Истолковывая невербальные послания собеседника, нужно учесть ряд факторов: состояние здоровья собеседника, его профессию, принадлежность к национальности, уровень культуры, возраст и конечно сочетание невербальных знаков. Интерпретация невербальных посланий является творческим процессом, который в свою очередь требует от его участников интереса людей, их наблюдательности и внимания.


Невербальная коммуникация играет одну из первых ролей в ходе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как оригинальный язык чувств являются таким же продуктом развития общества, как например, и язык слов. Среди этих средств выделяют взгляды, внешность, позы, жесты, мимику, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Эти виды невербальных сообщений размещаться во взаимодействии, при этом иногда они дополняют друг друга, а иногда противоречат.

Невербальная коммуникация очень эффективна и намного больше несет информации, чем вербальная.

Активное использование невербалики ведет к улучшению коммуникации. Если же невербалика и словесные сигналы не совпадают, то люди будут ориентироваться на информацию, переданную с помощью невербалики.

Все неречевые сигналы могут по-разному проявляться у людей разного возраста и социального статуса. Например, если человек мало использует невербальные средства общения, значит он чувствует свое высокое положение в обществе.

Невербальное общение очень сложно поддается контролю. Такое общение спонтанно и непроизвольно. С его помощью человек может подтверждать, опровергать словесную информацию, выражать свои чувства и эмоции, восполнять недостаток слов. Это общение позволяет составить четкий образ собеседника. Люди, которые изучают невербальные средства общения, могут с легкостью создать о себе нужное впечатление.

Некоторые люди от природы очень подвижны и эмоциональны. Соответственно, и их жестикуляция будет интенсивной. Жесты не свойственны спокойным, сдержанным людям.

Лучшим жестом считается тот, который никто не заметит и который сольется со словом и только усилит его воздействие на собеседника. Максимальной эффективности от общения можно добиться при гармоничном сочетании мыслей и слов.

Мимика, жесты очень много передают информации непосредственно в подсознание слушателя независимо от его желания.

Все невербальные средства общения, используемые коммуникатором в разговоре должны говорить о движении мысли, о чувствах и эмоциях говорящего, являться физическим выражением его творческих усилий.

Адекватное восприятие собеседника дает возможность более четко реагировать на изменения ситуации общения, распознать его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации.

Все эти качества становятся незаменимыми именно для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.


Умение правильно толковать невербальные сигналы значительно облегчит попытки влиться в любую сферу человеческих отношений. Изучение невербальных средств коммуникации приведет к приятному общению с партнерами по бизнесу или просто близкими друзьями. В любой ситуации человек найдет нужные слова и с легкостью поймет своего собеседника

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избранные труды / П. К. Анохин. – М.: Наука, 2017. - 453с.
  2. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 153-163.
  3. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2017. – С. 433–473.
  4. Верещагин Е.М , Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного– М. : Русский язык, 2016. – С.162
  5. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 60-64.
  6. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной. ― Автореф. дисс.на соиск. учен. степени док. филол. наук. ― Москва, 2017. ― 68 с.
  7. Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 2018. – 38 с.
  8. Лабунская, В., Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учебное пособие/В. Лабунская.-Ростов: Феникс, 2017.-567 с.
  9. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018 – 215 с.
  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2017. – 712 с.
  11. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018. – 141 с.
  12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 368 с.
  13. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. - Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 2018 – 118 с.
  14. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf. (дата обращения:20.12.2019)
  15. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. ― Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.И. МЕДВЕДЕВА ― Часть II. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью. [Электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://dustyattic.ru/culture/art_and_science_of_dialogue/asd_2 (дата обращения:20.12.2019)
  16. Невербальные коды и языки. Яковлев И. П. //URL:www.enekto.wordpress.com (дата обращения:20.12.2019).
  17. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: учебное пособие/В.Б. Кашкин.-М.:АСТ:Восток-Запад, 2017.-157 с.
  18. Пиз, А. Язык телодвижений/А. Пиз.-М.:Эксмо, 2017.-94 с.
  19. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2018. С. 159.
  20. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 281 с

  1. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной. ― Автореф. дисс.на соиск. учен. степени док. филол. наук. ― Москва, 2017. ― 68 с.

  2. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. ― Под общей редакцией члена-корреспондента РАН В.И. МЕДВЕДЕВА ― Часть II. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью. [Электронный ресурс] ― Режим доступа ― URL: http://dustyattic.ru/culture/art_and_science_of_dialogue/asd_2 (дата обращения:20.12.2019)

  3. Лабунская, В., Экспрессия человека: общение и межличностное познание: учебное пособие/В. Лабунская.-Ростов: Феникс, 2017.-9 с.

  4. Куликов, Л. В. Психология настроения личности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук / Л. В. Куликов; Санкт-Петербургский государственный ун-т. – СПб: [б. и.], 2018. – 38 с.

  5. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018 – 215 с.

  6. Симонов, П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций [Текст] / П. В. Симонов. - М.: Наука, 2018. – 141 с.

  7. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний [Текст] / В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 60-64.

  8. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст]: пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. - Горький: Горьковский государственный педагогический институт им А. М. Горького, 2018 – 118 с.

  9. Там же. – С.80

  10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С. Л. Рубинштейн. – СПб. и др.: Питер, 2017. – 712 с.

  11. Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избранные труды / П. К. Анохин. – М.: Наука, 2017. - 453с.

  12. Агавелян, В. С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний [Текст] / В. С. Агавелян // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2017. – С. 153-163.

  13. Невербальные коды и языки. Яковлев И. П. //URL:www.enekto.wordpress.com (дата обращения:20.12.2019

  14. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: учебное пособие/В.Б. Кашкин.-М.:АСТ:Восток-Запад, 2017.-157 с.

  15. Пиз, А. Язык телодвижений/А. Пиз.-М.:Эксмо, 2017.-94 с.

  16. . Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgimo.ru/files/35232/35232.pdf. (дата обращения:20.12.2019)

  17. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 368 с.

  18. Бояркина Л.Б., Бояркин Н.И. Музыкальное искусство // Мордва : Историко-культурные очерки. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2017. – С. 433–473.

  19. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Учебное пособие. Пенза: Пензенский гос. педагогический ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза, 2018. С. 159.

  20. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 281 с

  21. Верещагин Е.М , Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного– М. : Русский язык, 2016. – С.162