Файл: Внутригрупповые отношения в организации: лидеры и аутсайдеры (Неформальная структура группы: Лидер, Принятые, Изолированные, Отвергнутые. Внутригрупповые отношения в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Неформальная структура группы: Лидер, Принятые, Изолированные, Отвергнутые. Внутригрупповые отношения в организации.

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между её членами функции, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

Рисунок 1. Создание неформальной группы.

На рис. 1 представлена схема того, как на предприятии появляется неформальная группа. И так же видно, что данная группа может появляться и не в единственном числе. Управлять большим количеством таких групп может быть довольно сложно, так что одной из основных задач управляющего звена компании не допустить большого распространения данных групп и при этом не запрещать их создание, так как это может привести к конфликтам с коллективом.

Неформальная группа – это спонтанно образующиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Трудовая среда очень благоприятна для образования таких групп. Благодаря формальной структуре организации и ее задачам одни и те же люди обычно собираются вместе каждый день, задачи, которые они решают, заставляют их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных групп. В большой формальной организации существует не одна неформальная группа. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть - неформальную организацию.

Неформальные группы в некоторой степени подобны формальным - в них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших группах имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Неформальная группа является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Тип и структура неформальной организации являются результатом социального взаимодействия.

Рисунок 2. Классификация неформальных групп в коллективе по признаку отношения к целям деятельности организации.

Неформальные группы в организации могут носить позитивную или негативную направленность. Позитивно настроенные к целям деятельности организации неформальные группы следует всячески поддерживать, негативно настроенные группы следует активно нейтрализовать. На рис.2 дается характеристика таких неформальных групп.


Причины вхождения в неформальные организации состоят в том, что принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды, не менее важные, чем получаемая заработная плата: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимная защита, тесное общение и взаимная заинтересованность.

Принадлежность является первой причиной вступления в неформальную группу, поскольку она - одна из самых сильных эмоциональных потребностей. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, обычно не удовлетворены. В большинстве формальных организаций людей лишают возможностей социальных контактов.

Свойства неформальных групп отличаются от свойств формальных организаций, к ним относятся такие характеристики, как социальный контроль, сопротивление переменам, наличие неформальных лидеров.

Социальный контроль - это установление и укрепление групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. В неформальной организации имеются свои правила, они могут касаться характера одежды, поведения, приемлемых видов работы и правил поведения. Несоблюдение этих норм может жестоко караться, тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние и способствовать достижению целей формальной организации.

Типичным в неформальных организациях является сопротивление переменам. Это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, появление большой группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной группы или организации. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению компьютеров, опасаясь, что эта техника отнимет у них работу. Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле.

Неформальными группами руководят неформальные лидеры. Эти лидеры приобретают свое положение, добиваясь власти и применяя ее к членам группы, подобно руководителям формальной организации. Существенных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций для оказания воздействия, по сути нет. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.


Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать, и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми, один обеспечивает достижение целей группы, другой - социальное взаимодействие.

В коллективе может быть несколько неформальных лидеров. Они выделяются в группах людей, объединенных общими интересами, и обладают специфическими особенностями своего характера, компетенциями, лежащими в зоне интересов группы. Именно к ним в первую очередь обращаются члены группы при возникновении проблем, связанных как с производственной деятельностью, так и с межличностными отношениями. Как указывалось, выше, неформальные лидеры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на членов коллектива в зависимости от их моральных установок, личных целей и т.п. Менеджмент организации (подразделения) должен знать о наличии таких неформальных групп, их лидерах и используемых ими внутренних установок. При формировании формальных групп и кадровых назначениях эта информация должна учитываться.

Неформальный лидер – это человек, который не имеет какого-то особого положения. Однако его мнение порой даже выше главы компании. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.

Виды неформальных лидеров

1.Организатор. Он обладает большими способностями планировать рабочие проекты и задания, определяет время для их исполнения, распределяет обязанности между сотрудниками. Он постоянно генерирует полезные идеи.

2.Бунтарь. Довольно сложный тип. Способен отстаивать свое мнение, четко подбирает слова в разговоре, постоянно вступает в споры с другими сотрудниками, нередко и с руководством. Постоянно имеет потребность находить повсюду несправедливость и бунтовать против нее. Склонен выдвигать свои условия руководству и выступать с забастовками. Он постоянно борется не только за свои права, но и за права всего коллектива. Эти люди могут стать провокаторами серьезных конфликтов между сотрудниками. Такие лидеры – революционеры часто уходят с компании после таких скандалов, прихватив некоторых членов коллектива.


3.Темпераментный лидер. Он постоянно переполнен разными идеями, ведет вдохновляющие и интересные разговоры. Но как только в его адрес звучит критика, он моментально сникает. Зачастую такой лидер – эгоистичный человек. Он никогда не доводит начатое дело до конца, парит в своих мечтах и в неосуществимых желаниях.

4. «Рубаха – парень». Очень общительный, неконфликтный, позитивный, душа компании. Постоянно веселый, оптимистичный, находит плюсы во всем, даже у трудных задач имеет простые и эффективные решения. С руководством общается на равных.

«Серый кардинал». Выдвигает эффективные идеи для решения рабочих вопросов. Немного зануден, всегда помнит о разных мелочах. Не претендует на роль лидера, при этом эффективно руководит всем рабочим процессом. Предпочитает находиться на вторых ролях, при этом ни у кого не возникает сомнения, что первая скрипка в коллективе – именно он.

Так же в неформальных организациях наблюдаются так называемые принятые. Это люди, которые изначально не являлись членами неформальной группы. Например, это новый член коллектива, которого недавно приняли на работу. Сначала данный работник может являться изгоем, так как не знает структуры компании и какие группы в ней есть. Но в последствии удачно проявив себя или расположив к себе коллектив, из изгоя он может перерасти в принятого участника той или иной неформальной группы.

Таблица 1.Сравнение признаков лидерства и руководства.

Лидерство

Руководство

Что регулирует?

Межличностные отношения, носящие неделовой характер

Регулирует институциональные отношения в рамках социальных институтов

В каких условиях проявляется?

Микросреды

Макросреды

Как возникает и преимущественно функционирует?

Стихийно

В результате целенаправленной и контролируемой деятельности целой системы социальных организаций и институтов. Избирается, назначается

В какой степени зависит от настроений и изменений в отношениях группы

Менее стабильно

Более стабильно

Каким образом использует санкции

Не определено

Используется в рамках норм

Основания авторитета

Основан на личном влиянии

Определен официальным статусом

Какой характер принятия решений

Чаще имеет непосредственный характер

Имеет более опосредованный характер

Какова сфера деятельности

Замыкается в микросреде, на неофициальных отношениях симпатии и оппозиции в отношениях между членами малой группы.

Широка. Предусматривается управление психологическим климатом, необходимость поддерживать внешние связи.


В таблице 1 представлено сравнение нескольких признаков и отличий лидерства и руководства. Исходя их этой таблицы можно сделать вывод, что лидерство и руководство — это довольно разные вещи. Лидерство не является официальным статусом, имеет непосредственный характер и замыкается в микросреде в отличие от руководства. Это говорит о том, что не каждый руководитель может быть лидером, но и не каждый лидер является руководителем. Но с другой стороны эти понятия дополняют друг друга и руководитель с хорошо развитыми лидерскими качествами и признанный в компании именно лидером, чаще всего приводит к полноценному развитию компании и сотрудники данной компании, скорее всего захотят в ней остаться, и станут её «патриотами», что укрепит не только статус компании, но и поможет привести к устойчивой конкурентоспособности.

Изолированными называют тех членов группы, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как положительные выборы, так и отвержения. Данные участники группы не имеют никакого голоса в принятии решений, связанных с неформальной или любой иной группой. Но и при этом участники группы не проявляют к изолированным никаких как негативных, так и иных воздействий.

Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых «проблем». Отвергнутые члены группы отстают по двум распространённым причинам:

- они не талантливы в том, чего требует группа;

- они чем-то отличаются от группы и это отличие делает их положение в группе двусмысленным.

Отвергаемого держит в группе так же несколько причин:

- его держит в группе исключительно страх покинуть эту группу и остаться вообще вне группы;

- страх и низкая самооценка делают человека заложником того места, где он оценивается ниже всех.

Особое значение неформальных организаций связано с тем, что их взаимодействие с формальными системами определяет эффективность организации. Формальные планы и политика организации не адекватны динамике проблем, ибо они далеко не всегда учитывают возможные трудности и не отличаются гибкостью.

Еще одно достоинство неформальной организации — возможность облегчить управленческую нагрузку. В том случае, когда менеджер уверен, что неформальная организация поддерживает цели компании, исчезает необходимость жесткого контроля, так как «порядок на корабле» поддерживается самими «матросами», появляется возможность делегирования полномочий и децентрализации власти. Поддержка менеджмента неформальными группами способствует укреплению взаимодействия работников и отделов организации, повышению производительности и реализации принятых планов.