Файл: Влияние организационной культуры на проектную деятельность ( Общая характеристика деятельности организации ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 443
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры и ее характеристика
1.2 Виды и функции организационной культуры
1.3 Влияние организационной культуры на деятельность предприятия
Глава 2. Анализ влияния организационной культуры на проектную деятельность организации
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ организационной культуры
2.3 Влияние организационной культуры на проектную деятельность организации
Культура власти основана на явлении власти как таковой. Типичным примером является культура, в которой лидер — сильный, «харизматичный» человек, требовательный, но в то же время способный четко и ясно выразить, что он ожидает от своих подчиненных[14].
Культура роли (бюрократическая культура) часто является условием «обезвреживания» культуры власти, в которой, как уже было указано, много произвола со стороны сильного лидера[15].В такой культуре ответственность за разные аспекты определена, что помогает избежать конфликтов[16].
Культура задачи существует по принципу «сфокусированности на достижениях» — общих или индивидуальных. При наличии в организации такой культуры у работников возникает чувство азарта в связи с возможностью достичь определенных целей[17].
Культура личности предполагает, что работники испытывают чувства дружбы и тепла друг к другу, ощущают свою ценность и значимость.
Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций — значительное влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, насколько приветствуется руководством проявление самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных. Ряд факторов вызывают необходимость целенаправленного изменения организационной культуры (рисунок 1).
Рисунок 1 – Факторы целенаправленного изменения организационной культуры[18]
К мероприятиям по изменению организационной культуры на предприятии можно отнести[19]:
пересмотр подходов и процедур в деятельности сотрудников;
изменение системы поощрений и наказаний;
поддержка тех сотрудников организации, которые способствуют введению новой культуры;
замена сотрудников, выступающих против нововведений;
обновление штата, поддерживающего новые ценности.
Основными способами изучения организационной культуры являются: изучение документов, управленческой информации, анализ стиля управления, коммуникации, устный или письменный опрос, беседа с сотрудниками организации[20].
1.3 Влияние организационной культуры на деятельность предприятия
Влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации, происходит по 2-м каналам: через поведение людей, через методы их работы. Для наглядности, на (Рис.2) представлена схема отражающая влияние корпоративной культуры на деятельность организации.
Рисунок 2 - Влияние организационная культура деятельность предприятия[21]
С точки зрения первого подхода, проводят специальное социологическое исследование, разрабатывают опросники, по которым хотят выяснить влияние отдельных аспектов организационной культуры на поведение работников. При обработке анкет используют метод группировки для изучения поверхностного и подповерхностного уровней организационной культуры, используют метод факторного анализа для изучения глубинного уровня организационной культуры. Результаты анализа представляют в трехмерном пространстве[22].
Второй подход рассматривается с помощью нескольких моделей. В теории менеджмента предложена модель Питерса-Уотермана[23]. Данная модель подразумевает все предложения разбить на две группы по эффективности деятельности как успешные и неуспешные, а затем выводится то отличие по организационной культуре, которым характеризуются успешные предприятия. Компании привели к успеху следующие принципы деятельности[24]:
- вера в действие;
- связь с потребителем;
- поощрение предприимчивости;
- рассмотрение людей как основного источника производительности и эффективности;
- знание того, чем управляют;
- не заниматься тем, чего не знаешь;
- простая структура и немногочисленный штат управления;
- одновременное сочетание гибкости и жесткости в управлении.
Для эффективности организации важно совпадение культуры и стратегии организации. При их несовпадении возникает так называемый «культурный» риск, ведущий к снижению эффективности работы. Культурный риск оценивается по матрице, в которой риск зависит от 2-х факторов: совместимости между стратегией и культурой и важности задачи для успеха стратегии.
Зона незначительного риска возникает для несущественных задач и высокой совместимости между стратегией и культурой. Зона недопустимого риска возникает для значимых задач и при несовпадении стратегии и культуры (на них следует обращать особое внимание).
Управленческие решения по достижению совпадения между стратегией и культурой сводятся к следующим действиям:
1. игнорируется культура, которая препятствует эффективному претворению в жизнь выбранной стратегии;
2. изменяется организационная культура, однако это является достаточно длительным процессом;
3. изменяется стратегия с целью ее координации с существующей культурой;
4. система управления подстраивается под культуру таким образом, чтобы обойти культуру без внесения серьезных изменений в стратегию[25].
Формируя организационную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в которых она будет развиваться. Культура поведения человека в высокой степени зависит от типа личности, точно также как организационная культура зависит от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал.
Таким образом, рассмотрев теоретический аспект организационной культуры, можем сказать, что корпоративная культура может рассматриваться как определенная идеология управления отличающая одно предприятие среди других, формирующая благоприятный микроклимат, а также способствует формированию хорошего имиджа. Установлено положительную взаимосвязь между корпоративной культурой и конкурентоспособностью предприятия, поскольку эффективная корпоративная культура способствует повышению эффективности деятельности предприятия и росту трудового потенциала, что, в свою очередь, приводит к росту компетенций персонала и обеспечивает рост прибыли предприятия.
Глава 2. Анализ влияния организационной культуры на проектную деятельность организации
2.1 Общая характеристика деятельности организации
ООО «РН-Ванкор» - дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть», образовано в 2004г. для освоения Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения - крупнейшего из месторождений, открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние двадцать пять лет. Месторождение расположено на севере Восточной Сибири в Туруханском районе Красноярского края в 142 км от г. Игарка. Его площадь составляет 416,5 кв. км[26].
Начальные извлекаемые запасы Ванкорского месторождения по состоянию на 1 января 2014 г. составляют 500 млн. тонн нефти и конденсата, 182 млрд. кубометров газа (природный + растворенный).
Основным видом деятельности по ОКВЭД является – добыча сырой нефти. Дополнительные виды деятельности:
торговля оптовая неспециализированная;
строительство жилых и нежилых зданий;
деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками;
добыча нефтяного (попутного) газа;
добыча природного газа и газового конденсата;
разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина;
предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
производство нефтепродуктов;
разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа;
производство электроэнергии;
передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям;
распределение электроэнергии;
торговля электроэнергией;
производство и распределение газообразного топлива;
деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными, ножевыми и прочими металлическими изделиями.
Компания «РН-Ванкор» занимается разработкой и развитием крупнейших и богатейших ресурсами месторождений севера Красноярского края. С начала разработки данных проектов, было инвестировано в них уже 5 миллиардов долларов. На Ванкорских месторождениях строятся объекты нефтедобычи и инфраструктуры по самым современным технологиям, с учетом безопасности для окружающей среды, а так же работников.
Стратегическая цель компании — войти в тройку лидеров ведущих энергетических компаний мира по эффективности и масштабам деятельности[27].
Конкурентные преимущества компании:
уникальная по масштабам и качеству ресурсная база;
крупнейшие в России новые проекты в секторе разведки и добычи;
самые низкие удельные операционные расходы на добычу;
стратегическое предприятие Российской Федерации.
располагает собственной и привлеченной инфраструктурой нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС/АЗК) с учетом емкости рынка и уровня платежеспособного спроса;
товарный знак ОАО «НК «Роснефть» является одним из самых узнаваемых на рынке нефтепродуктов в регионах деятельности Компании и ассоциируется у потребителей с достойным уровнем качества топлива, продаваемого на АЗС, что немаловажно для поддержания конкурентоспособности[28];
размер и качество ресурсной базы.
«РН-Ванкор» является конкурентоспособной, крупной компанией, которая с каждым годом только наращивает свой потенциал и повышает результаты деятельности.
Компания «РН-Ванкор» является организацией с функциональной организационной структурой, для каждого вида деятельности сформированы свои отделы.
Основными конкурентами «РН-Ванкор» и «Роснефть», при поставке нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках, являются российские компании:
ОАО «ЛУКОЙЛ»;
ОАО «ТНК-ВР Холдинг»;
ОАО «Сургутнефтегаз»;
ОАО «Газпром нефть»;
ОАО «Татнефть».
Преимущества ОАО «НК «Роснефть» по сравнению с основными конкурентами[29]:
уникальная по масштабам и качеству ресурсная база;
крупнейшие в России новые проекты в секторе разведки и добычи;
самые низкие удельные операционные расходы на добычу;
стратегическое предприятие Российской Федерации;
располагает собственной и привлеченной инфраструктурой нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, АЗС/АЗК) с учетом емкости рынка и уровня платежеспособного спроса;
товарный знак ОАО «НК «Роснефть» является одним из самых узнаваемых на рынке нефтепродуктов в регионах деятельности Компании и ассоциируется у потребителей с достойным уровнем качества топлива, продаваемого на АЗС, что немаловажно для поддержания конкурентоспособности.
Основное конкурентное преимущество - размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,8 млрд. баррелей. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 25 лет, а большая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.
Для обеспечения устойчивого роста добычи в долгосрочной перспективе "Роснефть" активно расширяет свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений. Коэффициент восполнения доказанных запасов углеводородов за последние 5 лет в среднем составил около 150% без учета приобретений, что является одним из самых высоких показателей в отрасли.
Основными партнерами компании являются:
1. Негосударственный пенсионный фонд «Нефтегарант».