Файл: Проведение маркетингового исследования реально существующей организации (Конкуренция и конкурентоспособность, как базовые понятия).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Конкуренция и конкурентоспособность, как базовые понятия
2. Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Вимм Билль Данн»
2.1.Характеристика организации: общие положения, состав и производственная структура организации
3. Маркетинговая деятельность в организации
3.1. Характеристики внешней среды и маркетинговой деятельности организации
3.2. Маркетинговое исследование конкурентоспособности товара «ОАО Вимм Билль Данн»
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам [13, с. 69-73]:
, (2)
, (3)
где qi`, qi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Анализ определений понятия «конкурентоспособность продукции, товара» позволяет сделать следующие выводы:
- конкурентоспособность продукции характеризуется совокупностью качественных и ценовых характеристик продукции, удовлетворяющих потребности покупателей;
- уровень конкурентоспособности продукции выявляется в результате сопоставления потребительских свойств поставляемой на целевой рынок продукции с аналогичными потребительскими свойствами продукции, выпускаемой конкурентами (в том числе и товаров-заменителей);
- уровень конкурентоспособности продукции обусловлен принципиальными конкурентными преимуществами;
- основными подходами к повышению конкурентоспособности продукции следует считать дифференциацию и снижение цены потребления.
По своей сути конкурентоспособность продукции – это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности именно данного образца, а точность этой оценки подтверждается фактором траты денег на покупку.
Таким образом, под конкурентоспособностью товара нужно понимать его способность наиболее полно удовлетворять требования покупателей в отношении совокупности основных потребительских свойств (т.е. ценовых и качественных характеристик) по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном целевом рынке.
Изучим особенности конкурентоспособности товара ОАО «Вимм Билль Данн».
2. Организационно-экономический анализ деятельности ОАО «Вимм Билль Данн»
2.1.Характеристика организации: общие положения, состав и производственная структура организации
«Вимм-Билль-Данн» (ВБД, WBD) - российская продовольственная компания. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Вимм-Билль-Данн». Компания была создана в 1992 году; её бизнес начался с линии по разливу соков, взятой в аренду, и кредита в $50 тыс. В 2002 году компания провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже, став первой российской продовольственной компанией, осуществившей IPO. В ходе размещения оценка компании составила $830 млн, крупнейшим покупателем акций стала французская Danone
Основной целью ОАО «Вимм-Билль-Данн» является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в продукции (работах, услугах), производимой (выполняемых, оказываемых) предприятием в соответствии с уставной деятельностью, а также получение прибыли. ОАО «Вимм-Билль-Данн» для достижения поставленных целей осуществляет следующие виды деятельности:
- производство и реализация молочных и кисломолочных продуктов;
- овощеводство, выращивание плодовых и ягодных культур, посадочного материала плодовых насаждений, культур для производства напитков;
- переработка молока и производство сыра;
- производство и реализация продуктов детского питания, диетических и кондитерских изделий;
- производство и реализация продуктов питания, соков и напитков;
- производство и реализация минеральной воды;
- оптовая и розничная торговля;
- хозяйственное управление розничной и оптовой торговлей;
- снабжение и сбыт;
- хозяйственное управление материально-техническим снабжением и сбытом;
- маркетинговые исследования, консультации по вопросам коммерческой деятельности, финансов и управления;
- транспортно-экспедиционное обслуживание;
- внешнеэкономическая деятельность;
- предоставление различных видов услуг [22].
Уставный Капитал ОАО «Вимм-Билль-Данн» составляет 904 146 980 (девятьсот четыре миллиона сто сорок шесть тысяч девятьсот восемьдесят) рублей и разделен на 45 207 349 (сорок пять миллионов двести семь тысяч триста сорок девять) штук обыкновенных именных акций одинаковой номинальной стоимостью 20 (двадцать) рублей каждая.
Фактически по состоянию на февраль 2008 года 18,36 % акций ВБД принадлежало французской компании Danone (летом 2010 года в связи со слиянием Danone с «Юнимилком» была достигнута договорённость о продаже данного пакета акций самой ВБД).
В начале ноября 2010 года стало известно, что американская компания PepsiCo договорилась с акционерами «Вимм-Билль-Данна» о покупке компании. В ходе первого этапа сделки, завершившегося 3 февраля 2011 года, PepsiCo получила 66 % ВБД за $3,8 млрд (42,37 % акций было выкуплено у основателей и менеджмента компании, ещё 23,52 % акций - у её дочерних компаний), параллельно PepsiCo выкупила на рынке ещё 11 % акций ВБД. У американской компании осталось право полного выкупа компании. Предполагалось, что в случае своего завершения эта сделка станет рекордной по объёму иностранных инвестиций в несырьевой сектор России. В итоге по состоянию на 3 февраля 2011 года PepsiCo владела 76,98 % ВБД, а на 31 декабря 2011 года - 98,41 %.
По состоянию на 31.12.2011 основным собственником ОАО «Вимм-Билль-Данн» являлось ОАО «Вимм-Билль-Данн продукты питания» (доля участия в уставном капитале - 98,41 %). ОАО «Вимм-Билль-Данн продукты питания» на 100 % принадлежит компании Pepsi-Cola (Bermuda) Limited (располагается на Бермудских о-вах).
ОАО «Вимм-Билль-Данн» принадлежит 36 производственных предприятий, выпускающих молочные продукты, соки и минеральную воду, а также центры продаж более чем в 25 городах России и странах СНГ. Компании принадлежат торговые марки «J7», «100 % Gold Premium», «Любимый сад», «Домик в деревне», «Весёлый молочник», «Агуша» и т. п. (всего свыше 1000 наименований молочной продукции и более 150 наименований соков, фруктовых нектаров, негазированных напитков).
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - крупнейший в России производитель полезных для здоровья продуктов питания. Сегодня в компанию входит 37 производственных предприятий в России, на Украине и в Центральной Азии. Компания имеет торговые представительства более чем в 50 городах России и стран СНГ. В общей сложности на предприятиях компании работает более 16 000 человек.
ОАО «Вимм-Билль-Данн» производит весь спектр традиционной молочной продукции, продукты йогуртно-десертнойгруппы, сыры, соки и нектары для потребителей всех возрастов, а также бутилированную минеральные, столовые и питьевые воды и детское питание. Основные бренды: «Домик в деревне», «BioMax», «Веселый молочник», «Имунеле», «Чудо», «Ламбер», «Гранфор», J7, «Любимый сад», «Ессентуки», «Родники России», «Агуша», «Здрайверы».
«Вимм-Билль-Данн Продукты питания» стал первой российской компаний сектора FMCG, разместившей свои акции в форме американских депозитарных расписок (ADRs) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). 8 февраля 2002 года акции компании были включены в котировальные листы 3-го, самого высокого, уровня списка торгующихся компаний. С момента выхода на NYSE капитализация ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» выросла в пять раз и на сегодняшний день составляет 4,3 млрд долларов США.
За время присутствия на бирже «Вимм-Билль-Данн» получил наивысший среди российских компаний рейтинг корпоративного управления Standard& Poor's (S& P) 7+ (GAMMA 7+), который компания стабильно удерживает на протяжении последних трех лет. На данный момент ВБД остается единственной российской компанией с таким высоким рейтингом корпоративного управления S& P.
Производственная структура организации отражена на рисунке 1 и включает в себя 39 подразделений на территории РФ и других стран.
Рисунок 1 - Производственная структура организации [21]
Компания «Вимм-Билль-Данн» создала единую производственную сеть в регионах России и странах СНГ, став общенациональным российским производителем. Сейчас в группу компаний «Вимм-Билль-Данн» входит 39 производственных предприятий.
Предприятия:
1) Москва: Лианозовский молочный комбинат (ОАО «Вимм-Билль-Данн»); Завод детских молочных продуктов (ОАО); Царицынский молочный комбинат (ОАО); Очаковский молочный завод (ОАО); Вимм-Билль-Данн Продукты Питания (ОАО);
2) Ангарск: Молочный комбинат «Ангарский» (ОАО); п.г.т. Анна Аннинский филиал ОАО «ВБД ПП»; Молока (филиал ОАО «ВБД»);
3) Воронежская область: Аннинское молоко (ООО);
4) Гулькевичи: Гулькевичский маслозавод (ЗАО);
5) Обнинск: Обнинский молочный завод (ОАО); Обнинский филиал ОАО «ВБД ПП»;
6) Омск и Омская область: Павлоградский молочный завод; Крутинский молочный комбинат; Молзавод «Пионерский»; Манрос М (филиал ОАО «ВБД»);
7) Сумская область: Бурынский завод сухого молока (ОАО);
8) Тбилиси: Грузинские продукты (ООО);
9) Ессентуки: Ессентукский завод минеральных вод (ОАО);
10) Курск и Курская обл: Экспериментальный комбинат детского питания, ЭКДП (ОАО); п. Чермошной, Чермошной филиал ОАО «ВБД ПП»;
11) Киев: Киевский городской молочный завод №3 (ОАО);
12) Ташкент: Vimm-Bill-Dann Toshkent (ООО);
13) Белгородская обл.: п. Вейделевка, Молоко Вейделевки (ООО);
14) Нижний Новгород: Молочный комбинат «Нижегородский» (филиал ОАО «ВБД»);
15) Санкт-Петербург: Балтийское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
16) Тимашевск: Тимашевский молочный комбинат (филиал ОАО «ВБД»);
17) Гулькевичи: Гулькевичский маслозавод (ЗАО);
18) Новосибирск: Сибирское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
19) Владивосток: Владивостокский молочный комбинат (филиал ОАО «ВБД»);
20) Назарово: Назаровское молоко (филиал ОАО «ВБД»);
21) Карасук: Карасукское молоко (ДЗАО);
22) Рубцовск: Рубцовский молочный завод (филиал ОАО «ВБД»);
23) Сургут: Сургутский гормолзавод (филиал ОАО «ВБД»);
24) Уфа: Уфамолагропром (филиал ОАО «ВБД»);
25) Туймазы: Туймазинский молокозавод (ОАО)
26) Первоуральск: Первоуральский городской молочный завод (филиал ОАО «ВБД»);
27) Бишкек: Бишкексут (ОАО);
28) Ташкент: Тошкент Сут (ОАО);
29) Украина Харьков, Бурынь: Харьковский молочный комбинат (филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина»); Бурынский завод сухого молока (филиал ОАО «Вимм‑Билль‑Данн Украина»);
30) Московская обл., г. Раменское: Сок Раменский молочный комбинат (ОАО «Вимм‑Билль‑Данн Напитки»);
31) Тула: Сок, Детское питание Фрутопак (ЗАО).
Производственное присутствие ОАО «Вимм-Билль-Данн» отражено на рисунке 2. [22]
Рисунок 2 - Производственное присутствие ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.2. Структура и функции органов управления. Анализ экономических показателей деятельности организации
Органами управления ОАО «Вимм-Билль-Данн» являются:
- общее собрание акционеров;
- председатель правления (директор).
Высшим органом управления компании является общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Все собрания, помимо годового, являются внеочередными. Решение вопроса о проведении годового или внеочередного общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня относится к компетенции Председателя Правления Общества.
Руководство текущей деятельностью компании осуществляется единоличным исполнительным органом - директором (председателем правления). Единоличный исполнительный орган подотчетен общему собранию акционеров.
Председатель правления осуществляет функции директора. К компетенции единоличного исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Единоличный исполнительный орган организует выполнение решений общего собрания акционеров.
Председатель правления без доверенности действует от имени предприятия, в том числе: