Файл: Влияние организационной культуры на проектную деятельность ( Общая характеристика деятельности организации ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 451
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры и ее характеристика
1.2 Виды и функции организационной культуры
1.3 Влияние организационной культуры на деятельность предприятия
Глава 2. Анализ влияния организационной культуры на проектную деятельность организации
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ организационной культуры
2.3 Влияние организационной культуры на проектную деятельность организации
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе важную роль играет формирование у нового поколения руководителей знаний использования современного проектного подхода к решению задач развития процессов управления на разных уровнях, ориентации этих процессов на достижение конечных результатов с минимальными затратами времени и средств, усвоения методологии управления проектами, как нового прогрессивного инструментария сферы управления.
В современных условиях хозяйствования эффективность проектной деятельности предприятий во многом определяется уровнем развития их организационной культуры.
Организационную культуру можно рассматривать как своеобразную идеологию управления, нацеленную на повышение деловой активности предприятия. Идеология управления проявляется в миссии и целях организации и влияет на:
- взаимоотношения работников с организацией;
- основные принципы деятельности работников и организации в целом;
- отношения организации к деловым партнерам, конкурентов, потребителей;
- позиционирование относительно общества;
- общие мировоззренческие позиции.
Сейчас существует большое количество публикаций, посвященных проблемам корпоративного управления и корпоративной культуры. Само определение основных факторов корпоративной культуры, влияющих на проектную деятельность предприятия, является важным и актуальным аспектом выбранной темы исследования.
Исследования в этой сфере осуществляли такие зарубежные и отечественные ученые, как Р. Л. Ансофф, Е. Г. Шейн, Н. Г. Богатырев, А. В. Иванченко, В. Назарова, Г. Л. Хает В. Антонова, И. Беликова, В. Вербицкого, В. Гретченко, А. Дубовицкую, Д. Исаева, Р. Коджоян, И. Минаков, М. Самосудова, Г. Хаета и др.
Но аспекты влияния корпоративной культуры на проектную деятельность предприятия освещены недостаточно, что делает изучение данной темы актуальным.
Целью написания курсовой работы является анализ влияния организационной культуры на проектную деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-
- рассмотреть понятие организационной культуры и дать её характеристику;
- охарактеризовать виды и функции организационной культуры;
- оценить влияние организационной культуры на деятельность предприятия;
- провести анализ влияния организационной культуры на проектную деятельность организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в организации.
Объектом исследования в курсовой работе выступает организационная культура.
Предметом исследования выступает влияние организационной культуры на проектную деятельность компании.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение, библиографию и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры и ее характеристика
Перейдя к рыночным условиям хозяйствования, современная экономика предъявляет все более высокие требования к качеству управления. Для выживания и удержания своих позиций руководители предприятий вынуждены строить системы управления, ориентированные на повышение собственной конкурентоспособности. К числу факторов, определяющих конкурентное преимущество организации, относят ее культуру. Особый интерес к организационной культуре у западных исследователей возник в 80-х гг. XX в., после проведения учеными К. Камероном и Р. Куинном масштабных исследований, целью которых являлось определение ключевых факторов успеха организаций[1].
В последнее десятилетие отечественные ученые также стали проявлять серьезный интерес к вопросам формирования, развития и оценки организационной культуры. Наибольший интерес вызывают работы М.А. Макарченко, О.Г. Тихомировой, А.Д. Чанько. В свою очередь российские менеджеры пока что не уделяют должного внимания и относятся довольно скептически к данной тематике[2].
Центральной составляющей в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности организации.
Основными кооперативными ценностями являются коллективизм и общность интересов, самостоятельность в действиях, честность, открытость и организационная культура[3]. Некоторые исследователи называют организационную культуру «душой» предприятия, которая проявляется в социально-психологическом климате, методах выполнения работы, степени активности сотрудников, индивидуальных целях, так как все эти факторы зависят от истории предприятия, сложившихся традиций, современного положения, технологии бизнес-процессов и т.п.[4].
Анализ имеющихся определений организационной культуры позволил выявить ряд ее особенностей (сложное социально-экономическое образование, в основе которого лежат определяющие поведение людей ценности, которые, возникая и развиваясь совместно с предприятием, способствуют повышению сплоченности членов предприятия и достижению целей компании). Организационная культура пронизывает деятельность всей организации. Ее называют «социальным клеем», так как культурный контекст связывает воедино все процессы, протекающие в организации.
Организационная культура сегодня признана одним из эффективных способов управления персоналом, она является фактором конкурентоспособности любой организации. Но многообразие и существенные отличия в деятельности различных организаций не позволяют выработать единого универсального подхода к ее формированию и развитию[5].
Организационная культура является системообразующим фактором. Но этот фактор – комплексный. Он состоит из целого ряда факторов – оснований согласования интересов участников совместной деятельности, то есть элементов, составляющих так называемое поле организационной культуры[6].
Организационная культура (как и культура в целом) прошла этап от своего рождения, связанного с осознанием людьми необходимости и полезности совместного труда, до наших дней, когда все более очевидным становится тот факт, что это – социально- экономическая категория; она является сегодня одним из основных факторов эффективности деятельности организации и удовлетворения социальных потребностей.
Средством же обеспечения этой совместной деятельности, системообразующим фактором, который позволяет получить необходимый результат, является организационная культура. Чем выше уровень организационной культуры, тем выше результат[7].
Объективность организационной культуры проявляется в том, что она естественным образом образуется под влиянием внешнего окружения, складывающихся в организации (в процессе ее функционирования) формальных и неформальных отношений и материализуется без каких-либо специальных (целенаправленных) воздействий на нее. В этой связи, например, можно утверждать, что любая организация имеет определенную организационную культуру, что характеризует сильно или слабо выраженное соответствие тому или иному ее типу, тем или иным уровнем ее развитости[8].
Однако объективность организационной культуры в некоторой степени условна, поскольку она - есть воплощение сознательного восприятия того, как должны складываться отношения внутри организации[9].
Субъективный характер организационной культуры позволяет ставить вопрос о возможности и целесообразности управления ею. Наличие же в ней объективного начала свидетельствует о необходимости учета его при обосновании и принятии управленческих решений, то есть в некоторой степени ограничивает «свободу управления»[10].
Изучение организационной культуры связано как с экономикой, так и с социологией труда. Как любое социальное явление, организационная культура не существует без человеческого сообщества. С одной стороны, организационная культура регулирует все отношения людей в данном сообществе – организации, с другой – является продуктом этих отношений[11]. Сформировав культуру на базе своих представлений, установок, ценностных ориентаций, люди тем самым определили технологию, способ деятельности и существования организации. Организационная культура формирует отношение к труду, влияет на степень удовлетворённости трудом, на особенности организации труда.
1.2 Виды и функции организационной культуры
В процессе преодоления трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции организационная культура выполняет ряд значимых функций по отношению к организации, ее различным структурным образованиям и индивидам (таблица 1)[12].
Таблица 1
Функции организационной культуры
Функция |
Характеристика |
Нормативно- |
Эта функция задает регулирующие нормы поведения работников, которое делает это поведение предсказуемым и управляемым. Эта функция позволяет контролировать формы повеления и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной организации. |
Познавательная |
Эта функция позволяет работнику реализовать в рамках культуры такие личностные мотивы, как любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в определенном коллективе людей. |
Ценностнообра-зующая |
Ее назначение заключается в формировании у людей взглядов и отношений к смыслу жизни, правильному пониманию тех ценностей, которые предлагает окружающий человека мир. |
Коммуникационная |
Путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, решаемые ею проблемы. |
Мотивирующая |
Принадлежность к сильной оргкультуре сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, великие цели, образцовые и доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, стиль управления, будучи частями |
Инновационная |
Это внешняя функция, которая помогает организации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляет система целей, ориентированная на потребности клиентов, готовность к риску и внедрение инноваций, организационная культура. Результатом ее является создание позитивного имиджа организации. |
Стабилизационная |
Заключается в развитии системы социальной стабильности в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры. |
Рассмотрим одну из распространенных классификаций организационной культуры, предложенную американским специалистом в области управленческого консультирования С. Ханди (таблица 2).
Таблица 2
Типология организационной культуры С. Ханди[13]
Пара-метры |
Культура власти |
Культура роли |
Культура задачи |
Культура личности |
Тип и размер организации |
Небольшая организация, зависит от центрального источника власти. Жесткая иерархия (финансы, малый |
Крупная организация Строгое функциональное |
Небольшая организация с органической структурой (матричная структура) (НИИ, конструкторские фирмы) |
Небольшая организация, существующая для обслуживания и |
Основа системы |
Сила ресурсов, |
Сила положения. |
Сила специалиста. |
Сила личности, |
Процесс принятия |
Решения принимаются |
Формализованные решения принимаются |
Решения принима- |
Формализация и |
Контроль за исполнением |
Централизованный контроль по результатам через контролеров |
Контроль и координация осуществляются эвеном сверху в соответствии с |
Контроль по результатам высшим руководством. Незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры |
Контроль и |
Отношение к людям |
Привлекает людей, любящих риск, |
Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность |
Объединение сотрудников и организации, раскрываем таланты личности, поощряется инициатива, формирование команды |
Специалисты — |
Тип менеджера |
Ориентация на |
Любит безопасность и предсказуемость. Цели |
Координатор компетентных исполнителей; должен |
Может оказывать некоторое |
Адаптация к изменениям |
Быстро реагирует на изменения в окружающей среде, |
Плохо адаптируется к изменениям, но успешно |
Хорошо адаптируется, так как для решения задач быстро меняется |
Хорошая |